26 января в Hilton Tashkent City прошел бизнес-форум Fashion Retail Day для владельцев и топ-менеджеров магазинов модной одежды, обуви и аксессуаров, а также представителей мировых брендов, торговых центров. Целью мероприятия было предоставление площадки для обмена опытом, знакомства и установления деловых связей. Команда The Mag не могла остаться в стороне и решила осветить данное мероприятие.

Спикерами форума были:

  • Мурат Азамов — соучредитель компании Lynks Property Management, основатель компании Fashion Retail Management, в прошлом топ-менеджер брендов Lacoste, Nautica, Jennyfer, MotherCare, Colin’s, The American Eagle Outfitters, DeFacto;
  • Максим Шабашов — старший директор по управлению торговыми центрами в лучшей управляющей компании России 2020 года Lynks Property Management;
  • Виктор Ляшевский — международный эксперт по франчайзингу и развитию бизнеса;
  • Малика Эрматова — онователь консалтинговой компании Fashion Retail Consulting и руководитель факультета Fashion and Product Promotion при Сингапурском институте менеджмента в Ташкенте;
  • Рустам Хамдамов — сооснователь и генеральный директор BILLZ.

Мы взяли у спикеров эксклюзивные интервью, где они поделились секретами, которые не были озвучены в ходе основной части форума.

Максим Шабашов

Расскажите, на какие этапы делятся кризисы в ритейл-индустрии, и какие ответы должна подготовить торговая площадка, чтобы остаться на плаву?

Всегда, вне зависимости от того, есть кризис или его нет, необходимо работать с обманутыми ожиданиями и тем самым системно предвосхищать массовые негативные действия целевой аудитории. Что это значит и как это реализовать? Любой качественный торговый центр под контролем профессиональной управляющей компании знает, или, по крайней мере, обязан знать, почему люди уходят без покупок. Это делается регулярно и постоянно методом опросов «Зачем вы приходили?» и «Почему вы ушли без покупки?». При наличии среза аналитики в динамике, у управленца есть условно точное представление о слабых местах — в том числе и ритейлеров. Далее проводится коррекционная работа с обязательной обратной связью с покупателем. Регулярность позволяет пикировать и владеть ситуацией.

Кризис не страшен тем, кто на шаг впереди

Какие у вас методы оценки спроса на те или иные товары?

Безусловно, в нашем арсенале есть разнообразные методики, например, оценка покупательской способности посредством мониторинга среднего чека, определение конверсии, аналитика совокупного времени нахождения в торговом центре. Чтобы оценивать город, мы, как правило, привлекаем узких специалистов. Есть такие компании, которые могут ответить на главные вопросы — что, для кого и в каком количестве продавать. К примеру, консультанты могут оценить величину целевой аудитории «среднего плюс» уровня на примере джинсов стоимостью 200 USD, предположительный объем продаж для нее, а также предложить к реализации сопутствующие товары.

Расскажите, на каком этапе развития сегодня находится рынок Узбекистана? Наблюдается ли паттерн развития российского или казахского рынков?

Рынок растет, и, действительно, динамика сшита по лекалам ближайших соседей. Активное увеличение населения является основным ресурсом — резервом для уверенных шагов вперед. Развитие средств коммуникаций, рост рынка коммерческой недвижимости и культуры потребления происходит здесь в более сжатые сроки. Житель Ташкента мало чем отличается от жителя другого мегаполиса. Да, онлайн-площадки пока не пользуются бешенной популярностью, одежду покупателю могут привести не через 30 минут, как в Москве, а через 3-5 дней, но все равно это явление уже есть, и покупатель формирует свою требования к сервису.

То, что делает власть с экономикой, похоже на правильные шаги

Скорее всего, не стоит сразу ждать радикальных изменений, таких как снижение таможенных расходов, но, возможно, это произойдет в ближайшем будущем, хотя бы в пилотном режиме для определенных групп товаров.


Мурат Азамов

Мурат, расскажите, есть ли нечто общее, характеризующее все торговые точки, которые вы открыли — подход, стратегия, влияние спроса, или же каждый магазин уникален?

Конечно, есть что-то общее, некий скелет. Например, логистика, складское управление, стратегия развития, зависящая от узнаваемости бренда. С этим практически не меняется общая концепция и подход, то есть имеется определенная совокупность факторов, влияющих на рост — это товар, целевая аудитория, продвижение, срок окупаемости и так далее. Уникальность же, с другой стороны, присуща не только магазинам, но скорее рынкам, странам или городам. Можно проследить прямую зависимость между подходами к реализации стратегии от потребительского поведения, покупательской способности, страновой политики и поведенческих паттернов населения.

Как меняется спрос в зависимости от страны, в которой открывается магазин, какие национальные или климатические особенности вы выделили?

Позвольте рассказать один пример. Четыре года назад итальянский бренд одежды решил покорить рынок одной из стран Центральной Азии, открыв магазин напротив высшего учебного заведения с многотысячной армией студентов. Женская одежда, представленная нашими партнерами, имела скорее демократичный характер, тогда как большая часть студенток в то время предпочитала носить национальные костюмы. Идея открытия магазина осталась только на бумаге, но уже через год ситуация в корне изменилась: в том же университете студентки стали предпочитать свободный стиль одежды гораздо чаще. Связано это было с популяризацией социальных сетей. Рынок изменился, изменился и спрос в пределах одного и того же государства.

Невозможно масштабировать бизнес без системы

Наблюдается синергия между уровнем экономического развития страны и степенью узнаваемости брендов, базирующихся в них. Люди, строящие такие бизнесы, более системны, обладают стратегическим мышлением, планируют на 50 и более лет вперед.

Как вы оцениваете рынок Узбекистана?

Рынок имеет огромный потенциал — не только в сферах ритейла и mall-management, практически все экономические отрасли показывают рост показателей. Многие инвесторы обратили и обращают свое внимание на наш рынок. В скором будущем будут появляться новые торговые площадки, центры, конкуренция станет жестче. Будучи положительным фактором развития рынка, борьба за покупателя приведет к улучшению качества товаров и обслуживания. Не менее важным условием наращивания потенциала является благоприятная политическая обстановка: правительство вносит ощутимый вклад, и это очевидно.

Мы тоже стараемся внести свою лепту, организовывая подобные мероприятия. Бизнес-форумы подобного формата нацелены на повышение осведомленности локальных ритейлеров и на обмен опытом.


Трудно не заметить положительный заряд и энергию, исходящую от гостей мероприятия. Хотелось бы отметить и несгибаемый оптимизм спикеров в отношении потенциала рынка Узбекистана: все, как один, заявили о том, что рост неизбежен. Ритейлерам жизненно необходимо меняться, стать гибче, внедрять новые методы работы для того, чтобы встретить грядущие вызовы подготовленными. Сам формат встречи — бизнес-форум, местечковое публичное мероприятие для лучших представителей бизнеса — не новое явление для Узбекистана, однако достаточно редкое. Мы надеемся на положительные изменения тренда и на то, что таких мероприятий будет в разы больше.

Статья подготовлена: Константин Ким
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии