Крупнейшие автокомпании мира уже назвали даты прекращения производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (двс). Европа, Япония, США и ряд других стран в течение 15 лет планируют полностью отказаться от бензиновых и дизельных двигателей в пользу электромоторов. С чем связан такой форсированный переход на электрокары? Каковы их главные преимущества? Каковы недостатки? Что из себя представляет электротранспорт сейчас и каким он будет через 15 лет? Редакция The Mag отвечает на все эти вопросы.


Несмотря на то, что электромобиль визуально почти не отличается от автомобиля с ДВС, его эксплуатация принципиально иного характера. Для того чтобы это понять, попробуем разобраться в отличиях электромобилей от их бензиновых и дизельных аналогов.

Что из всего вышеперечисленного актуально здесь и сейчас

Если мы говорим о преимуществах, то это, конечно, экономия на топливе. При использовании домашней зарядки у вас будет уходить примерно 450 тыс. сумов на 10 тыс. километров пробега. Заправка бензинового автомобиля обойдется в среднем в 17-18 раз дороже. Для электромобиля не придется приобретать моторное масло. Можно сэкономить на техобслуживании, так как оно требуется реже. Очень высокая приемистость двигателя – важный для города аспект: из него следует быстрый старт со светофора, более комфортное перестроение в потоке, более простой маневр обгона.

Однако недостатков у электромобиля, по сравнению с бензиновыми и дизельными автомобилями, тоже немало.

Главный из них – цена. Очевидным минусом является недостаточное количество зарядок, причем даже в крупных городах. Небольшой пробег на одной зарядке сильно затрудняет эксплуатацию электромобилей в сельской местности. Отметим также небольшой доступный модельный ряд и дефицит специалистов по ремонту электрокаров.

Не Теслой единой

А что сегодня в принципе предлагает мировой автопром для тех, кто хочет приобрести электромобиль? Сегодня «королевой» электрокаров является компания Tesla с двумя «звездами» рынка – Tesla Model Y и Tesla Model 3. Следом по популярности идет совместный (китайско-американская разработка) бюджетный сити-кар SAIC-GM-Wuling, а также собственные машины GM – Chevrolet Bolt EV и Chevrolet Bolt EUV. Хорошие позиции у Nissan Renault с хорошо знакомым всем Nissan Leaf, а также у Volkswagen c моделями ID.3, ID.4 и Up. Ну и конечно, сейчас очень мощно смотрится компания BYD и ряд других китайских вендоров. Вот топ самых продаваемых электрокаров в Китае по данным китайской ассоциации легковых автомобилей. Кроме Tesla и совместного SAIC-GM-Wuling, это исключительно китайские модели.

1. Hongguan Mini (SAIC-GM-Wuling)
2. Qin (BYD)
3. Model Y (Tesla)
4. Model 3 (Tesla)
5. Han (BYD)
6. Song (BYD)
7. Li One (Li Auto)
8. eQ (Chery)
9. Benben EV (Changan)
10. Aion S (GAC Motor spin-off)
11. Ora Black Cat (Great Wall Motor)
12. P7 (Xpeng)
13. Tang (BYD)
14. Ora Good Cat (Great Wall Motor)
15. Nezha V (Hozon Auto)

Этот рейтинг не может считаться абсолютно точным, потому что в Китае автопроизводители предоставляют свои данные по разным каналам и раскрывают информацию о продажах автомобилей, что называется, «по собственному желанию». Однако общее представление о популярности тех или иных моделей этот список дает.

Говоря об электромобилях, эксперты часто добавляют в статистику гибридные авто, что, возможно, правильно с точки зрения бизнес-экономических и технологических аспектов развития электротранспорта, но совершенно неверно с точки зрения пользователя. Опыт владельца гибрида и электрокара имеет принципиальные различия.

Несмотря на разные конструкции гибридов и разные комбинации работы ДВС и электродвигателя, философия эксплуатации гибридов не сильно отличается от обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Сейчас производится широкий спектр гибридов, которые делятся на несколько типов:

«Мягкие» гибриды
(mild hybrid) – самый простой вариант, по сути, минимальная модификация автомобиля с ДВС;

Параллельные гибриды
(parallel hybrid) – самый популярный вариант гибрида, позволяющий двигаться на электротяге;

Последовательные гибриды
(series hybrid) – экзотический вариант, где двигатель выступает в роли генератора;

Последовательно-параллельные гибриды
(parallel-series-hybrid) – реализовано в знаменитой Toyota Prius. ДВС и электромотор работают как единое целое, постоянно и бесшовно распределяя энергию, подаваемую на колеса;

Подключаемые гибриды
(plugin hybrid) – единственный гибрид с отдельным разъемом для зарядки аккумуляторов. Максимально близкая к электрокару реализация.

Почему, несмотря на недостатки электромобилей, большинство экспертов считают их будущим автопрома?

1. Экология мегаполиса

Концепция электротранспорта появилась и активно развивается в наиболее экономически развитых и урбанизированных регионах мира: в США, Европе и Китае. А первое место по проникновению электромобилей занимает страна с одним из самых высоких подушевых доходов – Норвегия.

Так, в октябре 2021 г. доля электромобилей там составляла уже 77,5% от общего объема. К началу декабря эта цифра выросла до 95% (вместе с гибридами). Норвегия планирует полностью отказаться от ДВС уже к 2025 году.

Означает ли это, что электромобиль – «игрушка» для богатых? Нет! Электротранспорт сверхактуален для всей современной урбанистической цивилизации, независимо от уровня ВВП страны.

Несмотря на прогнозы футурологов о том, что с развитием интернета и дистанционного формата работы население будет распределяться более равномерно, этого так и не произошло. Сейчас в мире наблюдается максимальная концентрация населения в мегаполисах, и в лидерах современной урбанизации не Европа и США, а страны Азии.

При этом главный источник загрязнения воздуха в мегаполисе – это именно ДВС. Да, выработка электроэнергии для зарядки аккумуляторов тоже загрязняет воздух, но, во-первых, атомная, гидро-, ветровая, солнечная и даже газовая электрогенерация загрязняет его намного меньше, чем миллиарды двигателей внутреннего сгорания. Во-вторых, что еще более важно, это происходит не в самих городах (новые ТЭЦ вообще не строят в городах, а старые просто закрывают) и поэтому не возникает опасной концентрации выбросов в местах жизни миллионов людей.

Тот же Китай уже давно запретил использование в своих мегаполисах очень популярных скутеров на ДВС. Сейчас этот вид транспорта там полностью электрифицирован. Такая мера позволила улучшить очень сложную экологическую обстановку Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и других крупных городов. Теперь этот тренд последовательно распространяется в Китае и на автомобили. В Европе пошли еще дальше. Продажа новых автомобилей с ДВС должна закончиться в странах Евросоюза в 2035 году. За такое решение, распространяющееся на легковые машины и легкий коммерческий транспорт (до 3,5 тонны), 8 июня 2022 года проголосовал Европарламент.

2. Технологические тренды

Современный автомобиль постепенно превращается в компьютер на колесах. Использование электроники, мощных процессоров, умных ассистентов водителя и автопилотов – бесспорный тренд автопрома. Очевидно, что компьютеризация и автоматизация процесса управления и эксплуатации значительно дешевле и проще реализуется на базе электромобиля, чем в классическом авто. Электромобиль намного лучше вписывается в концепцию «умного» автомобиля.

3. Экономические и политические причины

Различные политические и экономические кризисы показали степень зависимости экономики всего мира от стран – поставщиков углеводородов. Волатильность цен на нефть и газ лишь немногим уступает криптовалютам. Это не нравится никому из участников авторынка. Но если автомобиль ДВС можно заправлять только бензином, соляркой или газом, то генерация электроэнергии для зарядки электромобиля намного более диверсифицирована и снижает риски колебаний цен на нефть и газ.

Чего же не хватает миру для того, чтобы электротранспорт стал такой же привычной вещью, как мобильный телефон?

В первую очередь радикального снижения цены. Сейчас это главный фактор. Осуществимо ли это? Ответ – да. По данным международного энергетического агентства (МЭА), средняя цена нового электромобиля в Китае всего на 10% превышает среднюю цену похожего автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Важный фактор для снижения цены – различные налоговые льготы и другая финансовая стимуляция как для производителей автомобилей, так и для их пользователей – именно по такому пути идет Узбекистан.

Создание инфраструктуры зарядных станций (и обычных, и быстрых), а в перспективе и строительство дорог с беспроводными зарядками (такие эксперименты уже проводятся в Швеции). В этом случае беспроводная подзарядка автомобиля осуществляется непосредственно во время движения. Насколько всё это реально? Развертывание широкой сети быстрых зарядок в крупных городах – это уже ближайшее будущее.

Увеличение пробега от одной зарядки. Здесь возможны два варианта: или постепенное совершенствование существующих аккумуляторов, или какой-то технологический прорыв и создание аккумуляторов нового типа. Такое тоже возможно, так как на R&D по усовершенствованию и созданию новых источников питания сейчас тратятся миллиарды долларов.

В общем и целом, что бы ни говорили скептики, очевидно, что за электротранспортом будущее. Где-то оно наступит быстрее, где-то чуть позже, но так же, как ДВС в свое время вытеснил паровые двигатели на морском и железнодорожном транспорте, электромоторы вытеснят ДВС на большей части автомобилей.

Статья подготовлена: Дмитрий Бевза
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии