Skip to main content

Гиперперсонализация, соцсети как главный инструмент продаж и защита окружающей среды: главные мировые тренды ближайшего года

С 2020 года мир сотрясла череда кризисов, ускоривших масштабные изменения в самых разных сферах жизни. Новые заболевания, военные конфликты, исчерпание ресурсов, климатический кризис и технологический бум спровоцировали переосмысление ценностей и потребительских предпочтений. Первым на всё это отреагировал бизнес, и возник целый ряд трендов, следование которым стало синонимом успеха в последние годы.

Эволюция бизнес-моделей

Ведущая мировая консалтинговая фирма Gartner Inc. определяет цифровизацию как «использование технологий для изменения бизнес-модели и предоставления новых источников». Благодаря технологиям 4G и 5G, которые гарантируют беспрецедентную скорость передачи информации, стабильность интернет-соединения и непревзойдённую пропускную способность, стремительно развивается бизнес-модель XaaS (Anything as a service).

Появившись после модели SaaS (Software as a Service — дистрибуция программного обеспечения по подписке вместо продажи), XaaS преобразует огромный спектр цифровых продуктов, инструментов и технологий (всего, что нужно современной компании) в сервис. С помощью XaaS предприниматели могут оформить подписку на использование готового программного обеспечения (SaaS), платформ для разработки (PaaS), инфраструктуры (IaaS) и многого другого, экономя на разработке собственных решений.

В условиях нестабильности глобальных рынков и повышенных рисков XaaS даёт бизнесу небывалую гибкость, позволяя моментально получать доступ к передовым технологиям и оставаться конкурентоспособными. XaaS-модель будет уверенно расти в 2024 году и далее. В ближайшие шесть лет мировой объём услуг, предоставляемых по XaaS-модели, будет увеличиваться в среднем на 23,4% в год и к концу десятилетия достигнет $1,2 триллиона, согласно оценке международной консалтинговой компании Spherical Insights LLP.

Новое лицо бизнеса

Гиперперсонализация и предвосхищение желаний

Уже сейчас искусственный интеллект помогает корпорациям принимать решения, основанные на глубоком анализе огромных массивов данных о клиентах. Amazon, например, применяет искусственный интеллект, чтобы предугадывать желания пользователей прежде, чем они заявят о них сами. Для этого корпорация анализирует большие объёмы клиентских данных при помощи сложных алгоритмов машинного обучения. В итоге компания получает детальный портрет потребителя и автоматически предоставляет ему персонализированные предложения товаров и услуг.

В 2024 году распространение тренда продолжится и всё больше компаний будут использовать передовую аналитику, искусственный интеллект и машинное обучение для предоставления клиентам индивидуальных предложений по продуктам и сервисам. Будут развиваться и платформы, собирающие все доступные данные о клиентах в одном месте. Они станут незаменимым инструментом для анализа рыночных трендов и создания персонализированных предложений.

По данным консалтинговой фирмы Accenture, 91% потребителей предпочитают бренды, которые предоставляют актуальные именно для них предложения и рекомендации. Таким образом, персонализированный клиентский опыт превращается в основу для повышения клиентской лояльности и сохранения конкурентоспособности.

Страсти вокруг автоматизации

Другая ключевая сфера применения ИИ — автоматизация бизнес-процессов и клиентского сервиса. Инструменты, созданные на основе ИИ, уже успешно выполняют рутинные задачи, повышая производительность труда и сокращая расходы. Использование чат-ботов, например, становится наиболее быстрым способом получения ответов на основные вопросы и жалобы клиентов, позволяя сотрудникам кол-центров сосредоточиться на более сложных запросах.

В то же время автоматизация остаётся в центре острых дебатов из-за опасений, что слишком быстрое развитие искусственного интеллекта может оставить без работы миллионы людей в разных секторах экономики. Голливуд сотрясли и полностью остановили кинопроцесс две масштабные забастовки сценаристов и актёров, которые выступили против автоматизации своего труда. Вполне вероятно, что представители других сфер бизнес-деятельности присоединятся к протестному движению в ближайший год.

Забота об экологии и ценностях

Во времена, когда изменение климата провоцирует разрушительные природные катастрофы, а борьба за справедливое распространение ресурсов становится крайне острой, запрос на социально и экологически ответственный бизнес растёт как у потребителей, так и у инвесторов. В 2024 году принципы устойчивого развития, которые требуют внимания к проблемам экологии, социальной справедливости и взвешенного корпоративного управления, будут выходить в бизнесе на первый план — по крайней мере в компаниях мирового масштаба.

В ближайший год будет всё сложнее представить компанию без чёткой, подкреплённой планом действий стратегии по уменьшению негативных последствий её деятельности для окружающей среды и общества. Планы также должны будут охватывать всю цепочку поставок компании и ESG учётные данные её поставщиков. Например, предприниматели будут с бо́льшим вниманием относиться к поставщикам облачных услуг ввиду обострившихся дискуссий о пагубном влиянии центров обработки данных на окружающую среду.

Всё это приведёт к уверенному росту рынка устойчивых технологических решений. Согласно отчёту исследовательской организации Vantage Market Research, в период с 2021 по 2028 годы он вырастет с $10,9 до $44,4 миллиарда. И здесь драйвером роста станут умные технологии. Использование искусственного интеллекта и интернета вещей поможет компаниям при мониторинге изменений окружающей среды, сокращении выбросов и принятии оптимальных бизнес-решений.

Например, автопарки компаний, интегрированные с интернетом вещей, используют передовую телематику для передачи данных, позволяющих минимизировать расход топлива и максимизировать эффективность при грузовых перевозках. Также стоит отметить развитие программного обеспечения для оценки влияния бизнеса на окружающую среду и полный переход на электронный документооборот.

Новое лицо бизнеса

Гибкая рабочая сила

После официального окончания пандемии тренд на гибкие варианты работы и построения карьеры никуда не пропал, даже несмотря на то, что некоторые сотрудники добровольно вернулись в офисы. Есть и те, кто предпочитает искать новую работу, часто в других странах. По оценке аналитического финансового портала My Millennial Guide, в 2024 году 72% корпоративных работников будут поддерживать гибридный формат работы.

Тренд уже способствовал масштабному переосмыслению управления трудовыми ресурсами, и компании активно ищут способы повышения продуктивности и вовлечённости работников. В 2024 году компании будут уделять больше внимания удержанию ценных сотрудников, предоставляя им гибкие графики, обучение и работу, соответствующую современным ценностным установкам.

Кроме того, ускоренная цифровая трансформация приведёт к тому, что сотрудники компаний будут всё более активно использовать в работе искусственный интеллект, умных роботов и другие новейшие технологии. Это потребует от них постоянного переобучения и повышения квалификации, что бременем ляжет на плечи предпринимателей.

Соцсети как главный канал торговли

Онлайн-коммерция через соцсети продолжит активно вытеснять другие каналы продаж. Платформа бизнес-аналитики Statista оценивает объём мировых продаж через соцсети в 2023 году в $1,298 триллиона, а к 2026-му этот уровень должен достичь практически $3 триллионов. Консалтинговый гигант McKinsey и вовсе считает, что социальные сети станут доминирующим каналом продаж в ритейле.

Это подтверждает и исследование агентства маркетинговых коммуникаций Wunderman Thompson, которое подсчитало, что в 2022 году 63% американцев совершали покупки через социальные сети. Лидерами в этом зачёте стали платформы Facebook и Instagram.

В этой связи бизнес всё больше внимания будет уделять соцсетям и искать новые подходы для продаж. В частности, бренды и компании начнут придерживаться тактики превращения клиентов в своих последователей через создание сообществ в социальных сетях. Для этого они будут всё чаще обращаться к контенту, создаваемому клиентами, которые делятся своим опытом использования сервисов или продуктов. Такой подход даёт аудитории соцсетей аутентичный взгляд на бизнес и его деятельность, повышая вовлечённость потенциальных клиентов и лояльность уже существующих. Кроме того, отзывы довольных клиентов работают на привлечение новых и расширение клиентской базы в целом.

Новое лицо бизнеса

Другой тактикой, к которой будут прибегать всё больше компаний, станет использование услуг микро- и наноинфлюэнсеров — блогеров с аудиторией от 500 до 100 000 фолловеров. Именно эта категория блогеров способна вызвать больший отклик у аудитории небольшого сообщества, которая скорее будет ассоциировать себя с микроинфлюэнсерами, чем с блогерами-«миллионщиками».  Главное, на что предпринимателям предстоит обращать внимание, — это то, чтобы микроинфлюэнсеры охватывали определённую бизнес-нишу, имели свою аудиторию и могли обеспечить высокую рентабельность инвестиций.

Текст: