Именитый израильский концертмейстер, первая скрипка одного из самых престижных оркестров мира, Илья Коновалов, в эксклюзивном интервью журналу The Mag  рассказывает о скрипке Страдивари и своей любви к музыке.

О себе

Я родился в Новосибирске в музыкальной семье. Первыми моими педагогами были легендарный Захар Брон, чьи ученики более 100 раз становились победителями крупнейших международных конкурсов, а также профессор Алексей Гвоздев. Продолжил обучение в Венской академии музыки у профессора Доры Шварцберг. Во время учебы в Новосибирске  я стал лауреатом Всероссийского конкурса молодых исполнителей и Международного конкурса скрипачей имени Венявского. А дальше  были концерты в России, Европе, Бразилии, Индонезии, Корее, Японии и других странах.

Илья Коновалов

Фортепиано не умеет плакать так,  как скрипка

Осознание того, что скрипка  — это «моё», пришло ко мне в возрасте шести лет. Это случилось при довольно интересных обстоятельствах. В юном возрасте по воле родителей я начал заниматься фортепиано. Так как семья у меня традиционно-музыкальная, музыка звучала в нашем доме постоянно. В то время в советском союзе один за другим умирали высокопоставленные люди: Брежнев, Черненко, Андропов. Сигналом к тому, что кто-то умер, всегда была скрипичная музыка. Это и стало неким толчком к желанию играть на скрипке. В  тот момент я сказал: «Фортепиано так плакать не умеет».

Большая сцена

Я очень хорошо помню свои ощущения перед первым выходом на большую сцену. Это было волнение, большое волнение, но тем не менее я получал от этого колоссальное удовольствие.  Затем это стало профессией. Я всегда сравниваю профессиональное  занятие музыкой с большим спортом- если твой выбор пал на этот вид  деятельности, то не случайно, и назад пути нет.

Илья Коновалов

Нет ничего невозможного

Для меня не существует любимых  или не любимых произведений или исполнителей. Если говорить об эталоном произведении, то, по моему мнению, это опера Моцарта «Свадьба Фигаро».  Помимо этого мне симпатизирует огромнейшее число произведений и исполнителей, которое невозможно пересчитать на пальцах обеих рук. Для меня существует множество фаворитов, но все меняется с течением времени.  Я люблю произведения вне зависимости от сложности. И как мне кажется, не бывает такого, чтобы то или иное произведение было более трудным в исполнении.   В этом деле нет ничего невозможного, главное – практика и желание.

Илья Коновалов

История скрипки Страдивари

Она имеет свою удивительную историю. Сделанная великим мастером Антонио Страдивари в 1732 году и названная «Геркулес»,  с 1895 года скрипка стала собственностью знаменитого бельгийского скрипача, дирижера и композитора Эжена Изаи. Во время концерта в Мариинском театре в Санкт-Петербурге скрипку украли. Дело в том, что Эжен Изаи предпочитал играть на скрипке работы Гварнери, так как считал, что она больше подходит его темпераменту, а скрипка Страдивари лежала у него в гримерке, как запасная. С 1908 года «Геркулес» считался потерянным навсегда. В 1925 году он был обнаружен в Парижском магазине. С 1925-го по 1960 год обладателем скрипки был главный дирижер Бостонского симфонического оркестра Шарль Мюнш, а с 1962 — польский скрипач-виртуоз Генрик Шеринг. Вот Шеринг в 1972 году и подарил любимую скрипку Эжена Изаи Иерусалиму с тем, чтобы на ней играл концертмейстер Израильского филармонического оркестра. Я же получил эту скрипку от  Израильского филармонического оркестра и играю на ней около 18 лет.

Илья Коновалов

Скрипка — это рабочий инструмент

Для меня любая скрипка вне зависимости от ее истории в первую очередь — рабочий инструмент. Скрипка — это не картины Микеланджело,  мы не можем восхищаться этим инструментом так же, как картиной. Конечно, я испытываю восторг, играя на скрипке Страдивари, но опять же, это лишь инструмент, который имеет высокие технические параметры и помогает исполнителю воплотить свои мысли.

Культура Ташкента

На мой взгляд, Ташкент нуждается в огромных вливаниях в культуру и не только материальных. Очень важно создать концепцию, которая будет развитием показателя культурной составляющей страны.  Конечно же, сохранилось очень многое от советского союза, но и многое было утеряно. Не стоит стоять на месте, ведь  развитие в сфере театра, оркестра и классической музыки в целом просто необходимо.

Илья Коновалов

Планы на будущее

У нас совершенно не принято говорить о планах на будущее, тем более в музыке — никогда нет четких планов. Но еще существует очень большое количество произведений, которые я не пробовал исполнять. Музыка — это огромный «континент» и очень надеюсь, что впереди у меня еще очень много времени.

Гостеприимная столица

Я впервые в Ташкенте и в  Узбекистане. Мне всегда очень интересно знакомиться с новой страной. Ташкент открылся с самой лучшей стороны. Это очень развитый и гостеприимный город, который хочется посетить еще много раз.

Статья подготовлена:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии