Бывает тактика, бывает стратегия, а бывает тренерская работа. Быть тренером значит учитывать множество переменных, включая самый сложный и нестабильный человеческий фактор во всем его дивном многообразии. Найти правильного человека для сборной с глобальными лидерскими амбициями – как минимум нетривиальная задача. Заместитель главы НОК Сакен Полатов сформулировал ее так: «цели, поставленные перед спортивным руководством, предельно понятны: перейти от воспитания самородков к системной подготовке чемпионов». Ясно, что тут не обойтись без мастера с гигантским и специфическим, а потому бесценным опытом.

Им стал 72-летний профессор Карлос Вильянуэва – соавтор кубинского стиля бокса. На протяжении 48 лет он профессионально тренирует спортсменов по всему миру – от Испании и Канады до Франции и Японии. Теперь же – добрался до Узбекистана, чтобы сотрудничать с Федерацией бокса, создав единый стандарт подготовки наших спортсменов. Большую часть времени Карлос проводит в регионах и на сборах, так что было не так уж просто пересечься с ним в Ташкенте. Однако нам всё же удалось пообщаться с ним и узнать, каким он видит будущее единоборств в нашей стране, зачем вообще нужно заниматься боксом, и самое главное – как простым парням и девушкам стать чемпионами.

Карлос, добрый день! Как вам Узбекистан? Это ваш первый визит в нашу страну?

Нет, впервые я прилетел сюда в декабре прошлого года и пробыл четыре месяца вплоть до апреля. Проводил исследования, изучал сферу бокса в Узбекистане, его потенциал и сложности. После этого Федерация повторно пригласила меня – и вот я снова здесь.

Бывали ли вы в других странах Центральной Азии?

Нет, но я был во многих странах. Начал свою международную деятельность на Кубе, занимаясь с командой Анголы, потом поехал в Индию, затем в Никарагуа, Мьянму и Пакистан.

Вы там работали тренером? Или выступали как спортсмен?

Во всех этих странах я работал тренером. После пребывания на Сент-Винсенте и Гренадинах я сотрудничал с Национальной федерацией бокса Венесуэлы,  откуда отправился в Мексику работать с женской и мужской командами. Кстати, это был мой первый опыт работы с женщинами.

И с кем легче работать? С мужчинами или женщинами?

Мне нравится работать с женщинами. Как ни странно, они более дисциплинированные и всё осваивают куда быстрее. Расскажу об одном случае. В день, когда я приступил к работе в Мексике, к нам пришла новенькая девочка, и меня сразу поразило то, какими быстрыми темпами она осваивала все техники.

Мексиканский тренер, с которым я работал, подошел ко мне и сказал: «Ее надо убрать, пусть уходит», на что я ответил: «Нет, оставь ее, дай мне с ней позаниматься». Я неоднократно настаивал на том, чтобы она продолжала тренировки. Ей было лет 17, мы достигли хороших результатов, и она приняла участие в национальном чемпионате.

И знаете, я настолько был уверен в ней, что во время ее выступления отошел к соседнему рингу, наблюдая за боем другого нашего бойца. Вдруг раздались крики и аплодисменты, эта девушка подбежала и обняла меня. Она одержала блестящую победу.

А в Узбекистане развивается женский бокс? Или пока мы к этому не пришли?

Конечно, развивается, я же работаю и с женской командой. Здесь есть три возрастные категории: 15-16 лет, 17-18 и старше 18 лет. Эльшод – главный тренер женской команды, который работает со спортсменками старше 18 лет, у остальных двух категорий – тренер Тимур. Я занимаюсь с двумя этими группами, направляю, советую, и мы совместно разрабатываем программы их тренировок.

Расскажите, как вы видите развитие узбекской школы бокса?

Сложность бокса заключается в выстраивании единой системы. Например, вы ремесленник, и вам дают дерево. Вы не бросаетесь мастерить изделие, а внимательно изучаете материал и представляете, что можно из него сделать. Затем снимаете кору, анализируете тип древесины, ее вес и решаете, какой инструмент подобрать, чтобы создать то, что задумали. Так и только так происходит процесс выстраивания системы.

Когда вы идете в тренировочный зал, вы должны обращать внимание на каждого ребенка, осознавая, что все дети разные. Надо учитывать много деталей – от возраста до физической подготовки. Да, начальный процесс для всех одинаковый, но задача тренера – определить способности каждого.

Узбекистану, насколько я могу судить с высоты своего опыта, повезло с тем, что лидер государства не просто любит, но и по-настоящему глубоко понимает спорт.

И я вижу и ощущаю, что это особенно касается бокса. Поймите: чудес не бывает, и в странах, где руководство не уделяет внимания спорту, нет и побед, тем более ярких и регулярных. А теперь просто посмотрите на великие достижения узбекского бокса последних лет. Поверьте, я разбираюсь не только в боксе, но и в людях, которые за него отвечают. И когда я вижу горящие глаза руководителей Федерации, я спокоен за ваше будущее.

Но если говорить о работе здесь, то я должен упомянуть важнейший нюанс. После первых публикаций о моем приезде пошли разговоры о том, что в Узбекистане на базе кубинских наработок будет внедрен единый стандарт подготовки спортсменов. Но это абсолютно не так. Узбекская школа бокса слишком яркая и самобытная, у нее огромные традиции и во многом непревзойденные практики. Я привнесу свой опыт и с удовольствием поработаю с этим уникальным материалом, но перекраивать узбекские таланты на иной лад было бы странно. Собственно, это первое, что я услышал от пригласившего меня в Узбекистан Сакена Полатова, и это то, что окончательно убедило меня лететь в Ташкент.

Есть ли возраст, когда уже поздно заниматься боксом?

Чем раньше приходишь на ринг – тем лучше. Начинать в 15 лет уже сложновато. Я поясню: задача национальных команд – блестящие результаты на соревнованиях. Так что научить чему-то для себя – это одно, а спорт высоких достижений – совершенно другое!

Правда ли, что спортсменов специально злят перед поединком?

Глупости. Цель тренера заключается в том, чтобы его спортсмен подошел к бою в наилучшем психологическом состоянии. Представьте, если мы его разозлим. Что будет? Мы сделаем только хуже, так что наоборот – задача разозлить боксера скорее стоит перед соперником. Иногда, например, оппонент может подойти к своему сопернику и шлепнуть его пониже спины. Тот вполне может прийти в ярость, потерять контроль, отойти от намеченного плана и проиграть. Так что куда лучше быть в хорошем настроении, концентрируясь на стратегии.

Грубая ошибка – думать, что, если ты в бешенстве, у тебя больше возможностей победить.

Гнев берсерка – это скорее легенда.

Что нужно простому парню, который хочет заниматься боксом, для достижения по-настоящему серьезных результатов? Как ему выйти на профессиональный уровень?

Каждый день тренироваться и быть дисциплинированным. Без дисциплины он не добьется результатов. Например, тренировки начинаются в 8 утра, мы измеряем пульс и начинаем разогрев. Разогрев обязателен перед началом, чтобы подготовить организм к последующим действиям. Если боксер опоздал и недостаточно разогрелся, он может испытывать дискомфорт во время тренировки, а вероятность того, что при регулярных опозданиях он бросит спорт, резко возрастает. Так что самое главное – осознанность, понимание и принятие того, что делаешь.

Тренер как родитель!

Именно. Если мой спортсмен упал либо получил сильный удар и ему больно, то и мне больно! Я стараюсь подготовить его так, чтобы подобные ситуации просто не случались.

Чему учит бокс? Почему вы советовали бы им заниматься с учетом того, насколько он опасен?

Бокс – это сильный вид спорта. Многие думают, что он самый опасный, так как боксеры бьют друг друга. Но чем, например, бьют в тхэквондо? Руками и ногами. Как вы думаете, какой удар сильнее – рукой или ногой? Конечно, ногой. А вы когда-нибудь играли в футбол? Вам в голову или корпус прилетал мяч? В детстве меня хорошенько пнули по ноге во время матча. Так что есть более опасные виды спорта. Если тренер как следует подготовит боксера, чтобы тот умел защищаться, боец точно получит меньше ударов, а в игровых видах спорта на защите тела, мягко говоря, не фокусируются.

Как вы относитесь к смешанным единоборствам (MMA)? Почему это сейчас так популярно?

Бои MMA популярны, но очень агрессивны. Это поединки без правил и со слабой защитой. Там можно наносить удары чем хочешь, поэтому очень много травм. Мне это не нравится, и я, честно говоря, не рекомендую этим заниматься.

Каким вы видите будущее бокса в Узбекистане?

В Узбекистане есть все условия для развития бокса, особенно теперь, когда президент страны обозначил стратегический вектор развития. Надо пользоваться возможностями, но внести некоторые изменения. Федерация пригласила меня, чтобы я изучил сферу и предложил, как улучшить действующие процессы и существующую систему тренировок. Узбекистан стремится к тому, чтобы достичь лучших результатов на всех соревнованиях. Потому что боксеры здесь есть, великолепного качества и в достаточном количестве. А еще есть визионеры, которые по счастливому стечению обстоятельств стоят во главе профильной Федерации.

У вас есть дети?

У меня три дочери, один сын и семь внуков – все мальчики. У нас очень сплоченная семья. Если мне нужен совет по работе, я звоню семье. Первая дочка – адвокат, вторая – врач, сын – мастер по спортивной подготовке, живет в Боливии. Жена – тоже, мы все профессионалы.


Блиц:

Гости нашей страны часто удивляются восточному колориту и обычаям. Что привлекло или удивило вас?

Доброжелательность, гостеприимство и простота.

Какое блюдо узбекской кухни вам нравится больше всего?

Многие блюда, у вас очень разнообразная и вкусная кухня, которая уже отразилась на моей фигуре.

Если вам предложат выбор: сто миллионов долларов или дело, которым вы сейчас занимаетесь, – что выберете?

Я всю жизнь посвятил боксу. Самое главное для меня – моя жизнь, семья, помогать людям и быть полезным обществу. А деньги приходят и уходят.

Какие люди вас окружают?

Я нормальный человек, веселый, спокойный и скромный, хороший танцор. Я люблю общаться, быть в добрых отношениях с людьми. Я очень ответственно отношусь к своему делу. Поэтому меня окружают практически такие же люди.

С чего начинаете свой день?

Просыпаюсь. Измельчаю чеснок, выжимаю сок лимона в стакан воды, выпиваю. Тренируюсь 30 минут – и за компьютер. Работаю весь день.

Самое трудное решение, которое вы принимали?

Каждый раз, когда я выезжаю из страны – это трудное решение, потому что мне приходится оставлять семью.

Если бы у вас была машина времени, то куда бы вы отправились? В прошлое или в будущее?

Прошлое – это часть будущего. Оно дает тебе видение, какие шаги предпринять в дальнейшем. Надо думать о будущем, но иметь опыт прошлого.

Статья подготовлена: Дмитрий Петросьянц
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии