Мусабаев Эркин Исхакович — директор НИИ вирусологии при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан с 2004 года, главный инфекционист Министерства здравоохранения. В своем интервью нашему журналу Эркин Исхакович рассказал о возникновении нового коронавируса, его опасности и о том, чего нам ждать в ближайшее время.
Коронавирус пришел из Китая. Известно ли, кто был нулевым пациентом?
Нет, этого никто не знает, как и того, когда именно началась эпидемия. Скажу больше: у нас есть версия, которая выглядит вполне достоверной — первые больные появились в Китае и, возможно, даже в Европе в ноябре 2019 года. Все дело в том, что поначалу коронавирус нового типа не вызывал подозрений, потому что он выглядит как обычная простуда. Кто будет беспокоиться из-за банального насморка? Расследовать причины его появления и искать нулевых пациентов начали только с началом эпидемии, и сейчас уже вряд ли можно найти первого заразившегося.
Говорят, что вспышка вируса началась на китайском рынке морепродуктов. По другим сведениям, вирус передался человеку от съеденной им летучей мыши. Можно ли сейчас точно сказать, из-за чего именно возник коронавирус?
Для начала скажу, что…
COVID-19 — это не синтетический или случайно возникший вирус.
Это естественно мутировавший геном коронавируса летучих мышей — вот так звучит официальная версия, которой мы придерживаемся. Это обычный вирус для таких животных: они являются носителями коронавируса, но не болеют им. А вот где именно началась вспышка вируса, мы, как я говорил, конкретно утверждать не можем.
Число заболевших растет по экспоненте. Когда человек наиболее заразен?
В ходе исследований выяснилось, что…
больной наиболее заразен за 2 дня до появления симптомов — и в этом и заключается основная сложность.
Ты хорошо себя чувствуешь, у тебя нет ни намека на какие-то простудные заболевания, но уже в это время ты способен заразить множество человек.
А уже спустя 10 дней после того, как проявились симптомы, заразности как таковой нет. Анализы на коронавирус будут положительными, человек все еще будет болеть, но заразить он уже практически никого не сможет.
Известны случаи, когда выздоравливали пациенты старше 80 и даже 100 лет. И в то же время, умирали более молодые и здоровые пациенты. Означает ли это, что состояние иммунной системы не столь важно при коронавирусе?
Коронавирус нового типа действует не только через иммунную систему. В основном он вызывает недостаток кислорода, гипоксию. Конечно, иммунитет тоже страдает, но в основном вирус запускает механизмы, которые приводят к кислородному голоданию. Поэтому в первую очередь страдают те, кто болен астмой, диабетом, гипертонией — болезнями, при которых организму и так не хватает кислорода. Сопутствующие заболевания играют огромную роль в том, как будет протекать болезнь, и, к сожалению, множество молодых людей страдает теми или иными болезнями.
Каким органам наносятся повреждения при заболевании коронавирусом? Обратимы ли они?
В первую очередь страдают легкие. Я сравниваю COVID-19 с гриппом и вижу, что при гриппе происходят неврологические изменения, а здесь эти изменения незначительны. Да, легкие травмируются, на них появляются рубцы, но все изменения обратимы.
Конечно, в медицине нельзя говорить о ста процентах: у всех разный организм, разное здоровье. Некоторым пациентам коронавирус может нанести необратимые повреждения, но пока, по существующей статистике, это случается довольно редко.
Многие страны разрабатывают свою вакцину от коронавируса. Есть ли подобные разработки в Узбекистане?
Чтобы сделать вакцину, нужно построить дорогостоящие лаборатории. Например, нужна лаборатория уровня BSL-3, которая позволит работать с живыми клетками особо опасного вируса. Мы, конечно, занялись бы такой разработкой, но у нас просто нет на это бюджета. Мы бы очень хотели получить финансирование на строительство этой лаборатории — без нее вакцину сделать нельзя.
В нашей стране очень низкий процент смертности, тогда как в других он гораздо выше. С чем это связано?
Честно говоря, я не знаю. Низкий процент смертности — отличный показатель, и у нас есть много интересных версий по этому поводу. Но любую версию надо проверять, доказывать фактами, а для этого нужно провести множество научных исследований. Сейчас мы обратились к государству с просьбой выделить на это средства, и если нас услышат, то мы будем точно знать, с чем связан низкий процент смертности.
Что вы можете сказать о дальнейшей «судьбе» коронавируса? Есть ли у вирусологов какие-либо прогнозы на будущее?
По своему опыту могу сказать, что бывает несколько сезонов массовых заражений, а потом появляется коллективный иммунитет, и болезнь, грубо говоря, переходит в разряд банальной простуды. Я надеюсь, что с коронавирусом случится то же самое. Тем более, даже сейчас мы наблюдаем множество изменений у больных: по сравнению с началом пандемии, в последние недели заразившиеся переносят болезнь куда легче.
В любом случае, я надеюсь, что каких-то разрушительных изменений не будет, а все испытания нас только закалят. Желаю здоровья всем читателям и их семьям!