«Золотой голос Узбекистана», «Узбекский Левитан», «главный Дед Мороз страны», роль великого Алишера Навои. Стать Народным артистом и любимцем зрителей молодому технику завода ТАПОиЧ вовсе не пророчили. Но к чему приводит стремление, упорство и неиссякаемое желание человека? В преддверии юбилея о том, кем он себя считает, редакции The Mag рассказал сам Абзал Рафиков.

Случайности не случайны

Я стал актером совершенно случайно. Всегда хорошо учился в школе, был склонен к естественным наукам. Все были уверены в том, что я получу ученую степень в этой области. Впрочем, все к этому и шло. После окончания школы, первое, что я решил сделать – это подать документы в Ташкентский государственный университет на физико-математический факультет, но у судьбы были другие планы на меня. Мой отец, как глава семьи, направил меня на работу, дабы я встал на ноги, стал настоящим кормильцем семьи и овладел профессией. Таким образом я оказался в Ташкентском авиационном техникуме.

После окончания учебы, будучи 19-летним пареньком в синем халатике с маленьким значком в форме полуромба на груди, я поступил на работу в качестве контролера, как сейчас помню, на 84-й завод, почтовый ящик 115. Мы выпускали самолет «Антей» (Ан-22). Не скрою, что мне нравилась моя работа, но чувствовал, что чего-то не хватает моей душе. Совершенно случайно узнал о том, что и актерскому ремеслу можно научиться. В моем представлении было, что актерами исключительно рождаются, а пареньку в синем халате уж точно на сцене играть не суждено. Но, как-то я узнал о Ташкентском государственном театральном институте и факультете «актер драмы и кино».

Мысль о том, что я мог бы стать актером, засела у меня в голове. Сам того не замечая, я заболел этой идеей. Она запала мне глубоко в душу. Все вокруг меня отговаривали, ведь в то время профессия актера считалась не такой престижной и уважаемой как сейчас. Отец даже водил меня к свом знакомым актерам с целью, чтобы они отговорили меня от этой идеи. Увы, было поздно. Какой-то химический процесс начался во мне и остановить это было невозможно.

Через тернии к звездам

Помню первый день в институте. Вокруг было так много людей и их талант, как дикая энергия, вырывался наружу и витал в воздухе, заряжая всех вокруг. Но меня их энергия, к сожалению, не коснулась. Я был очень стеснительный и молчаливый, любил одиночество. Вся эта суета меня напугала, и я просто ушел.

Придя домой, я признался отцу в том, что страх овладел мной и я ничего поделать не смог. Несмотря на то, что отец был против актерской деятельности, он поддерживал меня как никто другой. Отец поставил мои желания на первое место и, получив ясный ответ на свой вопрос «Не пропало ли желание стать актером?», устроил меня в Народную студию киноактера. На мое счастье, на Узбекфильме появилась вакансия. Юношей и девушек набирали для массовых и групповых сцен. Эту студию открыли специально для того, чтобы молодые люди набрались небольшого опыта и познали азы театрального искусства. Обучение длилось 3 года, преподаватели были из театрального института, а занятия проводились вечером, после работы.

Абзал Рафиков

Как-то Народная артистка Узбекистана Назира Алиева — мой преподаватель по сценическому искусству и речи, сказала, что из меня мог бы выйти хороший актер, и предложила свою помощь. Мне улыбнулась удача, я не мог упустить такую возможность. Перейдя на 2 курс Народной студии, я все же решился сдать документы в театральный институт. На смену страху явилось нахальство. Будучи 20-летним максималистом, мне хотелось получить все и сразу, немедля. На экзамене мы читали стихи и этюды. Ректор института попросил меня спеть, дабы продемонстрировать вокальные данные, а в ответ я просто нагло отказал. Конечно, негодования со стороны ректора было не миновать, но, несмотря на этот конфуз, я прошел на второй тур. Как только появилась возможность, я извинился за свой поступок и попросил дутар. Сам себе аккомпанировал и пел. Далее следовала сдача других экзаменов, трижды пытался сдать, но, в конечном итоге, не поступил.

Видя то, как я мучаюсь, отец направился к ректору и попросил повторно принять экзамен. Но все тщетно. Ректор лишь сказал отцу —

«Из вашего сына никогда актер не выйдет. Поверьте мне, специалисту».

Я представляю, с каким лицом отец уходил от ректора. Слова ректора задели меня до глубины души и, наряду с желанием, в моем сердце поселилась цель — доказать всем, что я смогу стать актером и достигнуть в этой профессии всех высот. Мое упорство направило меня снова подать документы в театральный институт, я наконец-то поступил, но на заочное обучение. Чтобы набраться необходимого опыта, я пошел в театр имени Хамзы и устроился рабочим сцены, строил и ломал там декорации.

Абзал Рафиков

Ничто не происходит просто так. И случайности вовсе не случайны. Работая в театре, я непосредственно погружался в эту атмосферу, видел и знал все спектакли изнутри. Обучался всем хитростям и тонкостям актерского искусства и «мотал на ус». Сидя за кулисами, наблюдал за профессиональной игрой великого Али Ходжаева, Шукура Бурханова и др. Мне предоставилась возможность стать помощником режиссера. Я уже вел спектакли, а в 1974 году окончил учебу и в том же году сыграл свою первую роль в театре имени Хамзы. Меня сразу же заметили, таким образом и началась моя актерская деятельность.

C тех пор я каждым своим выходом доказываю, что не зря стою на этой сцене.

Дубль 2 — дубляж

Обучаясь в киностудии, я параллельно работал там киномехаником, крутил фильмы для дубляжников, а потом подумал — «Почему бы мне не заняться дубляжом?». Конечно, без трудностей не обошлось. Я сидел часами в темном уголке студии и наблюдал за профессиональной работой асов — Якуба Ахмедова, Обида Юнусова, Абзала Умарова. История повторилась. И снова, как в театре, я изучал всю работу изнутри и учился.

Для тех, кто собирается научиться профессиональному дубляжу, у меня есть один полезный и ценный совет — надевайте очень толстые и плотные штаны, потому что сидя там и наблюдая за работой, вы протрете дырку на них.

Но если говорить откровенно, мой голос – моя трагедия. Трагедия как творческой единицы, потому что мой голос задавил меня как актера.

Меня народ узнает и ценит не по ролям, а по голосу.

У каждой актерской судьбы есть одна, очень редко две роли, с которыми он сливается так, что остается в памяти людей на долгие годы. Сцена видела меня как великого Алишера Навои, как Яго в пьесе Уильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр». Много других ролей было сыграно мною на сцене, но народ все равно узнает по голосу.

Я хочу остаться в памяти народа

Есть жанр, от которого я наотрез отказался в самом начале своей карьеры – это реклама. Наверно я бы мог разбогатеть на этом деле, но это не то, что мне нужно. Жанр рекламы очень опасный. Актер должен беречь себя и свой бесценный талант. Я «иглой копал колодец», чтобы добиться успеха, и не могу потерять все в один миг. Появляясь в рекламных роликах, я просто мог бы приесться, и уже никакой цены не было бы ни моему актерскому таланту, ни моему голосу. А высший полет актерского мастерства – это мертвая тишина в зале, когда ты выходишь на сцену.

Абзал Рафиков

Некоторые люди уже рождаются одаренными артистами. Им не нужно прилагать усилия, чтобы удивить зрителей. Себя же я отношу к работягам, а не гениям узбекской сцены. Как вы уже поняли из моих рассказов, я актером вовсе не родился. Я сам себя слепил и вырастил в себе этого актера. Все, что требовалось – это стремление, упорство и неустанный труд. Единственное, что дала мне природа – это мой голос. Людям он действительно нравится, но опять же, голосов красивых очень много. Дело ведь не в голосе, а в том, что за ним кроется. Говорят, глаза — зеркало души, я отношу свойство голоса к тому же зеркалу. Все люди рождаются со своим уникальным тембром, каждый из них красив. Главное преподнести его так, чтобы человек забыл обо всем и, как в омут с головой, погрузился в историю, которую вы рассказываете.

Новогодняя сказка

Более 25 лет я исполнял роль Деда Мороза вместе с детским театром-студией «Томоша» на ежегодной президентской елке. Это отдельная, очень красочная страница в моей жизни, наполненная детским смехом и искренностью. Как первый раз попробовал работать с детьми, так и втянулся, аж на четверть века. Но, к сожалению, больше не могу играть эту роль. Мне бы очень хотелось продолжить это дело, но мой организм уже физически устал. Я проживал эту сказку вместе с детьми каждый год, но теперь хочу просто наблюдать за этим со стороны.

Народ как источник силы и вдохновения

К сожалению, не все актеры любят читать стихи, а главное, не все это умеют, ведь читать их очень трудно. В жанре поэзии я оставил свой след и горжусь тем, что прочел в оригинале отрывки из «Хамсы» великого Навои под аккомпанемент симфонического оркестра, а главное, прочел Коран на узбекском языке. Это то, о чем я могу говорить с высоко поднятой головой.

Абзал Рафиков

Самое главное для меня – это то, что мои работы доходят до всего народа, до самых простых людей и они высоко оценивают их. Как-то я сидел в машине, ко мне подошел крупный мужчина с здоровенными руками, представился и сказал, что он работает мясником. Я сначала и не понял, что он от меня хочет, но тут он заговорил — «Я слышал, как вы читали отрывки из «Хамсы» под оркестр. Честно, до глубины души тронуло выступление ваше. Да, я не понимал прямого перевода, но что-то екнуло во мне». Если я смог донести до простого мясника глубокий смысл «Хамсы», значит все, что я делаю не просто так.

Мне не нужны награды и высокие звания. Я нуждаюсь только в признании народа.

Главное, я служу. Главное, я нужен

Как я уже сказал, садясь к микрофону или выходя на сцену, я доказываю, что не зря ступил на эту стезю. Это главное. А в каком образе, с каким текстом в руках – это уже второстепенные вещи. У любого артиста есть страх, что он может работать всю жизнь, сыграть тысячу ролей, а потом так и уйти, не оставшись в памяти народа. Я считаю, что моя главная роль еще впереди, намечено много планов, которые в скором времени я смогу осуществить. Я иду, не сбиваясь с цели, и каждым своим шагом доказываю, что парень в синем халате с авиационного завода когда-то ушел в театр не просто так.

Статья подготовлена: Наргиза Азимова
Фото:
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива героя
Источник:
← Нажми «Нравится», чтобы читать нас в Facebook
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии