В апреле 2022 года в Ташкенте был запущен первый сервис онлайн-аренды электросамокатов. За короткий промежуток времени услуга под названием «кикшеринг» приобрела большую популярность, а число компаний, сдающих самокаты в аренду, стремительно увеличивается. Вслед за Россией, Казахстаном и Сербией наша страна открыла двери для сервиса, вокруг которого, равно как и вокруг других брендов, неизбежно разгораются споры. Рассказываем, в чём плюсы и минусы такого вида транспорта.
Преимущества электросамокатов многим сейчас кажутся очевидными, а их популярность — вполне обоснованной. Это средство передвижения не первый раз завоёвывает тротуары, а тренд на экологичное передвижение зародился вовсе не в XXI веке, а гораздо раньше.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Электрический самокат — это дорожное транспортное средство, двигатель которого потребляет электричество. Его прародителями были электрические велосипеды, точное время изобретения которых не известно. Впрочем, не ошибёмся, если назовём XIX век. Дело в том, что первый зарегистрированный патент на электровелосипед датирован 1895-м годом, но его автор Огден Болтон-младший утверждал: «Моё изобретение призвано улучшить конструкцию электрического велосипеда». Значит, они уже существовали.
Звучит будто бы неправдоподобно. Где электровелосипед и где XIX век? Но всё становится логичным, если вспомнить, что первый электромотор был изобретен ещё в 1740 году, а свинцово-кислотная батарея и электроповозка (мотоцикл с коляской) — к 1881 году. Просто кто-то додумался совместить велосипед, электромотор и пару-тройку свинцово-кислотных батарей, а Болтон-младший усовершенствовал агрегат. Его и будем считать прародителем кикшеринга.
На бизнес-рельсы электровелосипед поставил британский производитель Humber в 1896 году. Устройство хоть и было громоздким и неуклюжим, едва ли схожим с сегодняшним, им можно было пользоваться вдвоём, а в начале XX века всерьёз рассматривалось как альтернатива автомобилю.
С велосипедами разобрались. А когда же всё-таки появился первый электросамокат? Вероятно, многие подумают, в течение последних 20–30 лет. Как бы не так! Впервые мир увидел это «хипстерское» чудо техники в 1915 году, когда самокаты фирмы Autoped заполонили магазины Нью-Йорка — всего через три года после гибели «Титаника». В городе, куда он так и не приплыл. Особенно примечательно, что светофоры появились только спустя 15 лет — электросамокаты старше, чем правила дорожного движения!
Далее — почти столетняя история взлётов и падений популярности электросамокатов, постоянная модернизация и путь к современному виду, который только недавно стал по-настоящему массовым, феноменальным, но при этом спорным явлением.
ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ СЕГОДНЯ
Идея предоставлять самокаты в аренду не нова, однако бум популярности случился совсем недавно. В 2017 году американская компании Bird и Lime так «разогрели» американский рынок, что улицы крупных городов в момент оказались заполнены манёвренными и дешевыми самокатами.
Цена сыграла ключевую роль: сопротивляться явлению уже было невозможно, когда за доллар человек имел возможность добраться без долгих пеших прогулок и пробок из пункта А в пункт Б. Также киллер-фичей оказалась цифровизация услуги: для аренды самоката достаточно скачать приложение, отсканировать QR-код — и вперёд.
Успех компаний привлёк крупных инвесторов: только Uber, Alphabet и Google вложили в 2018 году более $1 млрд в шеринги самокатов. Через год после основания компания Bird оценивалась в $2 млрд. Впечатляющему примеру последовали многие, сервисы стали появляться по всему миру и конкурировать между собой. Самая ходовая модель на рынке — Xiaomi M3-65. Окупается самокат примерно через 10 месяцев, что делает бизнес весьма прибыльным, учитывая объемы.
ПРОБЛЕМАТИКА
Все, казалось бы, замечательно и прекрасно: возможность добраться до пункта назначения быстро и недорого; дороги разгружаются, самокат — экологичный. Однако новое транспортное средство породило ряд сложных вопросов: как регулировать индустрию? Каким правилам дорожного движения подчиняются самокаты? Ппочему транспортным средством можно пользоваться без водительских прав?
По мере роста числа самокатов увеличивалось число дорожно-транспортных происшествий. Главной проблемой до сих пор остаётся тот факт, что наезд самокатчика на пешехода не является ДТП как таковым, так как самокат де-юре в подавляющем большинства стран не является транспортным средством. Такая ситуация с точки зрения закона идентична уличной драке: пешеход повздорил с пешеходом. Абсурд! Понять можно и бизнес, который моментально схлопнется, если для управления самокатом потребуются водительские права и все остальные бюрократические издержки.
Опыт мировых столиц показывает, что такая неопредёленность и казуистика порой может провоцировать откровенный самосуд: недовольные нарушенным покоем, пешеходы порой словесно или физически атакуют самокатчиков, становятся вандалами; более культурные противники создают петиции, строчат жалобы и добиваются (с переменным успехом) запрета на электросамокаты.
МИРОВОЙ ОПЫТ
Учитывая растущее число травм, связанных с использованием электросамокатов, государства начали предпринимать ряд мер, направленных на регулирование безответственного пользования устройствами.
▪️ В апреле 2023 года в Париже прошёл референдум на полный запрет электросамокатов, в котором 90% респондентов высказались за отмену этих транспортных средств.
▪️ В 2022 году власти финской столицы Хельсинки запретили прокат электронных самокатов после полуночи по выходным.
▪️ В Японии действует правило, согласно которому электросамокаты должны иметь номерной знак и боковые зеркала. Также на них запрещается ездить по тротуару.
▪️ В Великобритании для использования электросамокатов необходимо иметь водительское удостоверение категории Q.
▪️ В Дании, Испании и Норвегии с 2022 года введено обязательное ношение шлемов в качестве минимального технического стандарта.
▪️ В России с 2023 года пользователям электросамокатов запрещено перевозить груз и других пассажиров.
ГДЕ ИСКАТЬ КОМПРОМИСС
Узбекистан пока только привыкает к засилию средств индивидуальной мобильности (СИМ) — юридически электросамокат именуется так. Велосипед, кстати, так же. В 2023 году МВД Узбекистана разработало поправки в ПДД, регулирующие движение СИМ. Среди любопытного: электросамокату будет присвоен статус транспорта, и он станет участником правил дорожного движения.
Сервисы кикшеринга обязаны применять технологию автоматического снижения скорости в определённых зонах, а также разработать механизм, который не позволит стоять на самокате вдвоём или в нетрезвом состоянии. Помимо этого, нельзя кататься ночью, а для соблюдения возрастного порога (14 лет) будет применяться технология Face ID.
Также в новом проекте сказано, что индивидуальное транспортное средство должно быть оборудовано фарами или фонарями, тормозом, звуковым сигналом, а также белыми светоотражателями спереди, красными или оранжевыми светоотражателями по бокам и красными светоотражателями сзади.
Внедрение этих мер позволит минимизировать риски для пешеходов и участников дорожного трафика, а также создаст безопасные условия для самих самокатчиков. Бизнес со своей стороны всячески заинтересован в диалоге с государством и охотно взаимодействует по реализуемым поправкам.
Ярослав Каретников, основатель кикшеринг-сервиса YOTO:
С ростом популярности услуг аренды электросамокатов возникает вопрос о необходимости эффективного регулирования отрасли. Мы считаем, что важно вовлекать кикшеринговые компании в процесс разработки соответствующих нормативов и правил в сфере дорожного движения, касающихся использования электросамокатов.
В данной области функционирует Ассоциация микромобильности, объединяющая практически всех ключевых участников рынка. На сегодняшний день мы активно инициируем диалог с правительством для обсуждения предлагаемых законопроектов. Это необходимо для того, чтобы избежать возможных ограничений, которые могут негативно повлиять на деятельность кикшеринговых сервисов.
Хорен Лазарян, сооснователь бренда краткосрочной аренды электросамокатов IZZY:
Рано или поздно практически все крупные города мира приходят к проблеме транспортной перегрузки. Ташкент за один год проходит трансформацию, которую европейские города проходили в течение 5−10 лет. Микромобильность становится решением — это опыт многих развитых стран. Электросамокаты, которые соответствуют требованиям безопасности, должны стать доступным видом индивидуального транспорта. Это вклад в снижение нагрузки на экологию и облегчение трафика.
Мы, самостоятельно или в сотрудничестве с другими участниками рынка, готовы помогать пользователям осознанно подходить к управлению индивидуальным транспортом. Например, мы организовали «Академию вождения IZZY», где пользователи смогут получить необходимые навыки. Это поможет снизить риск ДТП, травм, повысить безопасность и культуру вождения. Мы убеждены, что электросамокат — это не развлечение, а личный транспорт.
Если представить идеальную картину мира, где все правила и законы соблюдаются, электросамокат по праву заслужит позитивный имидж экологического, удобного и недорогого вида транспорта. Как и с любым другим изобретением, которое в хороших руках и культурной обстановке сделает жизнь только лучше. По обе стороны тротуара.
Комментарии заимствованы из открытого источника uznews.uz.