Не секрет, что дошкольное образование играет огромную роль в воспитании детей и развитии их личностных качеств. Главной целью современных дошкольных образовательных организаций (ДОУ) является не только подготовка детей младшего дошкольного возраста к обучению в школе, но и развитие их интеллектуальных и творческих способностей, закладывание основ дисциплины, привитие самостоятельности. О том, на каком уровне находится дошкольное образование в Узбекистане, в редакции The Mag поговорили с экспертами из сферы дошкольного образования, а также составили рейтинг наиболее популярных частных детских садов столицы.


В наше время все больше родителей, выбирая между детским развивающим центром и привычным детским садом, отдает предпочтение первому варианту. Насколько этот выбор правилен и каковы различия между детсадом и детским развивающим центром? Об этом мы поговорили с Наргис Мирзаахмедовой, руководителем школы раннего развития «Карьера с колыбели» и сети частных садов Happy Time. 

дошкольное образованиеНаргис Мирзаахмедова

руководитель школы раннего развития «Карьера с колыбели» и сети частных садов Happy Time

Как возникла идея открытия детского центра?

Будучи руководителем учебного центра для взрослых, я обратила внимание на то, что среди учащихся есть молодые мамы, не имеющие возможности оставить ребенка дома под чьим-либо присмотром. Они просили администрацию посмотреть за детьми, пока идут занятия в центре. Понаблюдав, как дети по два часа сидят без дела, просто так, я решила как-то разнообразить их времяпрепровождение. Так в моем учебном центре появились бесплатный детский уголок с игрушками и книгами и няня. Мамы стали спокойно оставлять своих детей под ее присмотром, зная, что они не будут скучать.

Но мне все равно продолжало казаться, что дети проводят эти два часа без особой практической пользы. И я подумала — а почему бы не сделать отдельный кабинет для учебы с профессиональными педагогами? Да, эти занятия будут платными, но зато во время них дети будут полноценно получать знания, пока их родители заняты своей учебой. Так появился кабинет, который в дальнейшем разросся в четыре полноценных филиала детских дошкольных учреждений.

дошкольное образование

В чем плюсы и важность дошкольного образования?

До недавнего времени многие родители считали, что нет нужды заниматься образованием детей до школы, поскольку именно в школе они приобретут все необходимые знания и навыки. И с таким стереотипом я продолжаю сталкиваться до сих пор. Именно поэтому я всегда очень серьезно подхожу к этому вопросу, объясняя родителям, что образование делится на дошкольное, школьное, среднее и высшее.

Дошкольное образование необходимо для того, чтобы подготовить детей к школе. Это не означает, что мы должны проходить с маленькими детьми таблицу умножения.

Прежде всего все дошкольные учреждения (ДОУ) — как детские сады, так и детские образовательные центры — направлены на социальную адаптацию детей, необходимую для учебы в школе.

И это самый главный плюс дошкольных учреждений, потому что в них дети психологически и эмоционально готовятся к тому, что в 7 лет они пойдут в школу.

Чем отличаются дети, проходившие обучение в дошкольных учреждениях от тех, кто в них не занимался?

На моей практике дети, которые посещали дошкольные учреждения, все-таки более открыты для общения с ровесниками и получения информации в полном объеме учебной программы. Потому что они знают, что такое социум и как себя в нем вести; знают, каково это — получать знания. Именно к этому ДОУ во всем мире и готовят детей, в этом заключается и цель моих учреждений — развить детский мозг, научить ребенка получать знания.

дошкольное образование

Есть ли исследования, показывающие разницу между детьми, посещавшими ДОУ, и теми, кто обучался дома?

Конечно, такие исследования проводятся по всему миру, и они лишь доказывают то, о чем я говорила выше. Дети, которые посещали ДОУ, будь то детский центр или детский сад, более адаптированы в социальном смысле. Я не могу сказать, что они более развиты, чем те дети, которые не посещали ДОУ. Потому что в семьях бывают мамы и бабушки-педагоги, которые самостоятельно занимаются дома с ребенком. Но именно в ДОУ дети, помимо изучения букв и цифр, изучают окружающий мир и обучаются одному из главных детских навыков — навыку общения со сверстниками.

Может ли детский учебный центр стать альтернативой детскому саду?

У всех семей разные условия, разные причины для посещения ребенком детского сада или отказа от него. В основном непосещение связано с нехваткой государственных детских садов вблизи района, где проживает ребенок. Также играют роль большие очереди желающих отдать ребенка в сад, неготовность родителей ездить с ребенком в другой район, дороговизна частных детских садов. Поэтому некоторые родители решают, что дети могут получать образование дома либо заниматься в специализированных детских учебных центрах.

Да, если есть какие-то причины не отдавать детей в сад, то в плане интеллектуального развития и подготовки к школе детский центр — хорошая альтернатива. К тому же, в государственных детских садах из-за большого количества детей страдает качество их обучения.

В детских центрах же, как правило, количество детей в группе не столь велико, а значит, они могут получить больший объем знаний.

Но если ребенок ходит в частный детский сад, то посещать детский центр нет никакой необходимости.

Каковы различия между детсадом и детским центром? Что из этого лучше выбрать?

Ошибочно утверждать, что в государственных детских садах детям в плане учебы ничего не дают. Как и в школах, где многое зависит от учителя, в дошкольном образовании очень многое зависит не только от родителей, но и от подхода воспитателя к детям. Иногда действительно выходит так, что выпускники государственных детских садов вполне подготовлены к школе.

В детском центре нет такого большого объема времени для общения детей друг с другом, поскольку занятия проходят несколько раз в неделю и длятся пару часов. В детских центрах есть четкое время для занятий и небольшое время, отведенное на игры. И наоборот — в детских садах у детей есть больше времени для свободного общения и игр и меньше — для занятий. Но несмотря на то, что я являюсь руководителем детских центров, я все-таки за детские сады. Начав работать именно со сферой детских садов, я поняла, насколько больше можно дать детям, когда они находятся в детском саду.

Кроме того, в развивающих центрах все-таки есть домашние задания и задача родителей — не лениться делать их вместе с детьми. Разница в подходе к учебе заключается в том, что родители должны заставить ребенка выполнить учебное задание, а педагоги — они мотивируют. У них получается сделать так, чтобы ребенок захотел довести до конца то или иное занятие.

Считается, что в платных частных детсадах детям больше дают; в большинстве случаев это действительно так. Потому что благодаря платной основе обучения в частном детском саду есть возможность привлечь лучших специалистов-педагогов, а небольшое количество детей в группе позволяет уделить больше времени каждому ребенку.

То есть, если в государственном детском саду в каждой группе как минимум 25 детей, то в частном — 10-12.

И эта разница в количестве влияет на качество получаемого каждым ребенком образования.

дошкольное образование

Что входит в программу дошкольной подготовки в детских центрах?

В программу входит все то, что необходимо ребенку для подготовки к обучению в школе. Для детей до 4 лет это развивающие занятия, которые направлены на развитие мелкой и крупной моторики, памяти, логики и мышления. Начиная с 4 лет в программу занятий внедряется обучение таким предметам, как математика, чтение, письмо, языки. Причем эти занятия у всех возрастных групп проходят в игровой форме — так детям легче и интереснее заниматься. Важную роль играют также знакомство с окружающим миром, развитие речи, творческая деятельность. Во многих ДОУ есть уроки танцев и театрального искусства, которые помогают детям раскрепоститься, перебороть стеснение, а значит, легче взаимодействовать с окружающими.

Каких критериев следует придерживаться родителям при выборе ДОУ?

Прежде всего родители должны ориентироваться на территориальное расположение детского центра. Чтобы ребенок не утомился по дороге на учебу, я советую выбирать обучающий центр недалеко от дома. Если поблизости с домом есть несколько детских центров, то перед тем, как сделать выбор, нужно обратить внимание на работу педагогов. Для этого во многих детских центрах предусмотрена возможность пробного первого занятия.

Посещайте такие занятия и наблюдайте за ребенком: если ему нравится, если вы понимаете, что именно здесь ему будет хорошо, то это залог успешного обучения.

Всегда ориентируйтесь не на свои предпочтения, а на детей, на их впечатления от процесса учебы. ДОУ должен быть тем местом, в котором ребенку будет хорошо и комфортно.

Положительные изменения в сфере дошкольного образования

За прошедший год в Узбекистане произошли заметные перемены в этой сфере. Скажу больше: те государственные детские сады, которые были построены за последний год, вполне могут конкурировать с частными в плане инфраструктуры и условий. Но, конечно, в количестве детей государственный детский сад никогда не сможет конкурировать с частным садиком. То есть самый большой плюс частных садов, о котором я уже упоминала — это количество детей, влияющее на качество обучения.

Долгие годы в нашей стране не было основательного подхода к образованию детей. Еще с советских времен считалось, что дошкольное образование не нужно, поскольку дети позднее и так научатся всему в школе.

Но сейчас, благодаря новому президенту и свежему взгляду на положение вещей, правительство четко осознает, что государство начинается с детей.

Дети есть будущее нашего государства и закладывать в них то, что мы хотим, следует с ранних лет. Потому что успехи детей в школьном возрасте — это отражение знаний, полученных ими в детстве.

Осознавая важность всего этого, Шавкат Миромонович Мирзиеев не только внес определенные поправки в законодательство, но и изменил сам подход к дошкольному образованию. У нас в стране появилось отдельное Министерство дошкольного образования, которое занимается именно детскими садами. И мы, работая в секторе частного образования, понимаем, какую колоссальную работу делает это министерство. Потому что все положительные изменения в этой сфере происходят благодаря тому, что детьми занимается профильное министерство, чьей целью является развитие дошкольного образования.

дошкольное образование

Все решают кадры

Даже самый роскошный частный детский сад с дорогим интерьером и прекрасным оборудованием, в котором отсутствуют хорошие специалисты, не стоит того, чтобы отдавать туда ребенка. Нужно отдать должное тем людям, которые работают в государственных детских садах — они действительно работают ради своего дела. И это достойно уважения. Потому что в работе сотрудника частного детского сада гораздо больше плюсов, начиная с размера оплаты труда и заканчивая количеством воспитанников. Легко работать, когда в группе 10-12 детей, а когда их 30? Ты выкладываешься изо всех сил. И очень хорошо, что этот факт был принят во внимание государством, справедливо повысившим заработную плату работникам государственных детсадов.

В любом случае необходимо поднимать статус профессии педагога — как в государственных детских садах, так и в школах. Только так у нас будут квалифицированные кадры, люди захотят быть педагогами.

Я думаю, что нынешняя политика в нашей стране обязательно приведет к тому, что через 5-10 лет профессия педагога будет такой же престижной, как, например, профессия юриста или экономиста.

Я очень часто летаю в другие страны с целью изучения и перенятия опыта моих зарубежных коллег. И абсолютно в любой поездке я нахожу то, что можно применить у нас. Например, в Финляндии мне понравился не только подход к образовательной системе, но и умение мотивировать детей так, что они сами хотят учиться — и учиться хорошо. К слову, в Финляндии учитель — это престижная профессия с более чем достойным заработком. А в Сингапуре, например, пойти учиться в педагогический институт могут лишь люди с наивысшим баллом. Думаю, что благодаря положительным переменам, начавшимся в сфере нашего образования, мы тоже обязательно придем к этому.

дошкольное образование


А что говорят другие авторитетные специалисты? О существующих проблемах, а также о последних достижениях в этой сфере рассказали The Mag Жанна Пак и Санжар Обидов — эксперты в сфере дошкольного образования.

дошкольное образованиеЖанна Пак

начальник Главного управления дошкольного образования г.Ташкента

Дошкольное образование в нашей стране не является обязательным, родители могут выбрать любую приемлемую для себя форму обучения и воспитания ребенка. В 2018-2019 учебном году в Узбекистане началась реализация пилотного проекта по поэтапному переходу на обязательную одногодичную подготовку детей к школе. По окончании пилотного проекта,…

…с 2019 учебного года, начинается полная реализация ПКМ 999: шестилетние дети обязательно будут проходить одногодичную подготовку к школе, причем бесплатно.

Специалисты утверждают, что ребенок, который ходил в ДОУ, более адаптирован к жизни и поступлению в школу, ему проще общаться со сверстниками, осваивать что-то новое. На сегодняшний день в Узбекистане числится 8 674 ДОУ, 5 804 из которых являются государственными, а 2 870 — негосударственными.

Поговорим о проблемах этой сферы в Узбекистане

В Узбекистане дошкольное образование осуществляется на государственном (узбекском) языке, а также на каракалпакском, русском, таджикском, киргизском и казахском языках. При этом статистика приводит неутешительные цифры. За последние 20 лет в Узбекистане заметно выросла численность населения, что привело к уменьшению количества государственных ДОУ более чем на 45% и снижению охвата детей дошкольным образованием. Попытаемся разобраться в причинах, повлиявших на появление этой ситуации.

Домашнее обучение

Поскольку дошкольное образование в нашей стране не является обязательным, родители могут выбрать форму обучения и воспитания ребенка на свое усмотрение. Поэтому дети дошкольного возраста зачастую остаются дома под присмотром неработающей мамы либо бабушки, дедушки и других членов семьи. Особенно часто это встречается в сельской местности, где менее развита сеть ДОУ, а семейные и родственные связи более прочны и широки.

Платежеспособность родителей

При среднем размере заработной платы в регионах оплата ДОУ является достаточно высокой нагрузкой на бюджет малообеспеченных слоев населения. Данные большинства исследований указывают на тот факт, что чем выше средняя зарплата в регионе, тем более востребованы услуги дошкольного образования и, соответственно, выше охват дошкольным образованием. Чем выше занятость населения в регионе, тем больше охват дошкольным образованием детей в возрасте до 7 лет.

Неравномерное распределение детских садов

Наибольшая концентрация дошкольных учреждений приходится на города и крупные населенные пункты, что также снижает охват детей дошкольным образованием. Нередки случаи, когда уровень информированности родителей о ДОУ, их преимуществах и положительных качествах также оставляет желать лучшего.

Низкое качество услуг ДОУ

Неудовлетворительное качество услуг ДОУ зачастую становится причиной принятия решения о домашнем воспитании ребенка. Низкая заработная плата, отсутствие возможностей для карьерного роста, отсутствие категорий спецификации педагогов и потеря престижности учительского труда приводят к нехватке квалифицированного педагогического персонала.

Приватизация ДОУ

Вследствие отсутствия у некоторых руководителей стратегического мышления и понимания государственной политики наблюдались случаи приватизации государственных детских садов (даже функционирующих) и передачи их другим государственным структурам и предпринимателям.

Как менялась статистика в сфере дошкольного образования за последние 28 лет

Впрочем, в последние несколько лет ситуация с дошкольным образованием начала постепенно улучшаться. Казалось бы, безнадежно упавшие показатели начали медленно, но верно набирать рост, о чем свидетельствует нижеприведенная статистика.

Охват детей Узбекистана дошкольным образованием в процентах:

  • 1991 год — 66.3%
  • 1995 год — 43.4 %
  • 2000 год — 27%
  • 2005 год — 23.5%
  • 2010 год — 19.8%
  • 2015 год — 21.1%
  • 2019 год — 50.5%

Статистика по количеству ДОУ в Узбекистане в разные годы:

  • 1991 год — 9 834 ДОУ
  • 2000 год — 6 704 ДОУ
  • 2010 год — 5 375 ДОУ
  • 2019 год — 8 674 ДОУ

Заметное влияние на рост ДОУ в последние годы оказало появление в стране множества негосударственных дошкольных учреждений. Более наглядно:

  • 2017 год — 5 186 ДОУ, из них негосударственных — 225;
  • 2018 год — 7 104 ДОУ, из них негосударственных — 1 437;
  • 2019 год — 8 674 ДОУ, из них негосударственных — 2 870.

Процентное соотношение количества мест в ДОУ к количеству детей дошкольного возраста на 2018-2019 гг. в Узбекистане:

  • в государственных ДОУ — 39.3% (в Ташкенте — 69.6%);
  • в негосударственных ДОУ — 11.2% (в Ташкенте — 5.9%);
  • общее соотношение — 50.5% (в Ташкенте — 75.5%).

дошкольное образованиеСанжар Обидов

заместитель начальника Главного управления организации деятельности дошкольных образовательных учреждений и стратегического развития

Дошкольное образование играет важнейшую роль в воспитании будущего поколения. Научно доказано, что именно в раннем и в дошкольном возрасте закладываются основы для формирования личности ребенка и раскрытия его потенциала.

Главная цель дошкольного образования — не только подготовить детей младшего дошкольного возраста к обучению в школе, но и развить его интеллектуальные и творческие способности, заложить идейные основы духовно-нравственного воспитания.

Квалифицированные кадры

Одним из оснований предоставления качественного дошкольного образования является уровень подготовки и профессионализм управленческих и педагогических кадров системы.

Положительная динамика в сфере кадровой подготовки ДОУ

Благодаря созданию Министерства дошкольного образования был серьезно пересмотрен вопрос уровня подготовки профессиональных педагогических кадров. Наглядно о произошедших изменениях:

— увеличены квоты приема в высшие образовательные учреждения по направлению образования бакалавриата «Дошкольное образование»;
— срок обучения в вузах сократился до 3 лет;
— в Ташкенте создан университет Пучон (Южная Корея), в котором проходят обучение 476 студентов по направлению «Дошкольное образование»;
— совместно с ЮНИСЕФ и привлечением международных экспертов в сфере дошкольного образования организовано обучение 30 региональных мастер-тренеров, которые каскадным методом будут проводить семинары по внедрению новой Государственной учебной программы «Илк кадам».

Кроме того, впервые за 20 лет в 2018 году Министерством дошкольного образования пересмотрена заработная плата педагогических работников ДОУ. В частности, заработные платы увеличились в следующем процентном соотношении:

  • заведующий дошкольным образовательным учреждением — 43% (1 514 614 сум)
  • помощник воспитателя — 56% (861 795 сум)
  • воспитатель, психолог и дефектолог с высшим образованием — 70% (1 467 802 сум)

Был создан Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений. На текущий момент результаты Института следующие:

— в 2018 году переподготовку прошли 18 329 педагогов;
— на 2019 год Институтом запланировано прохождение курсов по повышению квалификации 4 218 руководителя и специалиста ДОУ.

Также Институтом запланирована организация курсов профессиональной переподготовки по направлениям:

  • «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»;
  • «Логопед»;
  • «Дефектолог».

Рейтинг наиболее популярных частных детских садов столицы:

дошкольное образование

Статья подготовлена: Екатерина Соколова
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии