Банковская система Узбекистана достаточно стойко пережила почти целый месяц карантина. Разумеется, не обошлось без изменений и корректировок в работе в связи с последними событиями на фоне пандемии. О том, как ситуация с COVID-19 повлияла на отечественные банки, рассказывает заместитель директора департамента Центрального банка РУз Акмаль Назаров.


Акмаль Назаров

заместитель директора департамента Центрального банка Республики Узбекистан

В связи с объявлением глобальной пандемии, в нашей республике и в банковской системе особо уделяется внимание обслуживанию клиентов удаленно и безопасно.

В настоящее время у всех коммерческих банков имеются мобильные приложения. Это помогает населению пользоваться удобными, быстрыми и надежными платежными услугами без посещения банка. Преимуществами использования услуг мобильных приложений банков является возможность:

  • совершать платежи, не выходя из дома
  • совершать покупки по безналичному расчету
  • возможность отслеживать поступления и расход денежных средств на банковскую карту
  • сэкономить время и транспортные расходы, а также обеспечить свою безопасность

Для получения карты коммерческие банки создали возможность подачи онлайн-заявки через их официальные сайты.

Через мобильные приложения физические лица могут платить не только за мобильные услуги, но и за коммунальные, нотариальные услуги; можно оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения, интернет-услуги, образование, благотворительность, а также доставку еды и различных блюд; осуществлять налоговые платежи.

В период пандемии коммерческие банки предоставляют юридическим лицам дистанционные услуги на выгодных условиях.

Банки имеют возможность дистанционно принимать заявки на продление срока действия банковской карты, об ее утере или открытии новой. Если карта принадлежит физическому лицу (личная карта вне рамок заработной платы), то клиент должен оставить заявку через информационную систему своего банка, выпустившего карту.

Банк-эмитент может воспользоваться почтой, службой инкассации или другими способами для доставки карты клиенту.

Что с наличными?

В сегодняшней ситуации наличные деньги населения и хозяйствующих субъектов принимаются банками своевременно и в полном объеме.

Тенденция снижения потребности в наличных деньгах по сравнению с предыдущими месяцами образовывается в основном за счет временной приостановки работы некоторых хозяйствующих субъектов.

Вместе с этим наблюдается снижение обналичивания средств с банковских карт. В частности, за первую неделю апреля объем обналичивания снизился в среднем на 33% по сравнению с первой неделей марта.

Несмотря на повышение или снижение потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах, их в любом случае будут обеспечивать наличными деньгами через банкоматы и кассы банков.

Обработка наличных

По данным Всемирной организации здравоохранения, пользование наличными деньгами может быть одним из каналов передачи вирусов. Центральный банк дал банкам рекомендации по обеспечению работников кассы медицинскими масками, антисептическими средствами, техническим спиртом и другими гигиеническими средствами. Также рекомендовано контролировать использование одноразовых перчаток во время работы. Наличные деньги, поступающие в кассы банков после их пересчета и упаковки, в установленном порядке хранить в хранилищах не менее одной недели, после чего производить их выдачу клиентам.

Коммерческие банки формируют наличные деньги в помещениях, в которых была проведена специальная дезинфекция; работники обязаны использовать маски, одноразовые перчатки, антисептические средства. И только после хранения не менее одной недели можно осуществлять выдачу денег клиентам.

Следует отметить, что на сегодняшний день не существует технологии по обработке наличных денег в банках и банкоматах.

Цифровой банкинг

Потребителю бывает очень важно получить какую-либо банковскую услугу дистанционно, и Центральный банк работает над этим. Чтобы оказать банковскую услугу клиенту другого банка или человеку, вообще не являющемуся ничьим клиентом, банку нужен достоверный источник сведений о физическом лице для идентификации, а также аутентификация. Коммерческие банки обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов в ряде случаев (см. Правила внутреннего контроля для коммерческих банков, от 23.05.2017, №2886). Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают проверку личности клиента.

Согласно действующему законодательству, уникальный идентификатор физического лица — это ПИНФЛ (персональный идентификационный номер физического лица). Уполномоченным органом в части предоставления сведений о паспортных данных является Государственный центр персонализации при Кабинете министров (см. Положение о формировании центральных баз данных системы «Электронное правительство», утвержденное постановлением от 17.12.2015, №365). Именно с ним сейчас ведется совместная работа.

Цифровизация банковских услуг является одним из приоритетных направлений в стратегии действий по развитию всей финансовой отрасли нашей страны. В последние годы особое внимание уделялось внедрению современных технологий в банковскую сферу непосредственно для улучшения уровня обслуживания клиентов. Важно отметить, что в год, посвященный развитию науки, просвещения и цифровой экономики, намечается реализация ряда новых проектов по развитию банковских услуг, которые будут соответствовать международным стандартам.

Увеличивается количество пользователей (физические и юридические лица), которые могут выполнять операции с банковским счетом с помощью мобильных приложений или через системы дистанционного банковского обслуживания.

Кроме того, особое внимание уделяется бесконтактным способам платежей (NFC, QR-код и др.) без использования банковских карт.

Также реализуются меры, определенные «Концепцией развития цифрового банкинга на период 2018–2020 годы в Республике Узбекистан». Например, внедрение системы мгновенных платежей (СМП) для хозяйствующих субъектов предоставляет возможность осуществления межбанковских платежей в режиме 24/7 без посещения банка.

В настоящее время физические лица, открывшие в выбранном банке (филиале) депозитный счет в порядке, предусмотренном законодательством, могут так же открывать другие депозитные счеты в этом банке (филиале) с использованием системы дистанционного обслуживания банковских счетов.

Статья подготовлена: Марк Селезнев
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии