6 октября Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры РУз открывает в Центре современного искусства выставку Dixit Algorizmi. Главным куратором выступил Джозеф Грима — архитектор, преподаватель и исследователь. Редакция The Mag поговорила с ним и его сокураторами Шейдой Гомаши и Камило Оливейра о выставке и фигуре аль-Хорезми в истории.
На выставке Dixit Algorizmi («Как говорил аль-Хорезми») будет представлено множество работ из разных сфер искусства. Посетители смогут рассмотреть фигуру великого ученого с разных точек зрения, узнать о влиянии аль-Хорезми на современную науку и жизнь, а также посетить разнообразные лекции и мастер-классы. Об аль-Хорезми и его наследии мы поговорили с Джозефом Гримой, главным куратором выставки.
Джозеф Грима
главный куратор выставки Dixit Algorizmi, архитектор, преподаватель, исследователь
Влияние аль-Хорезми на современный мир гораздо глубже, чем можно представить
Я преподавал в Архитектурной ассоциации Лондона, вел там курс «Человек из Хорезма», и концепция выставки Dixit Algorism возникла именно отсюда. Совместно с CCA Lab мы побывали на земле, где родился аль-Хорезми. Мы начали исследовать эту историческую фигуру, и результат наших исследований вы сможете увидеть на выставке Dixit Algorizmi — это своего рода эксперимент в историографии.
Отправная точка выставки — это, конечно, фигура Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми (780-850), эрудита, родившегося и выросшего в Хиве, городе, который раньше находился на территории Персии. Его работы по математике, астрономии и географии были очень влиятельными и монументальными. Около 820 года он был назначен главным астрономом и главой библиотеки Дома мудрости в Багдаде — важнейшего центра научных исследований своего времени. Здесь он провел последние три десятилетия жизни и создал свои самые важные работы.
Одна из областей информатики возникла благодаря аль-Хорезми, а его латинизированное имя дало нам слово «алгоритм». Именно его мы ассоциируем с технологическими революциями нашей эры — возможно, даже больше, чем любое другое слово. Сегодня алгоритмы затрагивают все измерения нашего существования. Они являются фундаментальными строительными блоками каждого взаимодействия с технологиями, которые формируют повседневную жизнь. И, как нас заставили поверить, это технологии, история происхождения которых является одновременно западной и современной. Они — плод «культуры инноваций», которую нельзя представить в другое время и в другом месте, кроме гаражей Калифорнии второй половины XX века.
На нашей выставке мы показываем историю о героическом происхождении — историю, которую в наши дни не признают. Следы работы аль-Хорезми можно обнаружить сегодня в бесчисленных отраслях науки — от астрономии до картографии. Но на самом деле влияние ученого на настоящее, на современный мир гораздо глубже.
Вместе с Джозефом Гримой на выставке работают сокураторы: Шейда Гомаши и Камило Оливейра. Мы поговорили с ними об их работе, подготовке к выставке и сложностях, с которыми пришлось столкнуться.
Шейда Гомаши
сокуратор выставки, независимый куратор, художник, исследователь
Наследие аль-Хорезми невероятно важно для всего региона
Наша работа началась с того, что как команда кураторов мы начали исследование концепции, которую придумал Джозеф Грима. Я начала исследовать аль-Хорезми как исторического деятеля, а затем совершила несколько поездок в Узбекистан, чтобы больше узнать о его культурном и историческом ландшафте.
После долгих размышлений о важности ремесел в регионе мы пришли к идее пригласить международных художников, дизайнеров, мыслителей, которые используют новые медиа, цифровое искусство и алгоритмы в более широком смысле. На наш взгляд, это поможет переосмыслить сегодняшний портрет аль-Хорезми. Чтобы лучше интегрировать произведения искусства в контекст, мы попросили международных авторов сотрудничать с местными музыкантами, художниками и мастерами. Затем как сокуратор я отправилась в новое путешествие по стране, чтобы найти ремесленников — из разных регионов, с разным опытом, с разным прошлым. Я попыталась выделить особенности мастеров из каждого региона и поделиться ими с международными художниками для более плодотворного сотрудничества.
Если говорить о выставке, то одна из важнейших тем, которую мы хотели бы затронуть и обсудить, — о том, что технологии, которые мы знаем сегодня, не ограничиваются Калифорнией XX века. Эти технологии скорее происходят от целой вереницы ученых из разных временных периодов и стран — например, из Хорезма и Багдада. Ведь аль-Хорезми и его наследие имеют значительное присутствие во всем регионе, не только в Узбекистане, но и в Иране. Самая престижная научная награда в Иране — это Международная премия аль-Хорезми, которая ежегодно присуждается президентом Ирана за достижения в области исследований. Мусульманский мир чтит фигуру аль-Хорезми как ведущего ученого в Доме мудрости Багдада, крупной академии, принадлежащей халифам Аббасидов во времена Золотого века ислама.
Мне хотелось бы верить, что наша выставка выйдет за пределы своего физического присутствия в Ташкенте, что она охватит намного больше зрителей. Кроме того, ее концепция может быть исследована с точки зрения разных дисциплин.
Камило Оливейра
сокуратор выставки, дизайнер, исследователь
Я принимал участие в кураторском исследовании по отбору художников-участников, в анализе концепции алгоритмов, а также в проектировании выставочного пространства. Концепция выставки Dixit Algorizmi очень широка. Она охватывает такие отрасли, как история, культура, ремесла, и, учитывая присутствие алгоритмов во всех аспектах нашей повседневной жизни, мы можем сказать, что ожидаем широкий круг аудитории. У нас была возможность поработать с участниками, которые безмерно уважают свое дело. Поэтому я даже для себя не могу выделить какую-то особенную работу, все они впечатляют.
Что касается концепции выставки, то я затронул вопрос о том, как искусственный интеллект может быть использован на благо людей — именно в социальном контексте. Исследование первоначальной истории алгоритма и тем, как его происхождение было похоронено под резким развитием технологий последних лет, стало казаться необходимым. Этим я и занимался во время подготовки к выставке.