В сентябре стартовала реализация проекта по переходу на 9-значную систему нумерации телефонных номеров. А уже с 1 октября позвонить абоненту Ташкента или Ташкентской области можно только в случае набора девяти цифр. Для чего это нужно? Что это даёт? И как теперь правильно звонить? Представители операторов связи разъясняют эти вопросы специально для читателей The Mag.
По сути, мало что изменилось. Многие люди давно привыкли записывать номера с полным международным кодом, дабы избежать случайного попадания к абоненту со схожим номером. А вот тем, у кого записная книжка сплошь из семизначных номеров, придется помучиться. Хотя, как говорят специалисты, к этому можно привыкнуть. Стоит лишь однажды разобраться в несложной инструкции.
Ораз Абдуразаков
директор по внешним связям и коммуникациям ООО «Unitel» (ТМ Beeline)
Для чего нужен переход на 9-значную систему набора?
Телеком – наиболее динамично развивающийся сектор экономики; более того – ИКТ по сути является системообразующей индустрией, обеспечивающей функционирование традиционных и появление новых видов бизнеса. При этом помимо ежедневного прироста абонентов на повестке дня в полный рост стоит расширение базы M2M. Всё это требует не только форсированных технологических решений, но и огромной номерной ёмкости для миллионов новых SIM-карт. Однако семизначная номерная ёмкость практически была исчерпана в Узбекистане одним только массовым сегментом. Так что для наступающей эры IoT необходимого ресурса просто нет. Собственно, именно эту проблему призван решить переход к девятизначной системе телефонной нумерации, инициированный Мининфокомом.
Что дал переход на новую систему набора?
Помимо прочего, проект по переходу на 9-значную систему позволит навсегда оставить в прошлом такие понятия, как «прямой» и «республиканский» номер. Абсолютно все номера в новой телеком-реальности становятся прямыми, а из обихода скоро попросту уйдёт привычный всем вопрос «Какой код оператора?»
Есть и ещё один немаловажный аспект: в офисах операторов при новых подключениях лейтмотивом звучит просьба: «Только дайте новый номер – не б/у». К сожалению, зачастую удовлетворить эту просьбу не представляется возможным при всём нашем желании: Beeline с его почти десятимиллионной клиентской базой просто не располагает нужным количеством новых номеров. После завершения перехода данный вопрос, надеюсь, будет решён раз и навсегда.
Если говорить о плюсах для сотовых компаний, то девятизначная нумерация и сопряженное с ней устранение дефицита ёмкости дают гораздо больший простор для новых акций и маркетинговых предложений.
Могут ли возникнуть проблемы с дозвоном у абонентов?
Не стоит опасаться больших проблем: как регулятором, так и операторами проведена большая подготовительная работа как раз для того, чтобы переход состоялся безболезненно. Серьезное внимание уделено информированию населения: планы и мануалы изменений размещены на сайтах, разосланы в виде SMS и записаны в интерактивных голосовых сервисах call-центров. Так что мы не ожидаем каких-либо проблем с реализацией этого давно назревшего мероприятия.
Евгений Грановский
системный администратор Sarkor Telecom
Для чего нужен переход на 9-значную систему набора?
9-значную систему вводили для увеличения общего диапазона номеров для мобильных операторов. Пресслужба Узтелекома сообщала, что имеющийся диапазон исчерпывается и по рекомендации Международного союза электросвязи и требованиями «Системы и плана нумерации сетей телекоммуникаций Узбекистана» было принято данное решение.
Оригинальное сообщение: «Переход от 7-значных номеров к 9-значным – это требование времени. Он объясняется тем, что номерной диапазон у мобильных операторов уже практически исчерпан, а спрос на услуги связи растет с каждым днем».
Могут ли возникнуть какие-то проблемы в связи с переходом на новую систему?
Проблемы могут быть, так как единовременный переход технически невозможен. В первую очередь переход осуществлялся операторами с номерной емкостью в городе Ташкенте, следом на очереди стоит Ташкентская область. Переход в других областях будет осуществлен в последующие месяцы.
Из других возможных проблем – отсутствие технической возможности переноса ДВО (дополнительные виды обслуживания: переадресация с номера на номер, колл-трансфер и т.д.). Это связано с техническими особенностями оборудования отдельных вендоров. А в случае с переадресацией номер абонента, на который идет переадресация, может быть указан в старом 7-значном формате.
Проект по 9-значной нумерации уже запущен. Как реагируют абоненты?
На удивление, народ привыкает довольно быстро, негативные отзывы отшумели. Тем не менее люди, привыкшие сохранять номера в телефонной книге смартфона без кода, утратили возможность позвонить. Для таких случаев компании предусмотрели автоответчик, который сообщает, что номер был переведен на 9-значную нумерацию. Так же появились информационные порталы, телеграмм-бот и даже приложения на смартфон, где можно уточнить код оператора по номеру телефона.
Из официального сообщения Uztelecom:
Количество абонентов мобильной и фиксированной связи в Узбекистане стремительно растет и вариаций из привычных семи цифр в телефонном номере становится все меньше. При нехватке емкости семизначной системы телефонных номеров Международный союз электросвязи рекомендует перейти на систему нумерации с большим количеством цифр.
— в случае неверного набора номера, абонент услышит сообщение автоответчика с рекомендацией набирать номер с кодом оператора;
— узнать, к какому оператору или региону принадлежит номер можно на сайте www.rtmc.uz или отправив запрос в телеграмм бот @uztbmbot;
— порядок набора номеров телефонной сети региональных филиалов АК «Узбектелеком» временно остается неизменным;
— порядок вызова экстренных служб (101, 102, 103, 104, 1050) и коротких 4х-значных номеров остается неизменным;
— порядок набора номеров в международном формате остается неизменным: + префикс выхода на международную связь зарубежной страны, код Узбекистана, код города или оператора и номер абонента (+998-ххххххххх).
Старый порядок набора | Новый порядок набора | ||
---|---|---|---|
Местная сеть | Межгород | ||
Фиксированная сеть | |||
Uztelecom | 234 xxxx | 0-371-234 xxxx | 71 243 xxxx |
611 xxxx | 0-370-611 xxxx | 70 611 xxxx | |
East Telecom | 150 xxxx | 0-371-150 xxxx | 78 150 xxxx |
Buzton | 140 xxxx | 0-371-140 xxxx | 78 140 xxxx |
Shark Telecom | 120 xxxx | 0-371-120 xxxx | 78 120 xxxx |
Sarkor Telecom | 113 xxxx | 0-371-113 xxxx | 78 113 xxxx |
Мобильная сеть | |||
Beeline | 900 xxxx | 05-90 900 xxxx | 90 900 xxxx |
132 xxxx | 05-91 132 xxxx | 91 132 xxxx | |
Ucell | 500 xxxx | 05 93 500 xxxx | 93 500 xxxx |
600 xxxx | 05-94 600 xxxx | 94 600 xxxx | |
UMS | 700 xxxx | 05 97 700 xxxx | 97 700 xxxx |
Perfectum | 300 xxxx | 05-98 300 xxxx | 98 300 xxxx |
Uzmobile | 145 xxxx | 05-95 145 xxxx | 95 145 xxxx |
800 xxxx | 05-99 800 xxxx | 99 800 xxxx |