Skip to main content

Международная консалтинговая компания KPMG подготовила отчёт об операциях у финтехкомпаний в Узбекистане, инвестициях и законодательной базе в этой сфере, а также спрогнозировала объёмы рынка рассрочки к 2027 году. Публикуем самое интересное из этого отчёта.

Click, Payme и Uzum Bank — ведущие финтехкомпании на рынке безналичных операций

Click и Payme стали лидерами рынка по общему объёму транзакций среди платёжных организаций в 2022 году. В 2023 году общий объём транзакций Click и Payme увеличился на 36% и 42% соответственно (в долларах США).

P2P-переводы (с карты на карту) — подавляющая часть объёма транзакций среди платёжных организаций. В свою очередь безналичные платежи: платежи через POS-терминалы (аппараты для приёма платежей по карте) и интернет-эквайринг (онлайн-оплата в интернете) — основной вид безналичных операций среди клиентов банков.

ClickPaymeUzum Bank
Оценённый объём безналичных операций$5,195 млн$3,620 млн$9,519 млн
Ежемесячные активные пользователи (MAU — количество человек, которые заходили в приложение хотя бы раз в течение месяца)5 млн3,3 млн1,4 млн
Количество счетов (включает пользователей телеграм-ботов и USSD-кодов)15 млн11,6 млн>5 млн

(2022)

Транзакции>450 млн~111 млн

(2021)

~55 млн

(2021)

Рост инвестиций и появление иностранных инвесторов на финтехрынке Узбекистана

2022

Казахстанский венчурный фонд Semurg приобрёл Multibank — стартап в сфере B2B-банкинга и бизнес-инструментов с лицензией на организацию платежей.

Телекоммуникационная и платёжная компания Humans приобрела 100% акций финтехигрока UPay.

2023

Freedom Holding Corp., американский финансовый конгломерат со штаб-квартирой в Казахстане, приобрёл Paybox — B2B-сервис с лицензией на организацию платежей в Узбекистане.

Оманская инвестиционная компания UzOman, вкладывающая средства в Узбекистан с 2009 года, инвестировала в ZOOD.

Группа TBC Bank приобрела оставшуюся долю в 49% акций Payme.

Uzum Holding рассматривал возможность приобретения Click — крупнейшей платёжной платформы в Узбекистане. В июне 2024 года стало известно, что Совет директоров Uzum отказался от слияния с Click.

Изменения в законодательстве, ожидаемые в секторе финтеха

Изменение формы собственности с ООО на АО

  • Начиная с 1 июля 2024 года АО — обязательная форма собственности для платёжных систем и организаций.
  • АО обязаны раскрывать ежеквартальные и годовые отчёты, структуру собственности, существенные сделки.

Изменение регулирующего органа

  • Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан назначено регулирующим органом (вместо Министерства цифровых технологий и Министерства инвестиций, промышленности и торговли).

Требования к капиталу увеличиваются до 10 и 50 млрд сумов

  • С 1 июля 2024 года требование к капиталу для платёжных организаций составляет 10 млрд сумов (было от 1 до 5 млрд сумов).
  • С 1 июля 2024 года требование к капиталу платёжных систем (Humo, Uzcard) составляет 50 млрд сумов (было от 10 млрд сумов).
  • С 1 июля 2025 года требование к капиталу платёжных организаций составит 20 млрд сумов.

Повышение контроля над P2P-переводами

  • Более строгий контроль будет введён в отношении частых и существенных P2P-переводов.
  • Ужесточение контроля за переводами поставщикам игорных услуг.

 

Прогноз объёма безналичных платежей и P2P-транзакций на 2024–2027 годы

млн долл. США

2024202520262027
Безналичные платежи25 68728 35030 88334 217
P2P-транзакции45 40858 14767 60772 987

1,5х

прогнозируемый рост безналичных платежей к концу 2027 года

2,2х

прогнозируемый рост P2P-транзакций к концу 2027 года

29%–33%

прогнозируемый целевой показатель безналичных платежей в процентах от ВВП к концу 2027 года

Рынок POS-финансирования и BNPL в Узбекистане

POS-финансирование (потребительский кредит, выдаваемый без появления в банке, прямо на торговой точке, например в магазине техники, при покупке товара) существует на рынке Узбекистана уже долгое время. В 2019–2020 гг. финансовые организации начали разрабатывать собственные предложения, автоматизируя процессы и активно продвигая опцию оплаты BNPL (в рассрочку) и цифровизируя процесс POS-финансирования.

Учитывая значительное население Узбекистана (~37 млн человек) и его стабильное экономическое развитие, страна открывает перспективы для развития цифровых и финтехуслуг.

$450–$500 млн

оценка GMV общего рынка POS-финансирования и BNPL в Узбекистане в 2023 году

~77%

доля офлайн-GMV на общем рынке POS-финансирования и BNPL в 2023 году

Офлайн-GMV (общий объём оборота товаров без учёта возвратов, обменов, скидок) имеет бо́льшую долю, чем онлайн-GMV, так как в основном включает POS-финансирование, которое появилось в Узбекистане задолго до онлайн-опций. Alif — один из крупнейших поставщиков POS-финансирования, работающих исключительно в офлайне. Компания же ZOOD, в отличие от других участников рынка, больше представлена в онлайн-сегменте.

POS-финансирование и BNPL, предлагаемые нефинансовыми организациями, не регулируются по состоянию на 2023 год. Учитывая, что рассрочки только недавно стали заметным фактором долговой нагрузки населения, нормы регулирования ещё не введены.

Alif Nasiya и Uzum Nasiya занимали 2/3 от общего объёма рынка по GMV в 2023 году

25%

Alif Nasiya

$123 млн

44%

Uzum Nasiya

$210 млн

33%

Прочие

$156 млн

Итого: $450–500 млн

Самые популярные категории среди пользователей POS-финансирования и BNPL

  1. Электроника
  2. Бытовая техника
  3. Мода
  4. Аксессуары (спорт/авто)

>50%

общего объёма GMV в e-commerce приходится на электронику

Click, Payme, Uzum Bank: куда движется финтех

Теневой рынок сдерживает рост рынка POS-финансирования и BNPL

  • Теневой рынок предлагает более низкие цены на товары из-за несоблюдения таможенных обязательств.
  • Покупатели выбирают официальные онлайн- и офлайн-точки продаж для рассрочки, когда не могут себе позволить совершить единовременную операцию наличными.

Переход на МФО

Переход на МФО (межфилиальный оборот — система расчётов между расчётно-кассовыми центрами по операциям коммерческих банков, а также их собственным операциям и операциям Центрального банка) расширит спектр продуктов, подходящих для рассрочки, одновременно вводя регуляторные требования.

Возможность оплачивать услуги в рассрочку через МФО

  • Услуги стоматологических кабинетов, салонов красоты, абонементы в спортзал, туры можно будет оплачивать в рассрочку.
  • Карты рассрочек с единым лимитом — удобный способ оплаты услуг. Uzum Nasiya собирается запустить такую карту в конце 2024 года.

Упрощённое взаимодействие с малым бизнесом

  • По словам участников рынка, малый бизнес игнорирует обязательства по обработке счетов-фактур.
  • МФО позволит работать с продавцами, которые не обрабатывают счета-фактуры, — в этом случае покупатели приобретают товары на деньги, одолженные у МФО, в отличие от BNPL-продавцов, которые покупают товары у продавцов как юридических лиц и перепродают их.

Подверженность нормативным требованиям

  • Сумма наценок, комиссий, сборов не может превышать 50% от суммы кредита в год.
  • Предельная сумма микрофинансирования — 100 млн сумов с 2024 года.
  • ЦБ Узбекистана требует от МФО предоставлять отчёты по каждой рассрочке, предоставляемой покупателям.
  • Лицензия МФО отзывается, если МФО не предоставляет корректные отчёты в течение ограниченного числа попыток.

Отсутствие налога на добавленную стоимость

  • Благоприятным сопутствующим эффектом перехода на МФО является отсутствие 12% НДС.

Приверженность Узбекистана к развитию финтехиндустрии в стране

2017

Национальная стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития на 2017–2021 гг. Впервые правительство начало привлекать инвестиции в государственные банки, продавая акции банков иностранным инвесторам.

2019

Благодаря Закону о платёжных системах появился рынок для нового типа компаний. С началом оперирования большинства платёжных сервисов на рынке Узбекистана возникла конкуренция.

2019–2020

Развитие национальной информационно-коммуникационной системы. Правительственная программа приватизации стимулировала приток инвестиций в страну. COVID-19 способствовал укреплению доверия к цифровым банковским системам.

2022

Указ Президента Республики Узбекистан для операторов платёжных систем о введении обязанности подключаться к онлайн-кассам с интеграцией в информационные системы налоговых органов. Основная цель — снижение доли теневой экономики.

2022–2026

Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг. Введение цифровой трансформации в национальную экономику, промышленность и в целом по стране. Повышение уровня цифровизации операционных процессов в банковском секторе.

2023

Требования к капиталу в отношении банков и платёжных организаций. Если иностранный инвестор хочет владеть 100% акций местной платёжной организации в Узбекистане, он должен иметь аналогичную лицензию за рубежом и $400 тысяч уставного капитала.

2030

Цифровой Узбекистан-2030. Все обязательные государственные платежи в виде сборов и штрафов осуществляются через платежные онлайн-сервисы.

Источники: сайты изучаемых компаний; orginfo.uz; интервью с участниками рынка; ЦБУ; годовые отчёты TBC Bank; Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению защиты прав потребителей цифровой продукции (услуг) и борьбе с правонарушениями, совершаемыми посредством цифровых технологий»; kaspi.kz; EIU; анализ KPMG; открытые источники.