В последние годы в Узбекистане наблюдается резкий рост числа вузов. С 2017 года их количество выросло с 77 до 211 — такие данные привела председатель Сената Олий Мажлиса республики Танзила Нарбаева. Она добавила: охват населения высшим образованием в стране увеличился с 9 до 42%, а число квот с 1999 года — в 4,9 раза.
Сегодня в вузах Узбекистана обучается более миллиона человек. При этом в январе–мае нынешнего года в зарубежные страны для обучения выехало 15,8 тыс. узбекистанцев, что на 7,4% меньше, чем годом ранее. Таковы данные Статагентства.
С увеличением количества образовательных учреждений и числа студентов формируется полезная конкурентная среда, приводящая к оптимизации нагрузки и внедрению современных цифровых технологий в образовательный процесс.
Частные университеты наравне с государственными прочно проросли в фундамент образовательной системы, выпуская специалистов различных профессий. На руководящие должности в вузы приглашаются в том числе профессионалы с мировым именем из зарубежных стран. Зарплата преподавателей растёт — сегодня это востребованная и престижная работа.
Всё это свидетельствует о возрастающей роли образования в жизни общества. Этой сфере уделяется особое внимание со стороны государства, реформы дают свои плоды.
На этом статью можно было бы закончить, создав обманчивое впечатление безоблачного настоящего и счастливого будущего. Однако важно понимать, что феноменальные показатели роста во многом являются реакцией государства на пульсирующие проблемы предыдущих лет и новые вызовы. Тема требует осмысления, критического подхода, беспристрастного анализа.
ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ: ПОКАЗАТЕЛИ АБИТУРИЕНТОВ
В 2023 году из 888,5 тыс. абитуриентов проходной балл для поступления не смогли набрать 439,3 тыс., то есть 49,4%. Почти половина.
Верховный муфтий Узбекистана Нуриддин Халикназаров отреагировал на это так: «Объявлены баллы выпускников школы, сдававших вступительные экзамены. Более 40% не ответили даже на двойку, это трагедия для нас. Вместо обсуждения длины бород нам следует побеспокоиться об этом вопросе. Нашему народу будет трудно обрести счастье, если мы не прекратим споры и не займёмся знаниями».
Заявление муфтия оказалось резонансным и породило много споров, особенно в соцсетях. Тем не менее первый шаг к решению проблемы — её признание. И Узбекистан в этом смысле демонстрирует незашоренность и дух конструктивизма. При таком подходе преодолевать любые сложности проще.
ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ: УРОВЕНЬ ПЕДАГОГОВ
Аналогичная ситуация с учителями. В 2022 году знания 86 тыс. из 220 тыс. учителей (37%) оценивались как «неудовлетворительные». В частности, было обнаружено, что знания учителей информатики, физики, английского языка, математики и химии, которые сейчас пользуются большим спросом, оставляют желать лучшего. Из 51 тыс. учителей иностранных языков только 17 тыс. (33%) имели степень С-1. Однако с 2025 года преподавать иностранный язык смогут учителя только со степенью С-1. Как видим, процент слабых выпускников школ и слабых педагогов коррелируется друг с другом.
ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ: СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
Пять лет назад была запущена реформа школьного образования. «Концепция развития системы народного образования до 2030 года» содержала конкретные механизмы достижения 48 целевых показателей. Так, Узбекистан должен войти в топ-30 стран мира по рейтингу программы учащихся международного уровня PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), а учителя — получать высокую заработную плату, льготное жильё и автокредиты, что мотивировало бы молодых людей идти в педагогику.
Амбициозные планы требовали максимальной мобилизации со стороны чиновников. Но, увы, порой тяжёлая бюрократическая машина отстаёт от нужного темпа, а президент, прекрасно понимая необходимость изменений «на ходу», активно омолаживает чиновничий аппарат.
Шавкат Мирзиёев открыто говорит, что он делает ставку на молодёжь, в первую очередь на вчерашних выпускников престижных, высокорейтинговых вузов, людей нового мышления, которые вот-вот вступят на рынок труда. И в этом смысле рост числа вузов в Узбекистане, в том числе иностранных, как минимум создаёт важный задел на будущее.
Фактически же за эффективную работу реформ зачастую по-прежнему отвечают люди старой закалки, не имеющие ни опыта, ни привычки работать в режиме горящих дедлайнов.
ПРОБЛЕМА ЧЕТВЁРТАЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ БУМ
Косвенно на снижение качества образования влияет и значительный демографический рост в республике. Если при Исламе Каримове ежегодный прирост составлял порядка 500 тыс. человек, то сейчас цифра приближается к миллиону. Согласно данным Института прогнозирования и макроэкономических исследований Узбекистана, к 2030 году в стране будет больше 40 млн населения.
Образовательной инфраструктуре даже при столь впечатляющем рывке, как за последние семь лет, сложно успевать за таким ростом. В скученных классах невозможно получить полноценное образование. В некотором приоритете находятся учащиеся специализированных и так называемых «президентских» школ, которые и завоёвывают призовые места на международных олимпиадах. Это говорит о том, что при надлежащем подходе можно добиться хорошего результата.
Мунир Мамедзаде, бывший глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане: «Качественный человеческий капитал является основой роста нации. Чтобы превратить существующие демографические возможности в дивиденды, Узбекистан вместе с партнёрами по развитию должен продолжать приоритизировать инвестиции в образование. Для достижения этого в равной степени необходимы как крупные капиталовложения в расширение и модернизацию дошкольной и школьной инфраструктуры, так и улучшение доступа к качественному инклюзивному образованию».
СРОЧНЫЕ МЕРЫ
Проанализировав результаты 2023 года, президент взялся за решение проблемы «вручную», и за короткий срок был подготовлен целый ряд «пожарных» мер. Создано более 250 тыс. ученических мест (в два раза больше, чем в 2022 году), на строительство и реконструкцию школ выделили свыше 3 трлн сумов, что позволило к началу учебного года получить еще 150 тыс. ученических мест.
Кабмин активно привлекает иностранные инвестиции к финансированию программ по реконструкции школ, в страну из-за рубежа приглашены сотни высококлассных специалистов, являющихся носителями языка. Отдельно проработан вопрос жилищного обеспечения иностранных преподавателей.
Алишер Назаров, PhD, Ташкентский государственный университет востоковедения: «Система образования, как и другие сферы, не может быть реформирована сразу — это поэтапный процесс, зависящий от условий, возможностей, потребностей и мировоззрения населения. В нашей стране из года в год продолжается постепенное развитие и достигается соответствие системы образования требованиям времени.
Примером может служить увеличение числа негосударственных образовательных учреждений, что повышает качество образования. Необходимо более широко применять опыт развитых стран в системе образования. Проводимая работа будет способствовать подготовке подрастающего поколения в соответствии с потребностями рынка труда».
Коснулись изменения и школьников, и учителей. В завершившемся учебном году количество предметов в старших классах было сокращено с 16 до 11 — с прицелом на углублённое изучение самых важных для поступления в вуз предметов; изменилась система найма учителей: только конкурсная основа, а впервые принимаемые кандидаты должны отработать учителем-стажёром как минимум год для получения профессионального сертификата.
Шавкат Мирзиёев, курируя вопрос лично, глубоко погружён в суть всех проблем и предлагает решения, направленные не на формальную, а на фактическую работу реформы.
Минимальный проходной результат при поступлении в вузы в 2024–2025 учебном году увеличили до 66,5 балла. В 2025–2026 году этот показатель вырастет до 75,6. Решение свидетельствует о намерении государства поднять не казённую статистику, а реальный уровень знаний школьников. Оно как бы говорит: половина абитуриентов не может получить минимальный проходной балл? Старайтесь лучше и набирайте ещё больше — все условия создаются.
Фирюза Мухитдинова, профессор ТГЮУ, доктор юридических наук: «Роль государства в развитии системы школьного образования является ключевой и может оказать значительное влияние на качество и эффективность образовательного процесса. Внимание, уделяемое президентом данной области, не только подчёркивает её важность, но и служит примером для участников общества».
С 2024–2025 учебного года приём в государственные вузы и учреждения профобразования проводятся одновременно по принципу «вначале тест, затем выбор». После сдачи тестов абитуриенты по своему выбору участвуют в конкурсе на поступление в вуз, затем — в учреждение профобразования.
Начиная с текущей кампании, по государственному гранту можно будет поступить в частные вузы. Государственные гранты станут распределяться между вузами согласно выбору абитуриентов, зарегистрированных по данному направлению, и их баллам.
ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА
Успехи Узбекистана в реформировании системы высшего образования определяются в зависимости от заявленных метрик. Охват населения высшим образованием, поддержка талантливых студентов, стремительно растущая инфраструктура, ежегодный рост числа государственных грантов, международная работа и привлечение в страну статусных иностранных вузов и преподавателей можно отнести к промежуточным победам государства. Вместе с тем сложностей, как можно убедиться, остаётся немало, и республике предстоит сделать большой рывок, чтобы к 2030 году сфера высшего образования вышла на принципиально новый уровень и достигла всех заявленных целей Стратегии.
Для этого государство должно действовать открыто, оперативно, решительно. Что оно и делает благодаря президенту, взявшему выполнение реформы под бдительный контроль. Грядущий новый учебный год даст новую оценку этим усилиям, и надеемся, при необходимости план будет оперативно скорректирован.