Большие перемены ждут Государственный музей искусств. Уже в ноябре должна быть готова предварительная концепция масштабной реконструкции музея. Переосмыслением коллекции занимается генеральный директор музея «Альбертина» профессор Клаус Альбрехт Шредер. Автором проекта реконструкции здания и прилегающей территории музея будет заниматься лауреат Притцкеровской премии, всемирно известный японский архитектор Тадао Андо. Контроль над реализацией музейного проекта будет вести швейцарская компания AlternativWelt.


На пресс-конференции, посвященной реконструкции Государственного музея искусств были подняты вопросы о проекте, планах и, конечно, об искусстве.

Аббосжон Мирзарахимов, представитель Администрации президента, в своей вступительной речи отметил особую важность этого проекта для развития и сохранения культуры Узбекистана. Государство уделяет большое внимание объектам культурного наследия, и в августе прошлого года была официально утверждена программа по реновации музеев, в рамках которой и произойдут существенные изменения в Государственном музее искусств.


Аббосжон Мирзарахимов

представитель Администрации президента

Мы ставим целью повысить эффективность работы наших музеев и других культурных учреждений. Поэтому считаем, что международный опыт экспертов нам необходим. И пользуясь случаем, хочу отметить, что мы действительно впечатлены работой, которую господин Шредер проделал в Вене за последние 20 лет. Надеюсь, что в скором времени мы сможем с гордостью представлять Государственный музей искусств в его новом облике.


Гаянэ Умерова

заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан

Когда необходимо принять важное архитектурное решение, особое внимание в формировании видения уделяется взаимодействию экспертов, которые выдержат испытание временем; экспертов, обладающих не только личными идеями, но и обширным профессиональным опытом, которые способны услышать и подстроиться под дух места. Вся наша рабочая группа, задействованная в проекте реконструкции, ставит целью создать в Ташкенте не просто место для демонстрации коллекций, а место, сохраняющее наше культурное наследие для будущих поколений. Помимо международных экспертов, Министерство культуры Узбекистана и фонд привлекли к работе команду местных специалистов. Они помогут нашим международным партнерам ознакомиться с локальным контекстом.

Нам очень приятно работать с таким международным экспертом, как профессор Шредер. Его 20-летний опыт работы по выводу небольшого музея в ранг всемирно известных культурных учреждений поможет нам достичь нашей цели — содействовать творческому межкультурному диалогу, интегрировать узбекское искусство в мировой художественный мир, увеличить научно-технический потенциал и конкурентоспособность страны.


Многих неравнодушных к искусству людей интересовал вопрос об уникальной коллекции западноевропейского искусства, которая не «вписывалась» в концепцию Государственного музея. Гаянэ Умерова ответила на актуальный вопрос, подтвердив мнение о том, что коллекция действительно нуждается в другом помещении, и Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана уже обдумывает, как это сделать.

Справка

  • Профессор Клаус Альбрехт Шредер (род. Линц, 1955), изучал историю искусств и историю в Венском университете.
  • В 1985 году стал директором-основателем KunstforumWien, а с 1996 по 1999 год он был в исполнительном совете музея «Леопольд».
  • В 1999 году Шредер стал директором музея «Альбертина», а с 2017 года выступает генеральным директором музея.
  • Под его руководством музей был реконструирован, модернизирован и расширен.
  • Будучи генеральным директором, он реформировал музей «Альбертина» с нуля и превратил его в самый технически оснащенный и посещаемый музей в Австрии, а также в один из известнейших австрийских музеев в мире.

Федеральный министр культуры Австрии Гернот Блюмель так отзывается о господине Шредере:

«Всемирная известность музея «Альбертина» говорит сама за себя. При профессоре Клаусе Альбрехте Шредере музей прошел путь, добиваясь успеха за успехом — отчасти это случилось благодаря его высокому профессиональному руководству и дальновидности в отношении будущего «Альбертины».

В 2019 году Клаус Альбрехт Шредер был вновь назначен на новый срок полномочий в качестве директора музея «Альбертина», продолжая руководить музеем, а также всеми музейными проектами в сфере искусства и науки.

Клаус Альбрехт Шредер в настоящее время основывает «новое крыло» музея «Альбертина», а именно дополнительное здание для экспозиции работ современного искусства — Alber­tinaModern.

Господин Шредер рассказал журналистам, что для него большая честь участвовать в этой важной миссии — реконструкции центрального музея страны.


Клаус Альбрехт Шредер

генеральный директор музея «Альбертина», профессор

У нас прошла экскурсия в Государственном музее искусств Узбекистана. Я впечатлен увиденным, меня поразила монументальность и широта духа, которая царит в здании. Коллекция музея уникальна. Тем не менее, сегодняшняя публика ожидает чего-то нового, свежего. Ведь в музей приходят именно за тем, чтобы, сбросив усталость рутинных дней, получить новые, свежие впечатления. Я считаю, что ни один музей сегодня не может работать без ясного видения долгосрочного плана развития.

Любой музей можно сравнить с рамой, в которой вы видите тот или иной шедевр. И выбор правильной рамы — один из важнейших компонентов в составлении правильного восприятия экспозиции. Неправильной рамой можно сгубить работу, а подбор верного обрамления может возвысить ценность любого произведения. Архитектура музея — это именно то, чем посетители тоже хотят наслаждаться и любоваться. Выбор архитектора для реконструкции Государственного музея искусств Узбекистана в лице господина Тадао Андо не просто поразил меня, а заставил искренне позавидовать Узбекистану. Под его руководством в скором времени у города будет такой музей, который, я не сомневаюсь, будет приковывать внимание мировой общественности.

Музей должен четко понимать свою миссию и служить ей. Миссия, которую я хочу разработать со своими коллегами из Узбекистана — это ориентация музея на самопознание и объединение общества. Он должен стать связующим звеном, сыграть роль диалога между поколениями», — подчеркнул директор музея «Альбертина».


Архитектором проекта выступит лауреат Притцкеровской премии, всемирно известный японский архитектор Тадао Андо. «Мы хотим, чтобы у музея появилось свое лицо и узнаваемый бренд, чтобы он стал средоточием культуры всего Узбекистана», — подчеркнула Гаянэ Умерова в ходе пресс-конференции.

Справка

  • В 14 лет Тадао Андо решил надстроить этаж над бабушкиным домом и в процессе работы решил, что профессия архитектора — лучшая в мире. Тадао начал копить на книгу Ле Корбюзье, а еще… на American Cars — это были две заветные мечты его детства, которые осуществились, хоть и спустя время. Сейчас в его студии эти издания занимают почетное место на полке вместе с книгами о Корбюзье, Райте и Пикассо.
  • Несмотря на желание стать архитектором, в 17 лет Тадао отправился не в университет, а на ринг: он профессионально занялся боксом и даже поехал в Таиланд для участия в соревнованиях. Спорт научил его многому — не бояться одиночества, рисковать и не повторяться.
  • Андо стал самоучкой: лекциям в университете он предпочел опыт. В 24 года Тадао отправился в кругосветное путешествие, чтобы вживую увидеть работы Ле Корбюзье, Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Кана. За четыре года он посетил многие европейские города, в том числе побывал и в Москве. То, что его коллеги изучали в институте, он узнал за год, читая книги.

Работы Тадао Андо самобытны и удивительно гармоничны с природой. Тадао Андо разрабатывал дизайны театров, музеев и центров искусства в Италии, Франции, США, Японии. В числе наиболее известных его работ — церковь Воды и Света, музей Сантори, Дворец детей в Хего. Архитектор берет за основу традиции национальной архитектуры Японии, дополняя их своим видением и привнося в дизайн гармонию и свет, а также вводя в него природные мотивы.

Проекты Тадао Андо ценят по всему миру. В 1995 году он получил престижную Притцкеровскую премию за высокие индивидуальные достижения в области архитектуры и все деньги пожертвовал сиротам после землетрясения 1995 года в Кобе. Он организовал фонд и вложил туда сто тысяч долларов Притцкера. С помощью фонда он смог собрать гораздо больше — 50 миллионов йен, которые дали образование тысячам детей.

Ташкенту необходим новый символ

…таково мнение Тадао Андо, и с ним трудно поспорить. Этот символ должен воплощать традиции и культуру Узбекистана, все то, что можно будет передать будущим поколениям; архитектуру, которая существовала в прошлом, есть в настоящем и останется в будущем, отражая красочную и яркую историю Узбекистана.

Тадао Андо любит свет и воздух, и это становится очевидным после ознакомления с его работами. В разработке концепции Государственного музея искусств он также стремится обеспечить свет там, где его не было. Тадао Андо часами работает над проектом, желая добиться его востребованности как для современного поколения, так и для будущего. После реконструкции это будет не просто музей, а своеобразное возвращение к своим корням, а для этого надо искать свою идентичность. Архитектор уверен, что проект должен способствовать известности и востребованности музея во всем мире.


Отвечая на вопросы журналистов после пресс-конференции, директор Музея искусств Узбекистана Василя Файзиева сказала, что проект реконструкции и обновления должен быть осуществлен в течение трех лет, цели поставлены вполне реальные, и наша страна делает для этого все возможное.

Эдриан Чиприан Барсана

президент и основатель компании AlternativWelt

В архитектуре Андо значение можно найти не только в материале или поверхности, но также и в противопоставлении текстуры колонны и стены, изгиба и плоскости, света и тени, резонирующего звука и тишины, текстуры времени, истории, пространства.

Тадао Андо: «Я хочу сотворить уникальный музей, что-то, чего я еще никогда не создавал. И будет это в Узбекистане, в стране, расположенной на Шелковом пути, соединяющей Восток и Запад. Я хочу создать то, чего я никогда еще не делал ни в Азии, ни в Европе, ни на Востоке, ни на Западе. И этим уникальным местом должен стать Государственный музей искусств Узбекистана».

Справка AlternativWelt

  • Международная компания, базирующаяся в Базеле (Швейцария) и объединяющая архитектурные и кураторские подходы в проектировании объектов в культурных и образовательных целях.
  • AlternativWelt работает в тесном сотрудничестве с международными партнерами, такими как Tadao Ando Architects & Associates и Christ & Gantenbein.
  • Компания предлагает комплексные стратегические услуги для развития культурных проектов, которые включают кураторское программирование, генеральное планирование и дизайн.

Проект реконструкции будет осуществляться на основе прошлого опыта, но с учетом современных тенденций, что поможет наладить гармоничный диалог между поколениями жителей Узбекистана. Реконструкция Государственного музея искусств должна поддержать идею о развитии творческого межкультурного диалога, интеграции узбекского искусства в мировое культурное пространство, а также освещении культурного, научного и технического потенциала страны.

Статья подготовлена: Милана Гашева
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии