Недавно в ташкентском бизнес-клубе tbc.uz прошел международный семинар для руководителей и владельцев бизнеса с Майком Чейни. Мы поговорили со спикером международного класса, членом Global Leadership Partners о том, как пережить эти нелегкие для предпринимательства времена, кто останется на плаву и во что трансформируется бизнес после пандемии.


Майк Чейни (Mike Chaney)

Вице-президент по поставкам продукции в компании Procter & Gamble последние десять лет. Также Майк контролировал все поставки продукции для Gillette, Venus и Braun — это 17 заводов и 5 технических центров, расположенных по всему миру. Прослужив в компании 38 лет, он только недавно вышел на пенсию. В данный момент является членом Global Leadership Partners — компании по подготовке руководителей мирового масштаба.

Майк, так как же быть бизнесу в период стагнации экономики?

Исходя из моего опыта преодоления кризисов, я порекомендовал бы следующее:

Примите реальность

Отказываясь принять реальность, вы теряете авторитет и уважение своих сотрудников. Примите ее как можно быстрее и четко действуйте по плану.

Обнадеживайте

Вдохновляйтесь сотрудниками и верьте в них, напоминайте об их ключевых качествах, от этого зависит успех компании в будущем. Верьте в свою команду — это должно быть искреннее чувство.

Коммуницируйте

Во время кризиса сотрудники должны знать о том, что вы в курсе ситуации и несете за них ответственность; посвятите их в алгоритм действий.

Сфокусируйтесь на своем коллективе

Будьте в курсе насущных нужд каждого члена команды и постарайтесь их удовлетворить (обеспечьте сотрудника жильем, едой, если это необходимо, — и денежными займами). Да, мы беспокоимся за наше дело, но в первую очередь мы должны тревожиться о людях, так как они и есть наш бизнес.

Подчиненные должны знать, что руководитель отлично осознает, что делать и скоординирует их в любой момент. Это и есть роль истинного лидера во время кризиса.

Подготовьтесь к выходу из кризиса

Подумайте, что будет делать компания после выхода из кризиса. Полагайтесь на отношения в команде и никогда не стесняйтесь просить поддержки, моральной или любой другой.

Люди не ожидают от лидера идеальности, люди ожидают искренности. Сотрудники полагаются на вас, на принятие вами решений. Очень важно, на самом деле, кто вы есть.

Будьте честны

Подчиненные должны знать, что вы знаете об их бедах и что у управляющего есть уверенность в преодолении компанией кризиса.

Как лидеры справляются в кризис с тем, что договоренности с клиентами — поставки, оплаты и так далее — срываются? Как настроить себя на спокойствие и как все же мотивировать клиентов на выполнение договоренностей?

Очень важный в нынешнее время вопрос. Существует три метода реагирования на подобную ситуацию.

Первый способ:

Вы не можете функционировать без ваших поставщиков. Несмотря на кризис, постарайтесь им помочь. Для устранения неполадок у поставщиков я отправлял инженеров из собственной компании. Еще я договаривался о выделении импортерам беспроцентных займов, обращался к правительству, чтобы оно поддержало наших снабженцев. Во времена кризиса необходимо пересмотреть взаимоотношения. Ведь вы стремитесь к стратегическому партнерству, и это означает, что ваш успех будет зависеть от всей цепочки бизнеса.

Второй способ:

Естественно, я не собираюсь запугивать клиентов. Но предупрежу, что будут последствия невыполнения обязательств, так как они зависят от нас не только финансово, но и стратегически, репутационно. Я никогда не буду больше обращаться к этой компании и откровенно расскажу о них людям.

Важно подчеркнуть вашим клиентам/партнерам, что вы все в одной лодке и их репутации будет нанесен огромный урон.

Третий способ:

Поиск альтернативного клиента. Конечно, это непросто и требует дополнительных усилий. Но в чрезвычайных ситуациях эти усилия вознаграждаются сторицей. Нынешний кризис влияет на всех. Причина невыполнения обязательств вашими клиентами может быть и в работе с таможенными пошлинами, и в работе госорганов.

В некоторых случаях я даже работал со своими прямыми конкурентами. У нас были ситуации, когда мы совместно с ними обращались к заказчику и объясняли ему, что его поведение неприемлемо.

Как можно привлечь помощь государства во время кризиса с учетом законодательства различных стран? Возможно, какие-то обязательства и договоренности перед бизнесом есть и у правительства?

Правительства различных стран очень различаются в этом смысле. Можно пойти двумя путями.

Из моего опыта неплохим решением будет обратиться к коллеге, разбирающемуся в культуре и особенностях данной страны. Но более эффективным в данном случае будет все же личное обращение к должностному лицу.

В большинстве стран, в которых у моей компании есть бизнес (а это более 40 стран), я обращался непосредственно к чиновникам.

Что объединяет направленность большинства государств? Они хотят накормить народ, обеспечить население работой. Правительства жаждут ваших инвестиций. Наша компания создавала рабочие места, помогала населению. И как предприниматель я подчеркивал то, что я вношу вклад в благосостояние общества.

Также я обнаружил, что законы существенно отличаются. Некоторые страны гарантируют исполнение законов, некоторые поступают как хотят и не соблюдают практически никаких.

Естественно, предприниматели должны быть законопослушными, но невозможно всегда полагаться только на закон. Если вы предлагаете новые технологии, помощь в улучшении жизни людей, государство будет открыто к такому роду сотрудничества. Еще я бы посоветовал предпринимателю действовать в консолидации с другими бизнесменами, обмениваться опытом, спрашивать у единомышленников об их взаимодействии с правительством.

Хотелось бы заметить, что крупному бизнесу есть, что предложить правительству, а вот мелкому, к сожалению, не всегда. Как быть в таком случае? Если крупный бизнес может выступать в качестве крупного донора для государства в той или иной отрасли, то мелкому самому бы остаться на плаву. Он не всегда может быть спонсором чего-либо для населения. Или все же стремиться к благотворительности хотя бы в минимальных масштабах?

Конечно же, представители крупного бизнеса могут привнести что-то большее. Однако многие государства очень настороженно относятся к корпорациям, так как большой бизнес — большое влияние, и крупные компании могут оказывать очень весомое давление на правительство.

Малый бизнес имеет весомое преимущество — маневренность. Ему я бы также посоветовал сфокусироваться на своей уникальности. На том, что он и только он может предложить миру. В кризис правительство охотнее взаимодействует с представителями малого и среднего бизнеса, нежели с крупными холдингами.

Как быть, если ваши заказчики/клиенты не могут произвести оплату ввиду кризиса? Как выплачивать сотрудникам зарплату? Как не обанкротиться?

Я бы и сам хотел знать ответ на этот вопрос. А если серьезно, то:

Балансирование

В первую очередь, это зависит от вида вашего бизнеса и от текущей в нем ситуации. Если покупатель не может заплатить за товар всей суммы, предложите ему оплатить хотя бы часть. Также придется выбирать — либо сокращать зарплату, либо сокращать штат.

Создание нового источника дохода

Перенаправить бизнес на то, что сейчас востребовано (например, многие компании в условиях кризиса пандемии начали производить маски, антисептики и так далее).

Благотворительность (не 100% надежно, но можно использовать)

Возможно, правительство в таком случае обратит на вас свое внимание, возьмет на себя ваши расходы.

Каким будет мир бизнеса после окончания пандемии? Может, он трансформируется во что-то новое, возможно, политика стран поменяется в отношении малого, среднего и крупного бизнеса?

Первоочередными задачами для государства будут вернуть людей на работу, возобновить производство и выплаты налогов. Могу предположить: некоторые страны объявят банкротство, многие будут в огромных долгах. Исходя из вышеперечисленного, их первоочередной задачей будет стабилизировать ситуацию и обеспечить работой население. Некоторым видам бизнеса придется очень сложно в период выхода из кризиса.

Самая сложная ситуация будет у представителей туристического бизнеса. Скорее всего, им придется консолидироваться, чтобы выжить.

Вторая тенденция — это стартапы. На фундаменте новых возможностей появится много компаний, и довольно большая их часть будет из сферы здравоохранения.

Образование. Многие учебные заведения перейдут в онлайн, если уже не перешли.

Поставки. Тенденция — в локализации. Пандемия выявила слабые места цепочек поставок. Думаю, правительства потребуют от предпринимателей сокращения цепочек последних. И скорее всего, потребители будут согласны покупать продукцию местного производства.

Подытожить хочется правилами, которые работают всегда, и особенно важны в период кризиса:

1. Быть не «в», а «над» ситуацией. Это помогает оценить все со стороны и взвешенно принимать решения.

2. Нанять фрилансеров узких специализаций (в случае вынужденного сокращения штата).

3. Всегда прописывать стратегию и позицию компании и в долгосрочной перспективе, и на ближайшие дни.

4. Помнить о том, что любой кризис — это упражнение, которое «прокачивает» вас на будущее. Ведь мы растем только в неординарных ситуациях.

Важно помнить, что бизнес — это игра. Найдите свою самую сильную сторону, чтобы продолжать эту игру. Мы не знаем, что будет завтра, ведь любая система может впасть в стагнацию, любой банк — рухнуть, но у каждого из нас есть свой талант — это то, на что мы можем опереться.

Статья подготовлена: Камила Файзиева
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии