Пандемия коронавируса и введенные в стране карантинные меры поставили в тяжелые условия большое количество людей, резко увеличив число нуждающегося в помощи населения. Однако, несмотря на жесткие ограничения, правительством было принято решение организовать Единый благотворительный координационный центр. При поддержке Союза молодежи Центр осуществлял деятельность по помощи пожилым и малообеспеченным семьям. Редакция The Mag решила поговорить с людьми, которые бросили все свои силы на поддержку тех, кто нуждался в этом больше всего, о работе в Центре, трудностях и вынесенных уроках.


Алишер Садуллаев

Сенатор и директор Агентства по делам молодежи

Самое сложное в нашем деле — менять устаревшее мнение общества

Один из волонтеров

Мои будни — это постоянное изучение проблем, волнующих молодежь, и поиск решений для них. Я занимаюсь разработкой и реализацией комплексных стратегических проектов по поддержке молодежи, молодых предпринимателей и инновационных идей. Мы помогаем реализовать себя — кому-то с помощью обучающих проектов, кому-то на практике, помогая, например, реализовать идею для стартапа.

Самое сложное в моей работе — менять устаревшее мнение общества о самом Союзе молодежи, создавать действительно работающие системные проекты и не забывать, что ты сам — представитель простых ребят из разных уголков Узбекистана и должен помочь им на деле.

Деятельность Центра

Работа Центра была организована при поддержке и координации трех ведомств — Министерства по поддержке семьи и махалли, хокимията города Ташкента и Союза молодежи. В областях аналогичные центры создавались при областных хокимиятах. Центр создавался для того, чтобы люди могли помогать нуждающимся. С самого начала мы работали в три этапа: прием звонков в колл-центре, обработка списка заявок, доставка продуктов питания, лекарств и товаров первой необходимости. Кроме того, Центр оказывал содействие в работе общенародного движения «Доброта и поддержка».

Отбор волонтеров

При создании Центра и решении вопроса с перечнем помощи, которую он должен был оказать, встал вопрос о лекарствах. Если люди просят медикаменты, оператор должен правильно записать наименования. Поэтому в колл-центр были набраны медики-волонтеры, студенты Ташкентского стоматологического института.

Поначалу для доставки продуктов мы брали абсолютно всех желающих. Но такой подход был неэффективен. Было сложно наладить регулярную работу волонтеров, а кто-то и вовсе, получив стикер, исчезал. Поэтому мы позвали друзей из фонда «Мехрли куллар» и оставили всех, кто хотел остаться, из больших волонтерских групп, а также привлекли ребят из других волонтерских проектов Союза молодежи.

Через пару недель карантина желающих стало очень много. Но из-за ограничений в ресурсах, а также беспокойства за безопасность всех, кто работает в Центре, мы не могли брать в команду новых людей.

Волонтеры-психологи

Отдельно стоит рассказать о волонтерах-психологах, которые оказывали психологическую помощь на линии 1197.

Это целая команда героев, которые по своей инициативе присоединились к нам, предложив работать удаленно.

Я был очень рад, что у нас получилось подключить психологов в таком формате.

Спонсоры

Важную роль в работе Центра сыграли спонсоры и волонтеры из бизнеса. Они помогали нам постоянно, словом и делом. Часть волонтеров, среди которых были бизнесмены и специалисты в разных направлениях, работали с нами ежедневно, чтобы решать проблемы Центра.

Приоритеты

Приоритетом для нас было исключение возможных рисков с контактированием и потенциальным заражением волонтеров, а также принятие мер по безопасности доставляемых продуктов. Мы быстро реагировали на изменения мер карантина, и у нас получилось наладить достаточно эффективный механизм межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства.


Севара Назархан

Певица

У меня словно произошла перезагрузка, стало лучше видно приоритеты

Мне хотелось помогать тем, кому нужна помощь

Работа волонтера трудна, это очень много эмоций. Мы все впервые оказались в таком положении, поэтому приходилось реагировать оперативно, по ситуации. Человеку на том конце провода нужна помощь — это самый главный мотиватор в работе волонтеров.

Обычный волонтер

Что касается меня, я работала, как обычный волонтер. Однажды позвонила женщина — уже после того, как я выложила фото о том, что начала свою деятельность в Центре. Она оставила свое обращение, а в конце сказала: «Я слышала, что Севара Назархан тоже на линии, принимает звонки».

Пиар

Конечно, были и сложности. Кто-то подумал, что я в такое время решила пропиариться на Центре. Это не так. Первые дни я работала абсолютно анонимно: в специальном костюме все на одно лицо, так что остаться неузнанной было легко.

Разговор со «звездой»

Лично мне не звонили просто для того, чтобы поговорить со «звездой». На линию слишком сложно попасть. На самом деле звонили те, кому реально нужна была помощь. Были и звонки «не по теме» — очень часто просили что-то своеобразное: сигареты, например, вещи определенные. У нас перечень конкретный — только продукты первой необходимости. А были и те, кто просил спеть. Пока вносила данные, напевала, чтобы время экономить, не растягивать звонок. Мне кажется, это немного успокаивало людей. Музыка — она такая, она все может.

Перезагрузка

Центр работал нон-стопом, сложно было всем, но, думаю, мы справились. Этот карантин очень хорошо показал людей. У меня словно произошла перезагрузка. Лишнее и ненужное отсеялось, стало лучше видно приоритеты. Работа в Центре мне еще раз напомнила о том, какой удивительный и добрый у нас народ; о том, что…

…доброта спасет мир — всех нас спасет.

Горжусь каждым волонтером

В Центре трудились потрясающие ребята. Однажды, когда мы с ребятами остались на брифинг после рабочего дня, они спели под гитару песню, которую сами и сочинили, про Центр и волонтеров. Я смотрела на их горящие глаза, и у меня было столько настоящих эмоций! Это непередаваемо.


Аъзамхужа Расулов

Студент Ташкентского университета информационных технологий им. Мухаммада ал-Хорезмий

Мы планировали маленький склад, а тут — целый павильон «Узэкспоцентра»

В самом начале карантина мы самостоятельно развозили нуждающимся продукты первой необходимости. Всего собралось около 10 групп, но после выхода постановления о запрете движения наша работа встала. От имени Союза молодежи я связался с координаторами благотворительных групп, и мы быстро скооперировались.

Изначально мы хотели, чтобы хокимият выделил нам помещение для помощи нуждающимся. Но затем вышло постановление Кабинета Министров об открытии центров помощи. Это было нечто масштабное. Союз молодежи привлекал в Центр волонтеров, и я без раздумий изъявил желание помогать и быть частью волонтерской команды.

Они уже привыкли к моей деятельности

На самом деле, в таких ситуациях у каждого присутствует страх заразиться; страх не столько за себя, сколько за своих родных, так как мы несем за них ответственность. Родители, как самые близкие люди, которыми я очень дорожу, сначала не одобрили мое желание помогать во время карантина. Но позже я смог убедить их в том, что буду ответственен за свои действия и обязательно стану соблюдать все меры безопасности и гигиены. Они уже привыкли к моей деятельности, поэтому уговорить их было несложно.

Нужно вовремя сказать себе «стоп»

Сложности начались, когда я проработал без отдыха больше двух недель. Несмотря на то, что я трудоголик до фанатизма, мой организм не выдержал такого темпа: эффективность только снижалась. Самое главное в таких моментах — быть честным перед собой и сказать себе: «Стоп!». Я взял время на отдых, выспался, и все встало на свои места.

Добро спасет мир

Теперь, когда Центр закрылся, это огорчило всех ребят-волонтеров, так как за это время мы сплотились и привыкли друг другу. Я продолжу посвящать свободное время волонтерской деятельности, ведь добро спасет мир! Я оптимист и знаю, что насколько плохо бы ни было сегодня, завтра непременно будет лучше. Главное — порядок и порядочность.


Халида Тагиева

Студентка Ташкентского государственного стоматологического института

Не забывать оставаться человеком

Волонтерство — отличный шанс взглянуть на мир другими глазами и обрести внутренний стержень. Главное в работе колл-центра — не забывать оставаться человеком, каким бы тяжелым ни был случай, какое бы настроение ни было у человека на другом конце провода. Порой нужно просто выслушать и показать, что в такой тяжелый момент он не один — это многого стоит.

Был ли страх?

Когда мне предложили работу в колл-центре, страха, как такового, не было — было лишь огромное желание и счастье от понимания того, что я смогу кому-то чем-то помочь. Родные, к счастью, поддержали мой выбор и отнеслись к нему с одобрением: они рады, что смогли воспитать во мне безграничную любовь и сострадание к людям.

Все не так просто

В нашей работе все сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Мы старались найти индивидуальный подход к каждому абоненту, выслушать, войти в положение, так как у каждого из них своя история.

Добро всегда побеждает зло

Светлых дней, запавших мне в душу, было достаточно. Как-то мне посчастливилось принять звонки нескольких добрых людей, звонивших просто для того, чтобы поблагодарить всех, кто вносит свой вклад в такое нелегкое для всех нас время. Мне кажется, что…

…с каждой протянутой рукой помощи в мире становится больше добра.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, двигайтесь вперед и продвигайтесь выше. Ведь на нас смотрят наши младшие братья и сестры — смотрят и берут пример.


Фируз Саидазимов

Студент Ташкентского государственного стоматологического института

Кто, если не я?

Когда мне предложили стать волонтером Центра в период карантина, я не испытал особенного страха оказаться в опасности. Что касается родных, они всегда поддерживали меня. Когда началась пандемия, мы, волонтеры Союза молодежи, хотели и сами создать колл-центр, помогающий социально уязвимым слоям населения. Сообщения в СМИ о смертях и последствиях коронавируса немного пугали, но затем я задал себе вопрос:

Кто, если не я? Если я действительно могу помочь людям, которые нуждаются в помощи, то обязательно должен в этом участвовать.

И весь страх куда-то пропал.

Главное — не допустить психологического срыва

Я был координатором всей волонтерской группы Центра. Основными моими обязанностями были техническая координация волонтеров, решение всех организационных вопросов, мотивация и так далее. Сложностей было много, но со временем все решилось. К примеру, поначалу основной задачей было увеличение объема принятых заявок, так как звонило около 200 000 людей в день. В первый день мы приняли около 1 000 заявок, но затем путем совместных усилий подняли эту цифру до 4 000. Тяжелее всего было уследить за тем, чтобы оградить волонтеров от психологического срыва: звонило очень много разных людей, некоторые из них кричали или плакали, а для человека, у которого не было такого опыта работы, это на самом деле очень трудно. Однако со временем наши волонтеры набрали огромный багаж опыта и уже, думаю, могут сами давать мастер-классы по работе в колл-центре.

Каждый день работы — борьба

Каждый день в Центре был своего рода борьбой или даже войной, на которой либо победишь ты, либо победят тебя. Я понимал, что остальные волонтеры смотрят на меня, и если я покажу, что у меня нет настроения, это отразится на работе всего Центра. При этом было очень много интересных моментов, ежедневно мы слышали уникальные истории звонивших людей и старались помочь каждому из них.


Камола Сафарова

Студентка Ташкентского государственного стоматологического института

Зов души

Я являюсь волонтером инициативной группы «Время Чудес», основателем и координатором движения «Медики-Волонтеры».

Человека невозможно заставить быть волонтером — это зов души.

Я всегда хотела внести свой вклад в развитие страны и мира, а также помочь людям. Мне интересно знакомиться с разными людьми и учиться у них. Думаю, что для пользы человечества можно сделать многое — совместно с хорошей командой, конечно. В хорошем коллективе всегда интересно воплощать планы, проекты и мечты в реальность.

Жизнь остановилась

Ситуация в период карантина была неординарная, люди нуждались не только в помощи продуктами, но еще и в моральной поддержке. Желающих стать волонтерами было много, и это очень радует.

Прочувствовать боль каждого

Было сложно совладать со своими эмоциями, быть беспристрастным слушателем, тем более, что время общения с абонентами ограничено. Многие истории и ситуации помогли нам обрести стойкость, научиться поддерживать командный дух и эмоциональное состояние волонтеров. У нас была даже моральная поддержка от психологов, за что большая благодарность им, организаторам и специалистам, которые с нами работали.

Ценные уроки жизни

В Центре не было ни одного плохого дня, были сложные, тяжелые эмоционально, но они имели огромное значение и не прошли бесследно — я пересмотрела многие моральные ценности и устои, где-то окрепла. Это были ценные уроки жизни, за что я очень благодарна судьбе.


*примечание редакции 
интервью были подготовлены после смягчения первых карантинных ограничений

Статья подготовлена: Сакина Абидова
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии