В Узбекистане с населением в 33 миллиона человек молодежь в возрасте от 20 до 45 лет составляет примерно 50% от этого числа, а это 16 млн. человек. Армии самых больших стран мира не превышают 1-2 млн. человек, а тут больше 16 млн. людей, которым нужно работать, зарабатывать, строить семьи, путешествовать и познавать мир.

Наше государство понимает, что это огромная армия людей, которые потенциально способны вывести экономику страны на новый уровень развития. Но на деле результаты напрямую зависят от того, куда будет направлена энергия всех этих людей.

По информации World Tourism rankings, ежегодно составляемому World Tourism Organization, рейтинг самых туристически развитых стран мира выглядит следующим образом:

Место Страна Прибыло иностранных туристов за 2016 год
1.0 Франция 82.6 млн.
2.0 США 75.6 млн.
3.0 Испания 75.6 млн.
4.0 Китай 59.3 млн.
5.0 Италия 52.4 млн.
6.0 Великобритания 35.8 млн.
7.0 Германия 35.6 млн.
8.0 Мексика 35.0 млн.
9.0 Таиланд 32.6 млн.
10.0 Австрия 28.1 млн.

При этом Узбекистан со всей его богатой архитектурой и памятниками истории в год посещает менее 1 млн. иностранных туристов.

Казалось бы, есть отличное решение: отправить миллионы людей, живущих и работающих в нашей стране, путешествовать по Узбекистану и будут миллионы внутренних туристов, развитие туриндустрии и налоговые отчисления в казну. Но оказалось, что есть несколько логичных препятствий для развития внутреннего туризма:

  • Отсутствие у большинства местного населения привычки путешествовать по Узбекистану. С раннего детства юных узбекистанцев воспитывают так, что они должны всегда жить рядом с родителями; отсутствуют яркие примеры путешественников-узбекистанцев.
  • Отсутствие достаточного предложения на рынке туристических услуг. В стране нет ни одного интегратора, через который можно было бы удобно и оперативно приобрести интересующий тур. Есть множество разрозненных туристических компаний, которые ориентированы на иностранцев и не способны охватить больше туристов, чем они уже обслуживают.
  • Отсутствие достаточного количества доступных гостиниц и хостелов в городах Узбекистана. В результате внутреннему туристу просто негде остановиться; как следствие, зачастую после нескольких безуспешных попыток найти место в гостиницах Самарканда или Бухары потенциальных турист опускает руки и решает остаться дома.
  • Отсутствие достаточного количества рейсов автобусов, поездов и самолётов внутри республики. Количество рейсов всех видов транспорта за год сопоставимо с количеством рейсов в любом крупном европейском городе за день. Главные пункты туристической инфраструктуры – автостанции вообще закрыты, а вокзалы и аэропорты обслуживают очень низкое количество рейсов.
  • Относительная бедность общей массы населения и отсутствие возможности потратить 1-2 млн сум на человека за 4-5 дней. По данным Госкомстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Узбекистане за июнь 2018 года составила 1,75 млн. сум и хотя по сравнению с 2017 годом она возросла на 23,4%, доход в 225$ в месяц не позволяет людям думать о путешествиях. Именно из-за отсутствия денег более 99% населения страны никогда не видели единственного моря, расположенного на территории республики, хотя многие из них хотели бы посетить наш печально известный Арал.

Государство пытается обязать гостиницы и транспортные компании возить туристов в местных направлениях с 50% скидкой в праздники. Но этот нерыночный вариант работает плохо, т.к. демотивирует игроков рынка открывать дополнительные рейсы; гостиницы же просто говорят, что нет мест и продают места за более высокий тариф иностранцам.

Для того чтобы туристическая индустрия экономики страны могла беспрепятственно развиваться, государство с переменным успехом принимает целый комплекс мер, благодаря которым ситуация меняется к лучшему. 10 июля 2018 года был сделан важный шаг в развитии хостелов. Для стимулирования развития инфраструктуры малобюджетного туризма и хостельного бизнеса, а также создания большой номерной емкости по всему Узбекистану в государственный стандарт Oʻz DSt 3220 были внесены изменения, которые дают возможность существенно снизить расходы при создании и организации деятельности хостелов.

Хостелы – это бюджетные гостиницы, предоставляющие жилье, а также питание или кухню. Отличие хостела от гостиницы – в цене; обычно проживание в хостеле в несколько раз дешевле. Достигается это за счёт того, что клиенты хостелов платят только за койко-место в общем номере. Самым главным фактором привлекательности хостелов является их востребованность молодежью с невысоким уровнем доходов, а значит, это наиболее перспективный тип размещения для основной массы внутренних и иностранных туристов.

Чтобы разобраться в том, как устроен этот бизнес, понять, что в нем изменилось за последнее время и сложно ли вообще открыть свой хостел, The Mag побеседовал с одним из создателей и учредителей хостела «Trip.LE» Давроном Тухтаевым, а также с Сардором Саидмухамедовым – одним из создателей и учредителей хостела «Жюль Верн» (“JULES VERNE HOSTEL”).

«Trip.LE» и «Жюль Верн» – это два крупных новых хостела, открывшихся в Ташкенте после введения изменений в государственном стандарте, хотя при сертификации услуг обоих хостелов использовались требования предыдущего, еще не облегченного стандарта.


Сардор СаидмухамедовСардор Саидмухамедов

Учредитель хостела «Жюль Верн» (“JULES VERNE HOSTEL”)

Жюль Верн – наверное, единственный в мире писатель, во всех книгах которого действие произведения происходит во время путешествия. А я так сильно люблю путешествия и приключения, что с самого детства хотел создать свою гостиницу и назвать её в честь уважаемого мною человека. Самое интересное, что Жюль Верн написал огромное множество романов и его целью было рассказать в своих произведениях о каждой стране мира. Но мало кто знает, что у него есть роман «Клодиус Бомбарнак», где в числе прочего описывается Узбекистан 19-го века.

О развитии сферы туризма в Узбекистане

По моему мнению,…

…сфера туризма в нашей стране активно развивалась в 15-16 веках,…

…когда государство очень охотно финансировало строительство эксклюзивных и монументальных архитектурных строений. Строили тогда с размахом и навека. Конечно, сфера туризма развивается и сейчас, но те действия, которые предпринимаются правительством, скорее направлены на то, чтобы перед туристами разных стран стояло как можно меньше препятствий для посещения архитектурных памятников прошлого. А о каком-то активном развитии пока нет и речи. За 27 лет независимости в стране не создано ни одной сети гостиниц, кафе, ресторанов, хостелов и даже нет ни одной крупной туристической компании с турами по всей стране.

Создавая хостел…

Самое сложное при создании любого бизнеса – не обременить предприятие на старте чрезмерной кредитной нагрузкой. Ну и конечно, если говорить конкретно о создании хостела,…

…самое сложное – постоянно слышать мнение окружающих, что концепция хостелов в Узбекистане не приживется.

Но если набраться терпения и сделать грамотную и эффективную финансовую модель, то всё получится. Не нужно слушать пессимистичные прогнозы окружающих, даже если это ваши родители или друзья.

О сложностях…

Я бы не сказал, что турист сталкивается с проблемами повсеместно, но сложностей во время пребывания в Республике Узбекистан множество. Например, рядом с аэропортом отсутствует метро. Также турист не может приобрести сим-карту без регистрации проживания в гостинице, которую он может получить только по истечении суток после приезда в Узбекистан.

Мало указателей и, что самое важное, невозможно купить в интернете билеты на поезд и автобус.

Я стараюсь учитывать эти сложности и постоянно отвожу туристов до ж/д касс или закрытой автостанции около метро Олмазор, а оттуда они уже пытаются уехать в Самарканд или Бухару, но получается не всегда.

Отличаются ли туристы разных стран?

Туристы разных стран кардинально отличаются, но это скорее связано не со страной, а с уровнем культуры путешествий.

Так, например, туристы из Европы, Америки, Австралии и Японии моментально синхронизируются друг с другом, активно пользуются общественными пространствами, помогают друг другу и много общаются. Но этого нельзя сказать о туристах из стран ближнего зарубежья и СНГ.

Интересная история, связанная с посетителями хостела

При работе с людьми всегда много историй. Первая интересная история произошла уже на второй неделе после запуска хостела. Одна туристка из Китая решила посетить две центральноазиатские республики – Узбекистан и Казахстан. Изучив правила въезда, она была приятно удивлена, узнав, что вышеуказанные государства предоставляют право беспрепятственного въезда посредством выдачи электронных виз прибывшему туристу. Прилетев в Ташкент из Китая, она благополучно оформила электронную визу сроком на 30 дней и посетила Ташкент, Самарканд и Бухару. Затем, приобретя билет на автобус для переезда в Алматы, она собрала вещи, попрощалась с командой хостела и обменялась номерами телефонов. Для нас уже привычно, что после нескольких дней в хостеле гость становится близким другом и чаще всего хочет продолжить общение в будущем. Итак, китаянка оправилась на автостанцию и уехала, и казалось бы, на этом история путешествия по Узбекистану должна бы закончиться.

Но…

Спустя несколько часов, ночью неожиданно раздаётся звонок от инспектора пограничной службы на узбекско-казахской границе. Оказалось, что пересекая границу Узбекистан-Казахстан китаянка прошла паспортный контроль на территории Узбекистана, где ей поставили штамп о выезде из Республики Узбекистан, после чего, пройдя нейтральную территорию между двумя государственными границами она, выстояв в очереди на пограничном посте Республике Казахстан, получила отказ во въезде, так как не имела визы Республики Казахстан. На требование предоставить право приобрести электронную визу Казахстана над ней в прямом смысле слова посмеялись. Начальник пограничной службы объяснил наивной туристке, что приобрести электронную визу можно лишь в аэропортах Казахстана, а на пунктах пешего перехода государственной границы такой услуги нет.

После нескольких часов недопонимания туристка принимает решение вернуться в дружественный ей Узбекистан.

Пройдя нейтральную территорию в обратном направлении, она вновь была озадачена. Электронная виза, полученная ею в аэропорту Ташкента, была выдана на 30 дней, но на ней также было указано количество въездов – однократный въезд. Подойдя к инспектору пограничной службы, она получила отказ на въезд в Республику Узбекистан, так как после пересечения границы при выезде электронная виза перестала действовать. На требование предоставить право приобрести электронную визу Узбекистана ей также сказали, что это возможно лишь в аэропортах Узбекистана, а на пунктах пешего перехода государственной границы такой услуги нет. Таким образом, получилась история в духе фильма «Терминал», но было уже не до смеха – ведь девушка оказалась заперта на нейтральной территории между двумя государствами и начала паниковать. Проведя сутки в таком состоянии, она догадалась сообщить сотрудникам пограничной службы что имеет друзей в Ташкенте, после чего у нас в хостеле и раздался тот ночной звонок от инспектора. Мы поехали на границу и решили все проблемы, утром она снова проснулась в хостеле, но эту ситуацию я, наверное, никогда не забуду.

Легко ли найти готовых специалистов?

Найти готовых специалистов – это затратно, а любой хостел стремится снизить цену за проживание. Для нас единственный вариант – это растить своих специалистов. Учитывая то, как много в Ташкенте молодёжи, найти желающих работать несложно, но тут важно выбрать умных, честных, вежливых и порядочных сотрудников. В хостеле Жюль Верн все сотрудники как на подбор – заботливые и предупредительные и это делает проживание в нём очень комфортным.


Даврон ТухтаевДаврон Тухтаев

Учредитель хостела «Trip.LE»

«Trip.LE» своего рода игра слов. «Trip» – «путешествие», «LE» – «Land Of East» – «Восточная Земля». Название также удобно произносить как «triple» – «тройной».

О развитии сферы туризма в Узбекистане

То, что на улицах стало больше туристов, думаю, заметили многие. Наверное, это и послужило одним из главных толчков для открытия нашего хостела. Но все же…

…туризм в Узбекистане пока остается не столь развитой нишей.

Все еще присутствует фактор сезонности; многие туристы приезжают лишь посмотреть исторические памятники культуры и попробовать национальные блюда. Строительство горнолыжного курорта Amirsoy должно привлечь туристов и в зимний сезон, но было бы хорошо также продвигать горный потенциал Узбекистана в целом, привлекая туристов к живописным местам (туристы обычно знают лишь про Чимган и Чарвак, хотя таких мест гораздо больше).

Законодательство в сфере туризма и в частности гостиничного бизнеса за последний год заметно изменилось в лучшую сторону; ярким примером стало упрощение визовых процедур и процедуры регистрации. Еще одним положительным моментом является внедрение дифференцированных размеров туристического сбора для отелей и хостелов, а также сокращение требований, которые ставились раньше перед хостелами наряду с отелями.

Cамое сложное

Самым сложным шагом при создании хостела было начать. Ремонт, дизайн, работа с документами отбирают, конечно же, немало сил и времени. Но как только начнешь, то остальное уже начнет продвигаться своим ходом. Поскольку деньги уже вложены, остается только двигаться вперед.

Проблемы туристов

Самой главной проблемой для туристов является то, что они не имеют возможности приобретать сим-карту для связи, если они не заселились в какой-нибудь отель или хостел и не получили регистрационную карточку гостя. При этом без сим-карты гость не имеет возможности позвонить или воспользоваться картами, поменять отель в случае форс-мажора. Получается замкнутый круг.

Вторая проблема касается больше гостей из Казахстана и Российской Федерации, которые сталкиваются с трудностями при попытке обмена их национальной валюты на нашу местную. В банках либо нет возможности обменять рубли и тенге на нашу национальную валюту, либо курс этих валют неоправданно низок.

Также у гостей возникают трудности при поиске маршрутов городского транспорта. Нам часто ставят в пример кыргызское приложение «Inobi», которое позволяет отслеживать маршруты автобусов и троллейбусов через мобильное приложение; у нас же похожего полноценного приложения не имеется.

Раздражают гостей и таксисты, которые очень сильно «заряжают» цены на свои услуги, а также их культура общения по отношению к иностранным гостям, которое выражается в чересчур бестактном навязывании своих услуг; игры с ценой, когда таксист называет одну цену, а по приезду начинает по разным причинам просить доплату, а порой и вовсе начинает ругаться и нецензурно выражаться. Со всем этим туристы сталкиваются уже на выходе из аэропорта, а ведь это их первое и самое важное впечатление о городе и стране в целом. Печально, что после этого турист приходит к тебе с уже подпорченным настроением.

Гости часто жалуются на отсутствие возможности оплаты товаров и услуг с помощью карт Visa и аналогичных средств, а также на труднодоступность обменных пунктов.

Отличаются ли туристы разных стран?

Естественно, каждая страна отличается своими традициями, но когда дело касается хостела, то никаких барьеров обычно не остается. Вечерами туристы из разных стран сидят, играют в настольные игры, мафию, вместе готовят и едят за одним столом.

Легко ли найти готовых специалистов?

На этот вопрос сейчас трудно ответить. Основную работу мы выполняем сами; главное при выборе сотрудника то, чтобы он был готов уважительно общаться с каждым гостем, стараясь показать наше национальное узбекское гостеприимство. Пока что мы сами узнаем все тонкости работы.

Статья подготовлена: Саид Туляганов
Стилист:
Использованы:
Источник:
← Нажми «Нравится», чтобы читать нас в Facebook
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии