Карим Рашид — известный промышленный дизайнер, обладатель более трехсот международных премий в области дизайна и архитектуры, посетил Узбекистан в рамках Недели дизайна и архитектуры UDAW.

Карим РашидКарим Рашид запустил в производство около 2500 разработок, среди которых есть проекты в области дизайна мебели, посуды, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты. Традиционным натуральным материалам Рашид предпочитает современные материалы на синтетической основе. Его первая книга вышла в 2001 году под названием «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»). Работы Рашида выставлены во многих музеях мира – Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии и многих других музеях.  Карим является автором нескольких книг; его первая книга вышла в 2001 году под названием «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»). В чем же суть творчества Карима и как взглянуть на мир его глазами, попробуем понять вместе с редакцией The Mag в эксклюзивном интервью.


Карим РашидКарим Рашид

известный промышленный дизайнер

Мне посчастливилось работать над проектами в 41 стране мира. И я буду рад сделать что-то и для Узбекистана.

О вдохновении…

С вдохновением я был знаком с самого детства.Мой отец был художником и дома у него был такой уголок, в котором стоял столик для кофе, а на столике множество книг известных архитекторов и дизайнеров: Ив Сен Лоран, Корбюзье, Кавалли… Поэтому я с детства интересовался дизайном; это и было моим первым источником вдохновения.

Карим РашидПотом, по мере взросления, меня вдохновляли уже мои учителя, профессора.

Не знаю, можно ли называть то, что я делаю, шедеврами (смеется). Что касается того, что вдохновляет меня, могу сказать, что вдохновение – это феномен.

Вся жизнь – это вдохновение…

…Каждая прочитанная книга, просмотренный фильм, места путешествий, люди, которых мы встречаем и с которыми общаемся – все это вдохновляет меня. Нет чего-то специфического и исключительного, в чем бы я находил вдохновение. Я не зацикливаюсь на чем-то, что мне покажется интересным, чтобы ждать прихода вдохновения. По мне, вдохновение – это моя жизнь, мое существование и мое прошлое. Помимо этого всего, также меня вдохновляет социальное поведение людей, их образ жизни; то есть манеры общения людей с друг другом, их поведение, интересы, желания.

Карим РашидДизайн и стиль

Дизайн не является чем-то особенным в наши дни. Мы соприкасаемся с ним ежедневно, в каждой частице окружающего нас мира. Например, зубная щетка, очки, одежда, даже этот стул, на котором вы сидите – все имеет свой дизайн.

Неудивительно, что дизайн влияет даже на наше социальное поведение, развивает в нас человеческий опыт. Дизайн – это вдохновение, эмоциональное прикосновение. Дизайн делает мир лучше; он делает мир одновременно и обыденным, и при этом функциональным.

Однако дизайн очень часто путают со стилем, хотя это два совершенно разных понятия. Разрабатывать дизайн предмета значит работать над постоянными параметрами, быть вовлеченным в дело и иметь опыт в той сфере, в которой создаешь тот или иной проект. Также важно помнить о рынке. Чтобы смоделированный проект имел спрос на рынке, у него должны быть отличительные черты или же преимущества над другими, уже существующими аналогичными объектами.

Успех и творчество

Успех это когда вы можете положительно заряжать людей и вдохновлять их. Можно оказать не столь большое влияние на людей, которое при этом так широко распространится, что станет уже вашим полноценным вкладом в них, в этих людей. Вот это и есть успех.

Говоря о творческой личности, можно выделить людей, которые могут создавать что-то оригинальное.

Карим Рашид

На самом деле, все мы творческие личности.

Каждый из нас может творить и каждый кто может внести сделать что-то своими руками и считаться талантливым и творческим человеком.

Все наше творчество, все, что мы создаем, зависит от окружающего нас мира.

Я учился в очень красивой стране Италии. Это было моей большой мечтой, которая воплотилась в реальность. Отучившись, я вернулся в Канаду и проработал там 7 лет. Я понимал, что я не готов к созданию студии, поскольку не имел для этого достаточного опыта и знаний.

Я преподавал в Университете в Торонто, потом я переехал в Соединенные Штаты и начал преподавать там. Но меня уволили, потому что нашли мою преподавательскую деятельность недостаточно целенаправленной; меня обвинили в том, что я преподаю не архитектуру и дизайн, а философию и теорию. Это не совсем совпадало с тем, что они хотели. Имея совсем немного денег в кармане, я встал перед выбором: возвращаться обратно в Торонто или поехать в Нью-Йорк; я выбрал второе.

Карим РашидВ Нью-Йорке я провел 5 тяжелых лет, испытывая большие финансовые затруднения; у меня даже появилась идея написания книги «Как выжить в Нью-Йорке, тратя 1 доллар в день». Многие люди после учебы сразу идут работать на себя самого, не имея достаточно опыта и знаний. Возможно, я ошибаюсь, но я считаю, что нужно больше черпать знаний и учиться у кого-то. Я был знаком с Оскаром Неймаром, которому было около 100 лет и у которого были 19 активных проектов. Этот человек достиг своего уровня, потратив очень долгое время на обучение.

Искусство или деньги? Если это вопрос выживания, то все-таки стоит выбирать финансовую часть вопроса. Я знаю, о чем говорю, потому что у меня тоже были сложные моменты в жизни. Первые годы в Нью-Йорке я работал на очень тяжелых работах, про которые мне даже не хочется вспоминать, потому что это было достаточно унизительно, но необходимо, потому что я выживал. Конечно же, все зависит от того, что вам нужно.

Если вы создаете то, что не представляет никакого интереса для людей, значит, это не имеет никакой ценности.

С другой стороны, будучи богатым, вы сможете позволить себе делать все что угодно, но если вы не богаты и вас тянет на художественную часть, вам все равно стоит реализовывать себя в творческом плане.

Историческая архитектура

Любое исторического сооружение, независимо от красоты, изящества или большой ценности, является важным, так как оно – часть нашего прошлого.

Карим Рашид

И наше отношение к историческому наследию выражается в сохранении всего этого.

Многие города, к сожалению, осознали это слишком поздно, после того как уже уничтожили множество исторических построек. Ничто не делает город краше, чем сооружения из прошлого. Это невероятное ощущение, когда пройдя через современные кварталы, можно совершить прогулку по нескольким прошлым векам, просто находясь рядом с этими старыми зданиями. Лондон может служить одним из ярких примеров этому, так как в этом городе 17 век до сих пор сосуществует наравне с 21 веком. И я считаю, что часть истории должна быть сохранена.

Будут ли популярными ваши творения в Узбекистане?

Мне посчастливилось работать над проектами в 41 стране мира. И я буду рад сделать что-то и для Узбекистана. На сегодняшний день миру нужны более масштабные глобальные проекты, которые будут привлекательными для туристов. Особенно для молодых туристов, которые предпочитают стиль авангард. Вы знаете, проекты, которые я разрабатываю и над которыми работаю, часто становятся вдохновением для других архитекторов и дизайнеров. Они разрушают рамки обыденного и одинакового и создают нечто особенное. И если нужно осуществить подобный проект в Узбекистане, я готов приступить к нему хоть завтра.

О восприятии цвета

В работе я использую все цвета. К примеру, если взять обычный отель, который я проектирую, я могу использовать 40-50 разных цветов. Но в то же время цвет иногда работает против меня. Я много раз терял проекты, потому что заказчиков пугал цвет здания или вообще эскиз здания в целом. Недавно я окончил один проект в Майами, не используя никаких ярких цветов, так как это являлось желанием клиента. Да, бывает и такое, что я работаю над проектом, используя только один-единственный определенный цвет. Вообще я считаю, что…

…цвет это – второстепенный атрибут.

Карим Рашид

Хороший дизайн вот что самое главное.

Если месторасположение удачное, а здание многофункциональное и вдохновляющее, цвет при этом будет являться просто дополнительным уровнем, придающим зданию более привлекательный вид; то есть это будет скорее эмоциональный аспект.

Предположительно, я могу распознавать миллион оттенков различных цветов.

Недавно я тестировал зрение и узнал, что у меня 4 канала в глазном яблоке, в то время как у большинства людей их 3. Мне сказали, что я могу различать 100 000 000 цветов. Я об этом даже не догадывался, но теперь уже знаю.

Что касается розового цвета, то это очень спорный вопрос. С этим цветом всегда возникает проблема о гендерной принадлежности, чего не должно быть.

Для меня розовый – это цвет энергии, позитива, страсти, сексуальности.

О Ташкенте и туризме

Это мой первый визит в Узбекистан, до этого я ни разу не бывал здесь. Мне очень хочется побольше узнать о вашей культуре и увидеть архитектуру Ташкента.

Я считаю, что у каждого города должна быть своя изюминка. Это необходимо для привлечения туристов и развития туристического направления в целом. Например, об испанском городе Бильбао несколько лет назад вообще никто не знал, пока в этом городе не появилось здание по проекту известного архитектора Фрэнка Гери. Но на данный момент этот город привлекает более 3.8 млн людей ежегодно. Буквально одно здание поменяло облик города!

Карим РашидЕще одним примером такого рода является Астана, тоже привлекающая множество туристов, хотя лет 15 назад об этом городе никто не знал; можно даже сказать, что там и города не было, это был поселок.

Нужно строить музеи, архитектурные памятники, скульптуры, которые будут привлекать людей. Десять лет назад на встрече с шейхом в Дубае я услышал одну историю. В 1965 году, проезжая около моря, шейх увидел молодую пару, которая загорала на солнце. Он остановился спросить, что они делают; парень с девушкой ответили ему, что они специально приехали позагорать на этот пляж, потому что он считался одним из лучших пляжей.

Тем же вечером шейх, отдыхая в саду своего дома, обратил внимание на росшее в этом саду апельсиновое дерево, на которое слеталось множество птиц. И в его голове эти два события – увиденная днем на пляже пара и дерево, манящее к себе всех птиц – объединились в одну общую картину. Шейх твердо решил поставить перед собой задачу сделать из Дубая такое место, к которому как птицы, будут слетаться туристы со всего мира. Он привлек самых лучших архитекторов со всего мира и сделал из Дубая город-сказку.

То же самое можно сделать и здесь, в Узбекистане. Нужны новые архитектурные и дизайнерские проекты, которые будут только в Ташкенте; они должны быть уникальными и не встречающимися больше ни в одной другой стране мира. Как например, Эйфелева башня в Париже, ставшая символом города и привлекающая в Париж множество людей со всего мира.

Статья подготовлена: Насиба Розумбетова
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии