16 января во дворце международных форумов состоялся благотворительный концерт лауреата международных премий, резидента Центра музыки при Университете Парк в штате Миссури (США), талантливого пианиста Бехзода Абдураимова в тандеме с Национальным симфоническим оркестром под руководством дирижера Шахруха Садикова. Организатором концерта выступил Фонд развития культуры и искусства РУз. В интервью для The Mag Бехзод рассказал о том, как пришел в мир музыки, о наставниках и поисках новых талантов среди молодежи.

Я был ленивым ребенком

Мой первый педагог — это моя мама. Она ставила мне пластинки с записями великих музыкантов — Рихтера, Горовица, Ван Клиберна. Я слушал музыку часами, и мне хотелось самому это играть. А в 6 лет я поступил в школу имени В. Успенского в класс великой Тамары Афанасьевны Попович (Тамара Афанасьевна Попович (1926-2010) — Заслуженный учитель Узбекистана, почетный профессор консерватории, преподаватель РСМАЛ имени В. Успенского, в котором она проработала около 50 лет, автор методики обучения игры на фортепьяно, которая считается уникальной — прим. ред.), которая выпустила огромное количество талантливых людей. Отбор был очень строгий, и поступить туда было непросто.

На самом деле я был немного ленивым мальчиком, а великая Тамара Афанасьевна занималась по 4 часа 4 раза в неделю. Например, для Америки это довольно много — там занимаются по 45 минут. Я любил музыку с самого детства, но какому мальчику охота сидеть и заниматься по несколько часов? Но она дала мне невероятную базу и общее понятие музыки.

Канзас-сити

В 16 лет я уехал из Узбекистана, чтобы продолжить свою учебу в США у нашего земляка Станислава Юденича, который также учился в школе им. В. Успенского. У меня была возможность продолжить учебу в Лондоне, Москве, Брюсселе и Нью-Йорке — тогда мне посчастливилось выиграть стипендию буквально везде. И я собирался ехать в Нью-Йорк в Джульярдскую школу (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки). Я уже начал собираться в дорогу, но Станислав Юденич нашел меня и пригласил на мастер-класс на озеро Комо в Италии. После первого мастер-класса я понял, что это тот человек, у которого и нужно учиться. До сих пор убежден, что это было самое верное мое решение, хотя все удивлялись — как я мог променять обучение в Джульярдской школе на маленькую школу? Но этот человек посвятил мне огромное количество времени, и сейчас он хочет приехать сюда и помогать молодым талантам, давать мастер-классы.

Так началось становление музыканта-артиста. Это была наука — я изучал разные направления в музыке, и в Канзас-Сити были все условия для этого.

Новая эпоха

У меня была цель: если до 20 лет не добиваюсь успеха, то, несмотря на всю мою огромную любовь к музыке, я поступлю в Chicago Business School или London Business School — это лучшие бизнес-школы. Но, к сожалению или к счастью, в 18 лет началась новая эпоха.

Именно тогда началась большая работа и участие в различных конкурсах. Я старался ставить перед собой цель — первое место. Но при этом приходилось работать и выкладываться на все 100. Первый масштабный конкурс состоялся в Лондоне. Мне тогда исполнилось 18 лет. Конкурс был сложнейший: 4 тура, сложная программа… И мне посчастливилось выйти победителем. Конечно, это были незабываемые ощущения — играть в финальном туре на сцене с великим Лондонским филармоническим оркестром. Это очень волнительно! И после этого сразу несколько агентств захотели подписать со мной контракт. И подписал я его с тем менеджером, который сразу предложил мне тур с Сиднейским симфоническим оркестром под руководством Владимира Ашкенази. Мы побывали в Китае, Малайзии, Австралии — это был мой первый тур!

Потом поступали новые предложения, начались другие концерты. И если в самом начале было 5-10 концертов в год, то сейчас количество доходит до 100.

Конечно, жизнь насыщенная, но иногда бывает, что приходится очень быстро перелетать из страны в страну: я могу прилететь ночью, утром — концерт, а после этого — перелет в другую страну.

Помню один из сложных туров, который длился 41 день. Начался он в Америке, после чего состоялся 20-часовой перелет в Австралию — там был концерт, затем мы полетели в Новую Зеландию, Лондон, Пекин, Южную Америку… Чтобы не терять времени, стараюсь совершать перелеты по ночам. Но бывает и так, что я все же могу посмотреть города и их достопримечательности.

Возвращение на родину

Первый концерт в Ташкенте состоялся в 2018 году, когда Фонд развития культуры и искусства РУз согласился помочь с организацией концерта к 80-летнему юбилею школы имени В. Успенского. Директор этой школы Дильдора Абдувахаббовна Джамалова обратилась в Фонд за помощью в организации концерта. И эту инициативу поддержала, в частности, Саида Шавкатовна Мирзиёева.

Фонд развития культуры и искусства Раз ежегодно организовывает мое выступление здесь, в Ташкенте. Фонд активно развивает сферу культуры, искусства и творчества, поддерживает молодых талантов, популяризует классику и продвигает на международном уровне культурный потенциал и наследие Узбекистана.

Данный концерт — это третий по счету в Ташкенте. Конечно, времени на подготовку было немного: две репетиции, одна из которых генеральная, но мы, я надеюсь, справились. Сыграло большую роль еще и то, что Шахрух Садиков — мой хороший друг. Я знаю этот оркестр с восьми лет, то есть с детства выступал с ними. Кстати, до сих пор у талантливых детей здесь есть уникальная возможность играть с оркестром. Это нужно использовать, ведь во многих других странах это нереально.

Благодаря Фонду у меня есть возможность представить свое мастерство. И я очень надеюсь, что эти выступления не только шире знакомят публику с различными направлениями в искусстве, но и вдохновляют молодежь на творчество, на раскрытие своего внутреннего потенциала.

В связи с этим мы уже разрабатываем планы дальнейшего сотрудничества с Фондом развития культуры и искусства РУз. Это планы поиска новых талантов. Мы будем их учить, помогать развиваться, и у них будет возможность выступить на Республиканском конкурсе, который организуем также мы. Это, конечно, занимает много времени… Но самое главное — в Узбекистане очень много талантливых молодых людей. Все это будет реализовано в этом году. Если говорить честно, сегодня наблюдается спад интереса к культуре, в частности — к музыке. Когда учился я, 20 лет назад, уровень был гораздо выше, и сейчас нужно это реанимировать. Ведь без культуры развитие страны невозможно. И поэтому нужно искать новые таланты, которым нужно дать шанс, а самое главное — обучить их, пригласить педагогов. Я не берусь утверждать, что буду пробовать себя в качестве наставника — я сам еще учусь. Музыка — это дело, которому учишься всю жизнь. Иногда получаю сообщения из разных городов Узбекистана от детей, которые действительно хотят учиться, и это очень радостно.

Музыка — неотъемлемая часть жизни

На пианистов очень часто ставят клеймо: например, этот пианист играет только романтическую русскую музыку, а вот этот — только классику… Слава Богу, у меня нет такого стереотипа: могу слушать и играть и романтическую, и классическую музыку, и импрессионистов — я все комбинирую, играю.

Конечно, бывает сложно после перелетов. Но не стоит забывать о людях, которые пришли послушать музыку. И поэтому, несмотря на смену поясов, усталость, технические неполадки, плохое самочувствие нужно выйти к своему зрителю в назначенный час и выдать все эмоции.

Я составляю сольную программу сам — желательно контрастную. Но если выступаю с оркестром, то они подключаются к выбору.

Отпуск стараюсь проводить дома. Но я люблю ходить на концерты, на спектакли. В Москве это Мариинский театр, в Нью-Йорке — Метрополь. Очень люблю слушать трех великих теноров, Анну Нетребко, Фрэнка Синатру. Конечно, моей любовью остается классика. Собственно, с нее все и началось, от нее пошли и блюз, и джаз, и другие направления.

Конечно, со временем меняются вкусы: в детстве хочется играть громко и быстро, но когда играешь те же произведения сейчас, то уже воспринимаешь и слышишь их по-другому. Играю только классику, но есть и замечательные современные композиторы. Я нашел очень хорошую узбекскую пьесу Дилором Амануллаева «Биби-ханум» — очень красивое произведение!

Музыка для меня — не только работа. Музыка — это не просто удовольствие, это — серьезное дело, которое создавали великие люди. Это моя жизнь.


Концерт

Привитие культуры, вкуса к музыке, красоте — наверное, именно такую цель поставили перед собой организаторы и главные герои концерта. И в толпе гостей мероприятия можно было увидеть большое количество молодежи и детей — 50% пригласительных билетов были переданы учащимся музыкальных школ, детям из домов милосердия и специализированных школ-интернатов.

Но вот на сцене появился Бехзод Абдураимов, которого встретили бурными овациями. Благотворительный концерт для лауреата Международного конкурса пианистов Ван Клиберна, Лондонского международного конкурса пианистов и других конкурсов стал третьим на родине. И в приветственных аплодисментах можно было услышать не только радость от встречи, но и гордость за своего молодого земляка.

Репертуар концерта был не только знаком, но и любим зрителям, но вот звучание действительно заворожило и очаровало всех присутствующих: «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, «Хорезмское праздничное шествие» Соломон Юдакова и многие другие великие произведения приобрели новое звучание и порадовали зрителей. И несмолкаемые крики «Браво!», овации и признание стали настоящим подарком для молодого творческого тандема.

Статья подготовлена: Диана Ибатуллина
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии