Арун Гхош — прославленный британский композитор и музыкант с индийскими корнями. Его музыка объединяет в себе практически все жанры и стили. Сам Арун играет на кларнете и звуки этого инструмента придают композициям этническое настроение. Арун был приглашен в Ташкент Британским Советом в Узбекистане для выступления с концертом в рамках Пятого Международного Джазового Фестиваля. О визите в Ташкент, об успехе и музыке — эксклюзивно в материале The Mag.


Арун Гхош: факты

  • британо-азиатский кларнетист, композитор и музыкальный педагог;
  • новатор современного стиля индо-джаз;
  • дважды лучший «Джазовый инструменталист года» по версии Парламентской премии «Джаз»;
  • автор четырех сольных альбомов: «Северный Намасте», «Первобытная одиссея», «Южноазиатская сюита» и «Откуда вы на самом деле?»;
  • признанный лидер британских и международных джазовых сцен;
  • театральный композитор, создающий партитуры для британских театральных постановок, танцевальных пьес и немых фильмов.

Кларнет — мой инструмент

Кларнет — это особый музыкальный инструмент. Когда я начинаю на нем играть, я буквально чувствую, как мои руки становятся продолжением музыки. Кларнет в моих руках — их естественное продолжение, это ощущение почти невозможно описать словами. В школьные годы я, как и многие дети моего возраста, играл на маленькой флейте, а когда подрос, решил, что кларнет — отличный профессиональный инструмент. Музыка будто дышит под моими пальцами. В общем, это на сто процентов мой инструмент.

Я был связан с музыкой

Уже в детстве, в школе, я был связан с музыкой. Так получилось, что мои мысли почти всегда были заняты мелодиями и ритмами, музыка постоянно звучала в моей голове. Тогда я начал создавать свою музыку, играя сначала на флейте, потом на кларнете. Музыка всегда была частью моей жизни, она неотрывно сопровождала меня везде и всюду. Когда я принял решение стать профессиональным музыкантом и начал обучение, я понял, что сделал правильный выбор. Я очень рад, что посвятил свою жизнь музыке и кларнету.

Уникальное сочетание двух культур

Название моего первого альбома «Северный Намасте» — некое приветствие всем, кто слушает меня, и ответ на вопрос о жанре моей музыки. Северный город Манчестер и теплые южные индийские мотивы «Намасте» подарили альбому уникальное сочетание двух культур.

Мне кажется, я всегда любил джаз — это музыка свободы, музыка твоего собственного «я». Также я не могу без индийской музыки, ведь моя семья родом из Индии. Я вырос в Англии, но мой отец родом с запада Индии, а мама — с востока Пакистана. С детства я рос на культурных традициях, окруженный индийскими мелодиями и песнями. Когда в более взрослом возрасте я стал работать с индийскими музыкантами, я обнаружил, что индийская культура для меня абсолютно естественна. Позже я начал собственные исследования, посвященные индийской музыке, и изучил этот культурный феномен. И чем больше я погружался в историю, тем больше понимал, что это именно та музыка, те гаммы и звуки, которые я хотел бы показывать в своем творчестве.

Я не мог выбрать между таким родным и любимым джазом и мотивами Индии, и в итоге остановился где-то посередине. Я стал соединять воедино жанры и стили — ту музыку, на которой я рос и которая окружала меня с детства. Знаете, что удивительно? Между каждым стилем есть связь, она очевидна.

Я уверен, что джаз, индийская музыка, рок-н-ролл, блюз — это все просто разновидности народной музыки, музыки, принадлежащей людям.

Именно поэтому когда мы собираем эти части воедино, если, конечно, собираем правильно, все звучит очень хорошо. Да, это сложно, но оно того стоит!

Я поднялся на ступень выше

Мой родной город — Манчестер. После учебы в колледже я стал работать преподавателем, проводил целые дни либо на работе, либо в библиотеке. В свободное время я практиковался в написании композиций, постоянно что-то сочинял и играл. Потом я стал ходить в клубы и знакомиться с музыкантами, которые играли музыку в одиночку. Так же и я, медленно, но верно, начал собирать свою аудиторию, играя свою собственную оригинальную музыку. В те дни у нас не было интернета, и не было возможности представить свое творчество сразу большому количеству людей.

Чтобы собрать слушателей, мы раздавали открытки, флаеры, расклеивали постеры.

Когда состоялся мой первый концерт, это был колоссальный успех, и я поднялся на ступень выше: мне предложили работу в театре.

С того момента концерты стали регулярными. В то время я не думал о том, что когда-то выпущу свой альбом, я вообще не воспринимал свою деятельность как работу в прямом смысле этого слова. Для меня это было настоящее удовольствие, время, полное открытий, я просто делал то, что безумно люблю, и мне не хотелось выходить из этого состояния.

Шоу паназиатского оркестра

Самая сложная моя работа была проделана в 2012 году. Тогда меня попросили подготовить музыкальное произведение с музыкантами из пятнадцати стран Азии. У нас были представители Малайзии, Филиппин, Сингапура, Бутана, Непала, Мальдивских островов, Индии, Китая, Японии, Южной Кореи, и все они играли на своих национальных инструментах. Еще в нашем составе были музыканты из Мьянмы и Бирмы со своими необычными инструментами, о которых я на тот момент даже не знал. Мне необходимо было найти способ заставить все это работать вместе, и тогда это было действительно сложно.

Все говорили на разных языках, играли в разных музыкальных стилях, но я хотел каждому дать возможность играть, проявить себя.

Я хотел дать музыкантам уверенность в своих силах и чувство востребованности и желанности на сцене. Было сложно, но безумно интересно. Вместе мы сделали крутое шоу паназиатского оркестра.

Кулинария похожа на музыку

Я очень люблю готовить. Мне кажется, кулинария в некотором роде похожа на музыку. Мы получаем различные ингредиенты, которые нужно умело сочетать, гармонизировать ароматы, находить новые способы приготовления. В основном я готовлю индийские блюда, и меня очень успокаивает приготовление пищи. Очевидно, что мы готовим в первую очередь, чтобы поесть, но всегда хочется и порадовать свою семью.

О вдохновении

Некоторые части моего альбома были навеяны пейзажами, реками, горами и сельской местностью. Некоторые — городской суетой. У меня есть композиция под названием Longsight Lagoon — это очень необычное место, которое находится рядом с Манчестером. Там безумное движение, огромное количество людей. К вам может просто подойти незнакомец и начать рассказывать странные вещи, везде бегают и шумят дети, все заняты какими-то очень важными делами.

Я написал целую музыкальную пьесу об этом ощущении, она очень ритмичная и беспокойная. Некоторые композиции, наоборот, убаюкивающие, тихие, как, например, река. Иногда моя музыка — об эмоциях, о человеческом тепле, позитиве, любви, дружбе, иногда музыка говорит о грусти и одиночестве.

Музыка — это чудесная вещь, с помощью которой мы можем выразить абсолютно разные эмоции. То, что я делаю без слов, означает, что я на самом деле могу выразить еще больше, я не ограничен словами.

Люди поймут обо мне больше, слушая мою музыку, чем если бы я сам о себе рассказывал.

Становление личности

Наверное, на мое становление личности повлиял мой дядя. Конечно, до него были родственники, друзья семьи и мои товарищи…

Но мой дядя — именно тот, кто однажды, глядя на меня, сказал: «Этот мальчик будет музыкантом!».

Он заметил, что я постоянно напеваю мелодии. Казалось бы, что в этом такого? Все дети так делают. Но мой дядя обратил на это внимание и купил мне мой первый музыкальный инструмент. Он определенно что-то во мне увидел еще тогда. Мой дядя сам был отличным певцом, он записывал традиционные индийские песни и также научил им меня. Когда я приходил к нему в дом, он всегда просил меня что-нибудь сыграть. Он всегда меня подбадривал, учил, давал советы. Этот особенный для меня человек. Моего дядю звали Нхитин.

Послушайте Уильяма Кендалла

Я говорил об этом с некоторыми из студентов консерватории. Ищите собственный стиль, в котором вы уверены, который вы любите. Не подражайте другим. Общайтесь с музыкантами, поддерживайте связь. Подумайте, что вы хотите сказать миру? Хотите ли посвятить свою жизнь музыке?

Лично я хочу пригласить своего слушателя в удивительное путешествие, чтобы ему было уютно и комфортно.

Мне понравился ваш город

Я обожаю прогулки, и в первый же день моего приезда сюда я отправился гулять по городу. Здесь множество парков и площадей, я наслаждался видами города. Очень понравился памятник Амиру Темуру, я просто сидел и смотрел на него. Город очень красивый, интересные здания, широкие улицы. Потом начался дождь, но я все равно гулял и чувствовал себя прекрасно. Я обратил внимание, что Ташкент очень спокойный и, несмотря на большое количество машин, безопасный город, и это здорово. Все люди, которых я встречал на своем пути, были очень отзывчивыми.

Все, с кем я работаю, находясь здесь — замечательные люди!

Музыканты преданы идее создания хорошей музыки, готовы репетировать и совершенствоваться. Например, они пришли в свой выходной, чтобы провести со мной репетицию! Все очень талантливы, это видно. Я надеюсь, что окончив консерваторию, молодые люди смогут донести свое творчество людям. Также я слушал местную, народную музыку, мне очень понравились национальные инструменты.

Еще мне повезло сыграть с рок-группой «Крылья Оригами». Мне было очень легко выступать с ними, слушать песни из их репертуара, играть с ними одной командой. Я очень рад, что познакомился с такими талантливыми ребятами. У них великолепное звучание, настоящие рок-звезды!

Немного о планах

По возвращению в Лондон я собираюсь продолжить работать над музыкой для театра. Также в планах создание нескольких альбомов. Сейчас я нахожусь в таком периоде жизни, когда хочется продолжать усердно работать, я чувствую, что мне еще есть что сказать. Также у меня есть много неизданных композиций. Я хочу работать, становиться лучше, практиковаться, искать новые звучания и формы. У меня столько идей!


Ашот Даниелян

фронтмен группы «Крылья Оригами»

Это был интересный эксперимент

Британское посольство предложило нам сыграть на концерте, посвященном дню рождения королевы Великобритании, вместе с Аруном, сымпровизировать. До этого мы не были знакомы с его творчеством и связались с ним с помощью Facebook. Он прислал нам свои треки, а мы ему — свои. Это был интересный эксперимент. Это была хорошая смесь рок-звучания и солирующего духового инструмента. Произошла какая-то магия. Музыканты, практически не знающие друг друга, здесь и сейчас создали интересную музыку.

Потом мы предложили ему поиграть вместе с нами нашу программу. Он очень хороший импровизатор, буквально схватывает на лету практически любую мелодию, тем более, наш трек-лист состоял в основном из хитов британского рока.

У него есть своя специфика

Я не скажу, что я большой любитель джаза, а Арун работает в основном в джазовом стиле, но у него есть своя специфика, свой узнаваемый стиль, художественный почерк. Он интересен тем, что использует восточный акцент в музыке, мелодику Индии и перекладывает все это на джазовые ключи. Мы с ним хорошо пообщались и нашли много общего.

Что отличает западных музыкантов от наших? Скромность. Арун — абсолютно скромный, коммуникабельный человек, который с удовольствием общается со всеми на любые темы. Он не кичится своими заслугами. У западных музыкантов стоит поучиться вот этой скромности, беспретенциозности. За чашкой кофе мы поговорили с ним о музыке, о жизни, обо всем на свете. Арун Гхош — очень приятный, интеллигентный человек с некими амбициями (в хорошем смысле) в музыке, он легок и приятен в общении. Мы с ним коллеги не только в отношении групп: он долгое время работает в театре и создает музыку для спектаклей, этим же занимаюсь и я. Его творчество определенно заслуживает внимания, это очень интересно.

 

Статья подготовлена: Милана Гашева
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии