Нам с детства твердят о важности сохранения экологии. «Леса – легкие планеты», «Вода дороже золота» и так далее. Но, кажется, мы упустили точку невозврата и ситуация с экологией в мире ухудшается с каждым днем. Есть ли шанс все исправить? Что делать? Именно этим вопросам был посвящен саммит ООН по климату в Глазго.
С 31 октября по 12 ноября в Глазго прошла глобальная конференция более 130 стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26). В ней выступили президент США Джо Байден, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Италии Марио Драги и другие.
Эксперты уверены: человечеству придется ограничить себя в удобствах ради спасения планеты. Сейчас нужны максимально жесткие меры, иначе климатической катастрофы не избежать: критическая жара, нехватка воды, нехватка урожая и вымирающие экосистемы станут частью нашей жизни.
Ситуация действительно критическая. Международное энергетическое агентство еще в прошлом году выдало прогноз: нельзя допустить повышения средней глобальной температуры больше, чем на 1.5 градуса от доиндустриального уровня. Но уже сегодня повышение составляет 1.1 градуса. Всего 0.4 градуса до катастрофы!
Все «прелести» изменяющегося климата в полной мере могли испытать на себе и жители Узбекистана.
Заместитель премьер-министра Азиз Абдухакимов, представляющий нашу страну, заявил, что вследствие катастрофы Аральского моря климатические изменения в ЦА происходят в два раза интенсивнее, чем в среднем в мире. Пыльные бури, иссушение почвы, аральская катастрофа — это только начало.
«Глубоко осознавая все эти процессы, Узбекистан уделяет самое серьезное внимание продвижению вопросов «зеленой» повестки, сохранению экологии и биоразнообразия, бережному использованию природных ресурсов», — сказал Азиз Абдухакимов.
Что делать?
Одно из самых действенных решений достаточно радикально. Специалисты уверены: странам в ближайшие 10 лет необходимо достичь нулевого уровня вредных выбросов. В этом должны помочь возобновляемые источники энергии (ветряные мельницы и солнечные панели) и технологии удаления скопившихся парниковых газов.
Варианты развития событий
Прогнозы неутешительны. На данный момент ученые выделяют два возможных хода истории.
Сценарий 1. APS (Announced Pledges Scenario).
Власти выполняют уже закрепленные в документах и новые обещания, и выбросы диоксида углерода, связанные с энергетикой, снижаются на 40% к 2050 году.
Но даже при таком раскладе среднегодовая температура повысится на 2.1 градуса Цельсия к 2100 году.
Сценарий 2. STEPS (Stated Policies Scenario).
Страны выполняют только утвержденные меры — тогда средняя температура к 2100 году повысится на 2.6 градуса.
В последнем случае ощутимо пострадают развивающиеся страны, которым просто не хватит ресурса бороться с климатическими последствиями.
Получается, что переход на «зеленую» энергетику все же идет, но слишком медленно. Пора принимать меры. Специалисты уверены: только сплоченность стран в этом вопросе может изменить ситуацию.
План действий:
— Увеличение количества источников «чистой» энергии: ветровых, солнечных, а также атомных электростанций (вопреки страхам и протестам жителей), где это возможно. Для этого нужно ежегодно инвестировать в технологии и инфраструктуры такой энергии в три раза больше — это позволит компенсировать отказ станций, использующих неэкологичное сырье;
— Расширение использования электроэнергии в транспорте и отоплении;
— Срочный отказ от использования угля и закрытие угольных станций, прекращение инвестиций в новую добычу угля и нефти (поддерживая людей, теряющих работу в этой сфере);
— Сокращение выбросов метана при работе с ископаемым топливом — особенно это касается России и Китая, которые лидируют по количеству таких выбросов;
— Больше инвестиций в технологии, решающие экологические проблемы, например — для изъятия из атмосферы парниковых газов;
— Инвестиции в биотопливо для самолетов, судов и поездов;
— Снижение спроса на электричество и его стоимости для потребителей с помощью энергоэффективной экономики.
Идеальный мир будущего
Представьте себе мир, в котором не осталось машин на бензиновом или дизельном топливе. По улицам ездят компактные электромобили, самокаты и велосипеды. Развита культура совместных поездок: зачем ездить поодиночке, когда можно объединиться в компанию?
В домах зимой не выше 20, а летом не ниже 25 градусов: мы бережем энергию и не тратим ее на кондиционирование и отопление.
Все офисные работники теперь трижды в неделю работают из дома: пандемия показала, что удаленная работа тоже может быть эффективной.
Авиаперелеты практически заменены скоростными поездами — насколько это возможно.
Тем временем…
Изменение климата вошло в медицинскую сферу: жительница Канады стала первой в мире пациенткой с диагнозом «астма, вызванная изменением климата».
Что не так?
Некоторые экопривычки, устоявшиеся на западе и отнимающие колоссальное количество времени, с трудом приживутся в странах СНГ.
Лично вы готовы пересесть на велосипед с автомобиля ради заботы о природе? Или, может, уже сейчас закрываете воду, когда чистите зубы или ходите в магазин с шопером, а не ждете пакет на кассе?
Расцвет минимализма может существенно подорвать экономику, основанную на культуре потребления. В лучшем случае развитие остановится, в худшем — мир совершит откат назад на 100-200 лет в плане благосостояния.