Международная консалтинговая компания KPMG подготовила отчёт об операциях у финтехкомпаний в Узбекистане, инвестициях и законодательной базе в этой сфере, а также спрогнозировала объёмы рынка рассрочки к 2027 году. Публикуем самое интересное из этого отчёта.
Click, Payme и Uzum Bank — ведущие финтехкомпании на рынке безналичных операций
Click и Payme стали лидерами рынка по общему объёму транзакций среди платёжных организаций в 2022 году. В 2023 году общий объём транзакций Click и Payme увеличился на 36% и 42% соответственно (в долларах США).
P2P-переводы (с карты на карту) — подавляющая часть объёма транзакций среди платёжных организаций. В свою очередь безналичные платежи: платежи через POS-терминалы (аппараты для приёма платежей по карте) и интернет-эквайринг (онлайн-оплата в интернете) — основной вид безналичных операций среди клиентов банков.
Click | Payme | Uzum Bank | |
Оценённый объём безналичных операций | $5,195 млн | $3,620 млн | $9,519 млн |
Ежемесячные активные пользователи (MAU — количество человек, которые заходили в приложение хотя бы раз в течение месяца) | 5 млн | 3,3 млн | 1,4 млн |
Количество счетов (включает пользователей телеграм-ботов и USSD-кодов) | 15 млн | 11,6 млн | >5 млн (2022) |
Транзакции | >450 млн | ~111 млн (2021) | ~55 млн (2021) |
Рост инвестиций и появление иностранных инвесторов на финтехрынке Узбекистана
2022
Казахстанский венчурный фонд Semurg приобрёл Multibank — стартап в сфере B2B-банкинга и бизнес-инструментов с лицензией на организацию платежей.
Телекоммуникационная и платёжная компания Humans приобрела 100% акций финтехигрока UPay.
2023
Freedom Holding Corp., американский финансовый конгломерат со штаб-квартирой в Казахстане, приобрёл Paybox — B2B-сервис с лицензией на организацию платежей в Узбекистане.
Оманская инвестиционная компания UzOman, вкладывающая средства в Узбекистан с 2009 года, инвестировала в ZOOD.
Группа TBC Bank приобрела оставшуюся долю в 49% акций Payme.
Uzum Holding рассматривал возможность приобретения Click — крупнейшей платёжной платформы в Узбекистане. В июне 2024 года стало известно, что Совет директоров Uzum отказался от слияния с Click.
Изменения в законодательстве, ожидаемые в секторе финтеха
Изменение формы собственности с ООО на АО
- Начиная с 1 июля 2024 года АО — обязательная форма собственности для платёжных систем и организаций.
- АО обязаны раскрывать ежеквартальные и годовые отчёты, структуру собственности, существенные сделки.
Изменение регулирующего органа
- Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан назначено регулирующим органом (вместо Министерства цифровых технологий и Министерства инвестиций, промышленности и торговли).
Требования к капиталу увеличиваются до 10 и 50 млрд сумов
- С 1 июля 2024 года требование к капиталу для платёжных организаций составляет 10 млрд сумов (было от 1 до 5 млрд сумов).
- С 1 июля 2024 года требование к капиталу платёжных систем (Humo, Uzcard) составляет 50 млрд сумов (было от 10 млрд сумов).
- С 1 июля 2025 года требование к капиталу платёжных организаций составит 20 млрд сумов.
Повышение контроля над P2P-переводами
- Более строгий контроль будет введён в отношении частых и существенных P2P-переводов.
- Ужесточение контроля за переводами поставщикам игорных услуг.
Прогноз объёма безналичных платежей и P2P-транзакций на 2024–2027 годы млн долл. США | ||||
2024 | 2025 | 2026 | 2027 | |
Безналичные платежи | 25 687 | 28 350 | 30 883 | 34 217 |
P2P-транзакции | 45 408 | 58 147 | 67 607 | 72 987 |
1,5х
прогнозируемый рост безналичных платежей к концу 2027 года
2,2х
прогнозируемый рост P2P-транзакций к концу 2027 года
29%–33%
прогнозируемый целевой показатель безналичных платежей в процентах от ВВП к концу 2027 года
Рынок POS-финансирования и BNPL в Узбекистане
POS-финансирование (потребительский кредит, выдаваемый без появления в банке, прямо на торговой точке, например в магазине техники, при покупке товара) существует на рынке Узбекистана уже долгое время. В 2019–2020 гг. финансовые организации начали разрабатывать собственные предложения, автоматизируя процессы и активно продвигая опцию оплаты BNPL (в рассрочку) и цифровизируя процесс POS-финансирования.
Учитывая значительное население Узбекистана (~37 млн человек) и его стабильное экономическое развитие, страна открывает перспективы для развития цифровых и финтехуслуг.
$450–$500 млн
оценка GMV общего рынка POS-финансирования и BNPL в Узбекистане в 2023 году
~77%
доля офлайн-GMV на общем рынке POS-финансирования и BNPL в 2023 году
Офлайн-GMV (общий объём оборота товаров без учёта возвратов, обменов, скидок) имеет бо́льшую долю, чем онлайн-GMV, так как в основном включает POS-финансирование, которое появилось в Узбекистане задолго до онлайн-опций. Alif — один из крупнейших поставщиков POS-финансирования, работающих исключительно в офлайне. Компания же ZOOD, в отличие от других участников рынка, больше представлена в онлайн-сегменте.
POS-финансирование и BNPL, предлагаемые нефинансовыми организациями, не регулируются по состоянию на 2023 год. Учитывая, что рассрочки только недавно стали заметным фактором долговой нагрузки населения, нормы регулирования ещё не введены.
Alif Nasiya и Uzum Nasiya занимали 2/3 от общего объёма рынка по GMV в 2023 году
25% Alif Nasiya $123 млн | 44% Uzum Nasiya $210 млн | 33% Прочие $156 млн |
Итого: $450–500 млн |
Самые популярные категории среди пользователей POS-финансирования и BNPL
- Электроника
- Бытовая техника
- Мода
- Аксессуары (спорт/авто)
>50%
общего объёма GMV в e-commerce приходится на электронику
Теневой рынок сдерживает рост рынка POS-финансирования и BNPL
- Теневой рынок предлагает более низкие цены на товары из-за несоблюдения таможенных обязательств.
- Покупатели выбирают официальные онлайн- и офлайн-точки продаж для рассрочки, когда не могут себе позволить совершить единовременную операцию наличными.
Переход на МФО
Переход на МФО (межфилиальный оборот — система расчётов между расчётно-кассовыми центрами по операциям коммерческих банков, а также их собственным операциям и операциям Центрального банка) расширит спектр продуктов, подходящих для рассрочки, одновременно вводя регуляторные требования.
Возможность оплачивать услуги в рассрочку через МФО
- Услуги стоматологических кабинетов, салонов красоты, абонементы в спортзал, туры можно будет оплачивать в рассрочку.
- Карты рассрочек с единым лимитом — удобный способ оплаты услуг. Uzum Nasiya собирается запустить такую карту в конце 2024 года.
Упрощённое взаимодействие с малым бизнесом
- По словам участников рынка, малый бизнес игнорирует обязательства по обработке счетов-фактур.
- МФО позволит работать с продавцами, которые не обрабатывают счета-фактуры, — в этом случае покупатели приобретают товары на деньги, одолженные у МФО, в отличие от BNPL-продавцов, которые покупают товары у продавцов как юридических лиц и перепродают их.
Подверженность нормативным требованиям
- Сумма наценок, комиссий, сборов не может превышать 50% от суммы кредита в год.
- Предельная сумма микрофинансирования — 100 млн сумов с 2024 года.
- ЦБ Узбекистана требует от МФО предоставлять отчёты по каждой рассрочке, предоставляемой покупателям.
- Лицензия МФО отзывается, если МФО не предоставляет корректные отчёты в течение ограниченного числа попыток.
Отсутствие налога на добавленную стоимость
- Благоприятным сопутствующим эффектом перехода на МФО является отсутствие 12% НДС.
Приверженность Узбекистана к развитию финтехиндустрии в стране
2017
Национальная стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития на 2017–2021 гг. Впервые правительство начало привлекать инвестиции в государственные банки, продавая акции банков иностранным инвесторам.
2019
Благодаря Закону о платёжных системах появился рынок для нового типа компаний. С началом оперирования большинства платёжных сервисов на рынке Узбекистана возникла конкуренция.
2019–2020
Развитие национальной информационно-коммуникационной системы. Правительственная программа приватизации стимулировала приток инвестиций в страну. COVID-19 способствовал укреплению доверия к цифровым банковским системам.
2022
Указ Президента Республики Узбекистан для операторов платёжных систем о введении обязанности подключаться к онлайн-кассам с интеграцией в информационные системы налоговых органов. Основная цель — снижение доли теневой экономики.
2022–2026
Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг. Введение цифровой трансформации в национальную экономику, промышленность и в целом по стране. Повышение уровня цифровизации операционных процессов в банковском секторе.
2023
Требования к капиталу в отношении банков и платёжных организаций. Если иностранный инвестор хочет владеть 100% акций местной платёжной организации в Узбекистане, он должен иметь аналогичную лицензию за рубежом и $400 тысяч уставного капитала.
2030
Цифровой Узбекистан-2030. Все обязательные государственные платежи в виде сборов и штрафов осуществляются через платежные онлайн-сервисы.
Источники: сайты изучаемых компаний; orginfo.uz; интервью с участниками рынка; ЦБУ; годовые отчёты TBC Bank; Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению защиты прав потребителей цифровой продукции (услуг) и борьбе с правонарушениями, совершаемыми посредством цифровых технологий»; kaspi.kz; EIU; анализ KPMG; открытые источники.