Skip to main content

Почему корпоративные тренинги напрямую влияют на бизнес-показатели и как превратить знания сотрудников в прибыль

Корпоративная академия Humans ежегодно готовит более 3000 специалистов, которые работают в офисах компании и на точках продаж по всему Узбекистану. Обучение проходит на практических кейсах, а будущим менеджерам помогают развивать эмпатию и менторские навыки. Humans Academy уже получила образовательную лицензию и теперь помогает бизнесу внедрять новую культуру корпоративного обучения. Об авторитаризме на рабочих местах, отсутствии системного подхода на рынке и перспективах ИИ в образовании рассказала руководитель Humans Academy Лилия Ахатова — бизнес-тренер, сертифицированный коуч и специалист по оценке компетенций.

  • Академия Humans — это спин-офф-продукт, который возник на базе учебного центра для подготовки будущих сотрудников. В какой момент Вы поняли, что пора выводить inhouse-методологию на локальный рынок?

Академия Humans росла и развивалась в течение трёх лет, причём последовательно: мы написали обучающие программы, интегрировали их в карьерный трек, продумали систему оценки эффективности каждого курса. А во время пандемии разработали онлайн-платформу для дистанционного обучения, которой пользуются сотни наших специалистов по всей стране. Дальше нам хотелось поделиться накопленным опытом с другими, к тому же мы заметили растущий спрос. Раньше местные компании воспринимали корпоративное обучение только как дополнительную опцию, но постепенно становилось понятно, что регулярные тренинги напрямую влияют на бизнес-показатели.

  • Всегда ли можно измерить это влияние?

Чаще всего компании не хотят инвестировать в тренинги как раз по этой причине: нет чётких критериев их оценки. Сотрудники прошли курс, получили сертификат, но на результате работы это никак не отразилось.

В Humans мы решили, что эффект любой программы должен измеряться количественно, причём в динамике. Если это тренинг по продажам, мы сравниваем показатели sales-отдела за неделю до курса, через неделю после и спустя месяц. В некоторых случаях мы оцениваем текучесть кадров до и после обучения: обычно срок работы сотрудника увеличивается после программы. Отследить динамику нам помогает посттренинговое сопровождение: мы собираем фидбек от бизнеса, анализируем кейсы.

Если корпоративная академия продаёт курсы, но не оценивает импакт постфактум, — это тревожный сигнал. Поэтому академия Humans получила официальную лицензию на образовательные услуги. Мы собрали огромный пакет документов, в том числе подтверждения квалификации каждого тренера, детально расписали программы обучения и в итоге получили право заниматься преподаванием в Узбекистане — легально, качественно, честно.

  • По каким направлениям сейчас работает академия Humans? На чем Вы сфокусировались?

На старте мы запустили Школу руководителя и Школу бизнес-тренера, а также создание дистанционных курсов под задачи любого бизнеса. Скоро откроем доступ к Школе продаж, сервиса и переговоров. Параллельно предлагаем образовательные b2b-продукты: можем под запрос разработать тренинговую программу или дистанционный курс, а также с нуля построить корпоративный обучающий центр.

Мы помогаем компаниям не только повышать квалификацию работников, но и регулярно проводить апгрейды их экспертизы, оценивать их знания, причём дистанционно. Если у компании сотни точек обслуживания по всей стране, можно централизованно готовить сотрудников в онлайн-режиме и постоянно повышать их квалификацию — тоже удалённо.

  • Чего, на Ваш взгляд, не хватает корпоративным тренингам в Узбекистане?

Главная проблема — это отсутствие системного подхода. Компания раз в год покупает пакет корпоративных тренингов и надеется на долгосрочный результат. Обучение часто возлагается на HR-специалистов, что отвлекает их от других задач. В результате HR выгорает, а новые сотрудники не получают нужной подготовки — и от этого проигрывают все.

В Узбекистане растёт число квалифицированных бизнес-тренеров и учебных центров. Но собственные корпоративные университеты и учебные центры могут позволить себе разве что крупные банки или международные компании. В остальных случаях мы наблюдаем абсолютно стихийную подготовку кадров.

Другая проблема — обесценивание корпоративного образования. На рынке появляется всё больше образовательных продуктов сомнительного качества, а в интернете можно найти сотни бесплатных воркшопов. Но поскольку результата никто из поставщиков не гарантирует, уровень доверия снижается. Ну и как показал наш опыт, многочисленные сертификаты и дипломы действительно не всегда говорят о наличии нужного опыта и квалификации.

Курс на обучение

А ещё некоторым настолько нравится учиться, что их увлекает только сам процесс. Бизнес-тренинг часто воспринимают как развлечение, игру, возможность для нетворкинга в новой обстановке. При таком подходе специалист не готов инвестировать время и усилия — он хочет, чтобы его развлекали и вдохновляли. Мы столкнулись с этим в первый год, когда готовили специалистов по продажам. Продавцы горели энтузиазмом, но, как только они оказывались в рабочей среде, мотивация пропадала. В учебном центре им было комфортно и весело, а в «полевых условиях» — сложно и непонятно. В итоге мы сформировали команду наставников, помогающих новичкам адаптироваться в реальной рабочей среде.

  • Больше трёх лет Вы общаетесь с менеджерами, бизнес-тренерами, руководителями разного уровня. Какие паттерны Вы выявили за это время?

Да, я уже давно провожу тренинги для руководителей и действительно заметила некоторые паттерны. Так, в Узбекистане преобладает два типа управления — поддерживающий и авторитарный. Либо руководитель делает ставку на личные отношения с сотрудником — и тогда всё держится на просьбах, уговорах, взаимном уважении. Либо это жёсткая иерархия и тотальный контроль, когда сотрудник трепещет перед боссом и боится сделать ошибку.

В итоге работа руководителя сводится к двум функциям — ставить задачи и контролировать их выполнение. А вот анализировать, строить стратегии, давать фидбэк менеджмент не хочет и не любит. Бизнес растёт, показатели улучшаются, но руководители не замечают проблему: результаты могли быть в разы лучше при другом стиле управления.

Линейным сотрудникам, которые быстро дорастают до менеджера, тоже часто не хватает знаний. Тебе чуть больше 20 лет, а ты уже управляешь командой, где есть коллеги, которые старше тебя. Многое зависит от общей ситуации в коллективе, от менталитета, традиций. Поэтому на тренингах мы делаем ставку не на абстрактные примеры из учебников, а на реальные кейсы самих сотрудников.

  • Из чего, на Ваш взгляд, складывается качественная система корпоративного обучения?

Часто бизнес возлагает на учебные центры слишком большую ответственность, полностью передаёт образовательные задачи на аутсорс. Такой подход не принесёт результата. Я могу бесконечно разбирать с вашей командой гипотетические примеры, но, если к процессу подключится ваш менеджмент, эффективность вырастет многократно. Поэтому мы всегда проводим тренинги в связке с бизнесом.

Другой момент — изначальные ожидания. Иногда клиент ставит слишком абстрактную задачу. Например: «Проведите для команды мотивирующий тимбилдинг, а то мы все немного выгорели». Здесь нужно больше контекста: над каким проектом вы работали, что привело к демотивации, каких компетенций не хватило? Наша задача не просто дать вам краткосрочный заряд, а разработать новый алгоритм действий, который обеспечит прирост ключевых показателей.

Ещё хорошо работает обучение через пример, когда менеджеры прокачивают скиллы и тут же применяют новые знания на практике. При этом важно не просто ретранслировать информацию, а самому следовать тому, что вы «проповедуете».

  • Ваша компания придерживается принципа Humans for Humans — любой продукт создаётся «людьми для людей». Что это значит в контексте корпоративного обучения?

Эта философия позволяет бизнесу сохранять человеческое лицо в любых обстоятельствах и создавать продукт, который меняет жизнь людей к лучшему. Если её придерживаться, бизнес гарантированно будет приносить прибыль, потому что вы будете создавать востребованный продукт, а команда не будет выгорать и терять мотивацию.

С первого дня обучения мы приобщаем к нашим ценностям и новичков, и руководителей. Наш подход влияет и на рекрутинг: мы изначально ищем в команду честных и ответственных людей, которые умеют слушать и слышать — по этому направлению мы даже планируем запустить отдельную программу. Мы знаем, как оценивать соискателей по конкретным soft skills и как развивать эти навыки на курсах.

  • Сегодня всё больше компаний экспериментирует с ИИ. А вы используете эти технологии при подготовке сотрудников?

В Humans мы уже применяем интерактивные онлайн-тренажёры и симуляторы, работаем с технологиями на базе машинного обучения. Планируем создать собственную студию видеозаписи курсов и разработки ПО для виртуальных тренажёров. Некоторые корпоративные университеты уже проводят занятия в виртуальной реальности, используя VR-гарнитуры для отработки скриптов. Казалось бы, дорогое баловство, но такие тренинги и правда более эффективны — особенно для молодых специалистов. Наши учебные программы тоже будут эволюционировать: мы накопили достаточно опыта и экспертизы — осталось только оцифровать наши знания и перенести часть практик в виртуальную среду.

  • В чём заключается миссия академии?

Миссия академии совпадает с глобальной миссией Humans Group. Наша долгосрочная цель — это изменение жизни людей к лучшему за счёт доступных и инклюзивных цифровых услуг. Мы развиваем digital-экономику в Узбекистане, чтобы каждый мог воспользоваться её преимуществами. Академия Humans решает похожие задачи: с помощью бизнес-тренингов мы хотим улучшить качество жизни специалистов, а это создаст более благоприятную среду для развития бизнеса. Улучшение качества услуг приведёт к экономическому росту и повышению благосостояния как в отдельных городах, так и в стране в целом. Это амбициозная задача, которую мы планируем решать последовательно. И начать хотим как раз с подготовки кадров.

Курс на обучение

В Humans Academy мы помогаем специалистам раскрываться, а не зарывать свой талант. И наши учебные программы помогают конвертировать знания в измеримые бизнес-результаты. Нам важно доказать, что бизнес-тренинги — это не корпоративное развлечение для галочки, а образовательный продукт, который должен оправдывать ожидания. Ведь те, кого мы обучаем сегодня, будут строить цифровую экономику будущего уже завтра.

Фото: