12 июня на всю сеть Узбекистана прогремела новость о том, что отныне деятельность блогеров, занимающихся рекламой в социальных сетях, будет облагаться подоходным налогом. Насколько эта мера правомерна и исполнима, а также мнения блогеров и представителя Государственного налогового комитета читайте в нашей статье.


Две стороны одной медали

В законодательстве четко прописано, что при получении дохода за предоставленную услугу, он облагается налогом на прибыль. Ни один врач, ведущий законную деятельность, не скажет: «Это просто мое хобби, люди сами ко мне приходят и платят деньги, чтобы я их вылечил». Прибыль — она и в Африке прибыль; так чем отличается доход блогера от дохода, к примеру, маркетолога, выплачивающего налоги? К тому же, блогеры, как и все остальные люди, пользуются социальным пакетом, который обеспечивается из государственного бюджета. А его основу составляют налоги, уплачиваемые населением. Речь идет о праве на бесплатное медицинское обслуживание, охрану правоохранительными органами, использование общественного транспорта, дорог и так далее. Так почему, грубо говоря, учитель, уплачивающий налог со своей прибыли, должен частично платить еще и за блогера, который получает доход и не платит налоги?


Малик Каримов

директор по маркетингу, автор телеграм канала На Бегу

Я считаю, что любой человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, независимо от того, чем он занимается, должен платить налоги. Например, если блогер, помимо написания текстов и репортажей, размещает ПЛАТНУЮ рекламу и принимает оплату живыми деньгами или ценными подарками (допустим, дороже 1 МРОТ).

Прежде чем размещать платную рекламу, стоит хорошенько задуматься, будет ли это коммерческий блог или просто хобби. В этом плане блогер, на мой взгляд, не отличается от любого другого индивидуального предпринимателя, парикмахера или пекаря.

И хотел бы добавить, что когда…

…руководство ГНК говорило о том, что и блогеры должны платить налоги, они имели в виду и админов телеграм-каналов, инстаграм- и ютуб-блогеров, которые целенаправленно занимаются размещением рекламы.

А теперь немного практики…

И, все же, ведение блога для многих — это скорее хобби, чем профессия. Допустим, человек просто любит играть на гитаре, и людям нравится, как он играет. И если кто-то решит дать ему за это деньги, чтобы он однажды сыграл у него дома — это все еще хобби.

В государстве никогда не велась активная политика поддержки блогеров и оказания помощи в развитии данной области. Раньше не каждый осмеливался, так сказать, «жить напоказ» и говорить то, что думает. Блогеры пробивались собственными усилиями. Они пропагандировали свободу слова, мысли и жизни в целом. Они привлекали внимание людей ко многим общественным проблемам и несправедливости, что впоследствии положительно сказывалось на решении этих проблем. Многие блогеры успешно занимаются благотворительностью, используя не только физические и моральные, но и финансовые ресурсы.

Стоит отметить, что блогеры имеют немалое количество расходов на ведение страниц, привлечение и поддержание внимания подписчиков. И порой доходы оказываются мизерными, а кто-то получает прибыль от рекламы не в виде денег, а в виде подарка от рекламодателя.


Сардор Бабаев

видеоблогер, автор НЕВКУРСЕ и ИН ДА ХАУС

Видеоблогинг для меня, к сожалению, — это хобби. «К сожалению» — потому что мне очень нравится создавать видеоконтент в целом, а в частности — делать видеоблоги. И я бы с удовольствием сделал это основной своей деятельностью. Но на данный момент в условиях Узбекистана это не приносит достойного дохода, и поэтому видеоблогинг — пока только хобби.

Если бы было можно зарабатывать на видеоблогинге достаточно для достойной жизни, возможно, я занимался бы только этим.

Я считаю, что каждый, кто зарабатывает, имеет прибыль, получает деньги, должен платить налоги. По моему мнению, это аксиома, которая не требует обсуждения, и я даже не могу представить, какие могут быть контраргументы. Но сейчас, если брать за пример видеоблогинг, нет необходимости поспешно, в срочном порядке, вводить налоги и ловить злостных неплательщиков. Почему поспешно? Потому что, во-первых, нет конкретного юридического определения понятия «блогер»: непонятно, кто блогер, а кто — нет. Во-вторых, у нас эта сфера настолько не развита, что блогеры, тем более, видеоблогеры, практически ничего не зарабатывают. А того, что они все-таки получают, даже не хватит на то, чтобы оформить себя как предпринимателя.

Когда будет четкое определение и условия для развития данной сферы, вот тогда и можно вводить налоги. При этом, учитывая, что блогинг может быть частью СМИ, которое очень важно для развития самого государства. Было бы объективно придумать какие-то льготы для блогеров. Например, у ремесленников есть налоговые льготы, — и не только у них. Было бы справедливо, если бы блогинг также получил некие льготы, учитывая сложность заработка именно в этой сфере и важности этого для развития страны.


Равшан Ходжиев

видеоблогер, автор проекта Provedu

Для большинства блогеров в нашей стране ведение блога — это скорее хобби, чем профессия. Не знаю, как обстоят дела в других жанрах блогинга, но, уверяю, производить видеоконтент в данное время не только не прибыльно, но и убыточно. Я готов платить налоги, но давайте сначала дождемся прибыли.


Невозможное невозможно или возможно только в ущерб…

В рамках сложившейся экономики, самосознания людей и строя органов государственного администрирования данная мера выглядит невозможной. Начнем с того, что в законодательстве нет даже определения блогера. Налоги взимать хочется, но с кого именно? Кто такой блогер?

Необходимо ввести понятие блогера — определить четкую грань, когда хобби превращается в предпринимательство, определить ставку, начиная с которой можно будет объективно требовать налог.

Доход блогеров непостоянный, как это контролировать? Зачем блогеру идти регистрироваться, и зачем ему честно говорить о своих доходах? Будут ли какие-то льготы, будет ли начисляться при этом достойная пенсия?

Справочно:

В европейских странах и США нет закона, облагающего налогом именно блогеров, но большинство блогеров идут и регистрируются в качестве ИП и декларируют свои доходы. Культура и самосознание людей на таком уровне, что граждане и государство осознают свою ответственность друг перед другом. Существует определенная ставка, после которой доход облагается налогом. Люди в зарубежных странах уверены в том, что, регистрируясь и выплачивая налог, они в будущем будут обеспечены достойной пенсией и качественным социальным пакетом.

 

Стоит отметить, что инстаграм России за 2017 год заработал от рекламы 1,5 миллиарда долларов, но подоходный налог был всего 1%. В Узбекистане рынок не настолько велик, но требуемый налог для ИП составляет 300 000 (ред. — фиксированная ставка за месяц вне зависимости от прибыли) в Ташкенте. К слову, в России с прошлого года находится на стадии рассмотрения закон об обложении налогом такого вида деятельности.

Было введено понятие «самозанятое население», под которое попадают репетиторы, няни, и, в частности, блогеры.

Но закон все еще в процессе разработки, и его вступление под большим вопросом.


Виталий Хальзунов

арт-директор в креативном агентстве TBWA\Tashkent, автор телеграм канала ЩА ВСЁ БУДЕТ

Я не блогер. Это не моя профессия. Я креативщик. Для меня ведение канала в телеграм — это отдушина. То, что сидит внутри, я выливаю туда. Я не пытаюсь понравиться, поэтому и слова не подбираю, и под аудиторию не пляшу. Кому-то нравится формат, и он подписывается и остается, кому-то — нет.

Блогеры, если это их основной заработок, конечно, должны платить налоги.

Но вопрос в другом: пока нет нормального законопроекта «О блогерах», они, собственно, никому и ничего не должны. Нет регулирования этой сферы деятельности. А на нет и суда нет. Как будет, тогда да, тогда можно и обсуждать. Проводишь рекламную интеграцию — будь добр, заплати налог. Все честно, правда ведь? Главное, чтобы наши уважаемые законотворцы действительно разобрались в этой сфере, а не просто так, от фонаря, накалякали закон, и потом бы удивлялись, почему это он не работает.


Умид Гафуров

блогер, автор проекта TROLL.UZ

Для меня ведение блога — это хобби. Возможно, для кого-то это профессия. Если эта деятельность превращается в основную, то есть, кроме этого человек ничем не занимается, зарабатывает на блогинге, тогда это превращается в профессию.

Но все же блогинг сложно назвать профессией, потому что наш закон не знает даже понятия «блогер», нигде не прописано, что он может делать, а что не должен.

Это некое новшество «хобби-работа», но для меня это больше хобби.

Платить налоги должны все, кто получает доход. Но если нет механизма регулирования, то обсуждать данный вопрос касательно блогерской деятельности очень сложно.

Допустим, я зарабатываю на своем блоге триста тысяч, сколько я должен платить налог? ИП в среднем тратит на налоги около пятиста или шестиста тысяч, даже если открыть рекламное ИП. Если я получаю миллион, то выходит 50-60% будет уходить на налоги? Если получится урегулировать этот момент, тогда можно говорить о налогах на доходы блогеров. Сейчас непонятно, как надо платить, как регистрироваться.

ИП — это одно, блогинг — это другое.

Возможно, в конце года можно будет делать декларацию о своих доходах и платить какие-то определенные проценты, можно сделать так, как делают в других странах. Или выделить отдельный вид предпринимательства для электронной коммерции и включить туда не только блогеров, но и всех, кто зарабатывает через интернет. С этой точки зрения нужно тщательно подготовить законодательную базу, а не так, что все должны платить налоги без уточнения как, сколько и так далее.


Итого…

Несомненно, есть законное основание облагать налогом рекламную деятельность блогеров, но здесь есть много подводных камней. Необходима детальная разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих именно блогерскую деятельность, нельзя подводить всех под один закон. На данный момент остается много открытых вопросов, что вызывает негодование людей. Требуется углубление в мировую практику, а также четкое определение объема и расходов данного рынка в Узбекистане. Только тогда можно будет понять, объективно ли принятие налога, какова должна быть его ставка, какова роль государства в организации поля деятельности блогеров с четкими правилами и порядком, касающимися фискальных вопросов по принципу прозрачной воды, где будет понятно определена активность всех участников этого процесса.


Акмаль Назаров

старший государственный налоговый инспектор отдела по связям с общественностью и правовой информации Государственного налогового комитета

Согласно принципам обязательности и справедливости налогообложения, все доходы, полученные от предпринимательской деятельности, должны облагаться налогом, если иное не установлено налоговым законодательством. Если блогер размещает рекламу у себя на канале или на социальных страницах и получает от этого доход, он должен платить налоги. Чтобы платить налоги, он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или как юридическое лицо (ООО и др.). Это касается всех блогеров (видео, фуд, фэшн и т.д.).

На самом деле, сфера налогообложения не касается блогеров, которые занимаются блогерством «для себя», выражая свои мысли в сети интернет, выставляя свои записи, изображения или мультимедиа. Налогообложение касается только тех блогеров, которые занимаются рекламной деятельностью посредством интернета и получают от этого доходы. Но так получилось, что все блогеры приняли на свой счет тему налогообложения, поэтому и пошла такая большая общественная реакция по этому поводу. Но т.к. на данный момент нет закона о блогинге и понятия «блогер», налог для электронной коммерции подразумевает только тех, кто занимается продажей в интернете.

Сейчас в стадии разработки находится новый Налоговый кодекс, и в него будут внесены нормы, касающиеся электронной коммерции. С 1 июля планируется опубликовать на общественном портале (regulation.gov.uz/ru) проект Налогового кодекса в новой редакции для обсуждения. Все будут иметь возможность его прокомментировать. Планируется, что обсуждение продлится до 1 сентября 2019 года. А с 1 января 2020 года Кодекс вступит в силу.

 

Статья подготовлена: Сакина Абидова
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии