Может ли учитель отобрать у ученика телефон? А проверить, какая информация в нем содержится? Какие вообще права есть у учеников и как следует поступать, если они нарушены? Редакция The Mag поговорила с юристом Сергеем Арутюняном и узнала о правах ребенка, учащегося в школе.
Сергей Арутюнян
Юрист
Процесс воспитания — очень сложная и важная задача, которая возлагается в первую очередь на семью, во вторую очередь — на образовательное учреждение, а в третью — на все вовлеченные организации. Не стоит забывать, что окружение ребенка играет важную роль в его жизни, и, соответственно, то, как происходит взаимосвязь с окружением, отразится на всех жизненных процессах подрастающего поколения.
Какие права есть у детей, которые учатся в школе? Что они могут требовать, а от чего — отказаться?
Это очень непростой вопрос ввиду того, что он осложнен элементом несовершеннолетия. Учащийся имеет право отказаться от любых незаконных требований педагогического работника, но насколько хорошо каждый ученик знаком с Уставом образовательного учреждения или с законодательством Узбекистана? Как сможет несовершеннолетний ученик определить, законно или нет требование, исходящее от педагога?
Всеобщая декларация прав человека закрепляет основные права человека, такие как право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право не быть подвергнутым на унижение достоинства, право на образование и другие общепризнанные человеческие права и свободы. Такие же права и свободы человека нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан.
Например, приходя в образовательное учреждение, учащийся в первую очередь реализует свое право на получение образования (ст. 41 Конституции).
Законом Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» закреплены основные гарантии прав ребенка, такие как право на жизнь, право на индивидуальность (право на фамилию, имя, отчество, национальность и гражданство), право на неприкосновенность (где закрепляется также право на тайну корреспонденции), право на защиту (это о присутствии законных представителей), право на семейное окружение и другие.
В виду сложности использования несовершеннолетним его неотъемлемых прав именно в силу возраста, наилучшим способом реализации указанных прав станет вовлечение законных представителей ребенка в его жизнь. И, конечно, налаженный контакт обратной связи с ребенком даст родителю своевременный сигнал для принятия соответствующих законных мер по предотвращению ущемления прав несовершеннолетнего гражданина.
Если говорить о правах учащихся: бывает, что учителя забирают их телефоны и отдают только после уроков. Правомерно ли это?
Да, учителя могут забрать телефоны учеников. Но не без оговорок: это правомерно только в рамках Положения о порядке пользования мобильными телефонами в образовательных учреждениях Республики Узбекистан. В нем четко указано, как ребенок может пользоваться телефоном в учебном заведении, а как — нет.
Учащимся разрешено
Пользоваться телефонами на территории образовательного заведения между перерывами в занятиях только с целью оперативной связи с родителями (лицами, их заменяющими), близкими родственниками, руководителями или работниками образовательных учреждений и только в случаях оправданной и безотлагательной необходимости.
Учащимся запрещено
- вешать телефон на шею, хранить в нагрудных карманах, в карманах брюк, юбок и так далее;
- подключать телефон к электрическим сетям образовательного учреждения для зарядки аккумулятора;
- демонстрировать окружающим видео и фото, пропагандирующие культ насилия, жестокость и порнографию;
- наносить вред имиджу образовательного учреждения, в том числе путем съемки и последующей демонстрации окружающим сцен насилия и вандализма.
во время учебных занятий:
- разговаривать и отправлять SMS (MMS) и другие виды сообщений по телефону;
- класть телефон на стол;
- прослушивать музыку, в том числе через наушники;
- пользоваться телефоном в режиме фото- и видеовоспроизведения (играть в игры, просматривать изображения (текст, рисунки, видеозапись, фотографии)), диктофона, калькулятора, календаря, блокнота, записной книжки и так далее;
- фотографировать и снимать на видео;
- пользоваться другими услугами по телефону (GPRS, Bluetooth, интернет и другими).
Положением предусмотрено, что перед началом учебных занятий и мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях (построение, воспитательные часы, праздничные, спортивные мероприятия и другие), обучающиеся обязаны:
- отключить телефон;
- положить телефон в портфель, ранец и так далее.
При этом работники образовательного учреждения, не могут изъять телефон при входе в учреждение, а также без указанных признаков нарушения Положения. Пунктом 14 закреплено следующее:
При нарушении требований настоящего Положения любой педагогический работник образовательного учреждения имеет право изъять телефон у обучающегося, оформить докладную записку о факте нарушения настоящего Положения и передать его вместе с телефоном директору (декану) или заместителю директора (декана) образовательного учреждения (факультета) для последующей передачи родителям (лицам, их заменяющим, а в высших образовательных учреждениях — куратору), с предупреждением о факте нарушения требований настоящего Положения.
Известны случаи, когда у учащихся некоторых школ массово проверяли телефоны на их содержимое. Могут ли ученики отказаться от подобных проверок?
Если мы говорим о проверке сумки или рюкзака на наличие в нем телефона, то это не имеет смысла, так как учащийся, положив телефон в рюкзак, полностью выполнил требования, предписанные Положением о пользовании мобильным телефоном. Конечно, тут необходимо задуматься о благоразумности самого педагогического работника, который настаивает на излишней проверке.
Если же речь идет о проверке сведений, содержащихся в самом телефоне, тут необходимо соблюсти следующую формальность. Так как проверка телефона является нарушением требований законодательства о персональных данных, в случае с несовершеннолетними учащимися при такой проверке должен присутствовать законный представитель (родитель, опекун), либо представитель территориальной комиссии по делам о несовершеннолетних. В идеале — законный представитель и представитель комиссии. В любых других случаях такой досмотр является грубым нарушением прав на личную неприкосновенность, а также может создать негативное мнение у проверяемого участника.
Поэтому ответ на вопрос, может ли учащийся отказаться: да, может. Но не все ученики смогут это сделать в силу психоэмоциональной незрелости, либо отказ будет выполнен некорректно.
Как следует поступить, если ученик отказался от проверки, но ему начинают угрожать или силой заставляют ее пройти?
Здесь выход только один: требовать присутствие законных представителей — родителей, опекунов. К сожалению, мнение и доводы подростка могут быть не услышанными.
Имеют ли проверяющие право забрать телефон ученика? Что следует делать в этом случае?
Как я сказал выше, изъять телефон могут при условии нарушения учеником установленных правил пользования телефоном в пределах учебного заведения и в учебные часы. Далее изъятый телефон подлежит возврату в руки законных представителей.
Во всех других случаях, безосновательное изъятие телефона будет незаконным, с превышением должностных обязанностей.
Известны случаи, когда в школах проверяли, например, длину носков учеников. Это правомерно?
На мой взгляд, это чрезмерная мера контроля. Но если внутренним уставом образовательного учреждения предусмотрены особые требования к униформе учащихся, то об этом следует известить их законных представителей — родителей или опекунов — для обеспечения ношения формы.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства от 19.05.2022 г., с 2022/2023 учебного года вводится школьная форма для учащихся государственных школ. Ранее единая школьная форма для учащихся государственных школ была утверждена Постановлением Правительства от 15.08.2015 г.
Однако в нормативно-правовых актах нет требований, предъявляемых именно к носкам.
Что делать родителям, если права их ребенка нарушены?
Необходимо обратиться в вышестоящий орган, например, в Отдел народного образования по месту прохождения обучения. В случае отсутствия реакции — в Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан.
И в завершение…
Конечно, нужно посвящать ребенка в те права, которые ему гарантирует и государство, и мировое сообщество, однако методы такого посвящения должны быть взвешенными и обдуманными, в противном случае общество может столкнуться со злоупотреблением правами со стороны подрастающего поколения, что может привести к негативным последствиям для самих подростков.
Объясню подробнее: например, Законом Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» закреплена гарантия права на защиту при нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) или лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а также в другие государственные органы. Не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности.
Если ребенку покажется, что его права нарушены, он может обратиться за защитой. Однако нарушений может и не быть — просто в силу возрастных особенностей ребенку не нравятся какие-то правила, запреты и так далее. Но из-за этого обращения могут возникнуть проблемы как у родителей, так и у педагогического состава образовательного учреждения. Все должно быть в меру.