22 и 23 ноября в гостинице Wyndham Tashkent прошел ежегодный форум «Креативная Центральная Азия». О том, зачем он нужен, какие идеи продвигает и о чем говорили в этом году, читайте далее в нашей статье.


«Креативная Центральная Азия» — форум, который проходит уже в третий раз. В этом году честь принять представителей разных стран выпала Ташкенту: городу, в котором происходят значительные изменения — в том числе, и в сфере культурной экономики. Именно этой теме и посвящен форум, организатором которого выступил Британский Совет при партнерстве Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана.

Справка!

Культурная или креативная экономика как понятие появилась совсем недавно — в 2000 году. Это особая сфера экономики, которая «работает» с интеллектуальной деятельностью. Именно эта отрасль считается самой перспективной и быстро развивающейся — так называемой «экономикой будущего». Индустрия креативной экономики — это творчество во всех его проявлениях: от национальных ремесел до рекламы, от архитектуры до музыки. Лидером в креативной экономике является Великобритания — именно здесь сконцентрировано наибольшее количество людей и компаний, занимающихся креативной работой.

 

Креативная экономика — это не только о прибыли. Это в большей степени способ для развития социальной сферы, модернизации образования, налаживания контактов между лидерами из разных стран. Креативная экономика помогает раскрыть потенциал стран — как культурный, так и инвестиционный. И центральноазиатский регион обладает немалым потенциалом в этой сфере.

Форум «Креативная Центральная Азия» был организован Британским Советом в 2017 году в Астане (Казахстан), в этом же городе он прошел и в 2018 году. За два года в мероприятии приняли участие более 120 лидеров культурного сектора из разных стран: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Великобритании. И это был успех, ведь благодаря форуму различные организации и компании наметили план культурного продвижения и обновления для своих городов.

В 2019 году на форум в Ташкенте приехало уже 150 участников. К тому же, в списке стран-участников появился «новичок» — Туркменистан. И теперь форум полностью оправдал свое название, поскольку он действительно охватил весь регион.


Рэйчел Айленд

директор Британского Совета в Узбекистане

Я очень рада, что в этом году форум проходит в Ташкенте. Два года подряд мы встречались в Астане, но пришло время что-то менять. Наш проект, «Креативная Центральная Азия», направлен на создание диалога между странами Центральной Азии и Великобританией, на обмен опытом в области культурной экономики. Этот сектор играет огромную роль в экономике Великобритании, и сотрудничество с креативными лидерами центральноазиатского региона послужит толчком для его развития и здесь.

Кроме того, это укрепит наши отношения и связи. Обмениваясь опытом, применяя на практике свои знания, воплощая креативные идеи и организовывая новые партнерские отношения, региональные лидеры будут развивать продвижение культурной экономики в Центральной Азии.


На открытии форума выступили спикеры из Великобритании, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Они рассказали о проделанной работе, обсудили прошлое, настоящее и будущее форума, подчеркнули важность развития креативного сектора и поделились своими успехами в этой сфере.

Мартин Смит

специальный советник Ingenious Group, преподаватель в университете Goldsmiths (Великобритания)

Как все начиналось

В 2017 году директор Британского Совета в Казахстане Джим Буттери предложил мне идею: создать креативный форум для обмена опытом, в котором бы участвовали представители Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Честно говоря, я был настроен скептически — это была слишком амбициозная идея. Однако, подумав над этим вопросом, я решил рискнуть. И вот где мы сейчас: третий год наш форум успешно работает и, что самое главное, выполняет свои задачи.

В 2017 году в участниках было только три страны — Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. В 2018 году к нам присоединились коллеги из Таджикистана. И, наконец, сегодня мы поприветствовали нового участника форума — Туркменистан. И я рад, что идея, выдвинутая Джимом, обрела такой невероятный успех.

Изначально этот форум должен был проходить в течение трех лет, так решили в Британском Совете. Но сейчас мы видим, как важно делиться идеями, как много перспектив у стран центральноазиатского региона, как быстро развивается креативная экономика в этих странах. И мы должны решить — будет ли у нас будущее? Именно об этом мы будем говорить эти два дня — в разных залах, разными словами, но мы будем решать, какое будущее будет у «Креативной Центральной Азии», каким путем нам двигаться вперед.


Джон Ньюбигин

преподаватель в университете Goldsmiths, основатель и первый председатель Creative England (Великобритания)

3 острых вопроса

За три года наш форум стал не просто мероприятием, мы стали своеобразным сообществом, и теперь нужно решить, в какую сторону нам двигаться дальше. Нужно подумать о том, как нам продолжать профессионально развиваться в качестве креативного сектора в этом регионе. Мы должны поднять вопросы о культурной экономике в этом регионе, об образовании в сфере культуры и искусства. Мы можем стать некоей платформой для того, чтобы объединить лидеров креативной экономики, привлечь новые лица.

Я бы сказал, что сейчас перед нами остро стоят три вопроса. Первый — что мы будем делать дальше? Второй — кто будет этим заниматься? И третий — как мы будем это делать?


Данияр Аманалиев

соучредитель и СЕО группы компаний Ololo (Кыргызстан)

О важности форума

Три года назад мы и не подозревали, что креативные лидеры из разных сфер могут объединиться в одно сообщество. У нас были отдельные галереи, отдельные коворкинг-центры, отдельные креативные компании, отдельные театры, независимые друг от друга. Этот форум помог понять, что креативная экономика действительно играет большую роль в благосостоянии региона. Я верю, что, объединившись, мы можем добиться процветания наших стран.

Нашему региону нужны подобные мероприятия, мы должны продолжать. Британский Совет дал форуму прекрасный старт, и сейчас наша очередь сделать шаг вперед, взять на себя управление и развитие этого мероприятия. Два года подряд мы проводили встречи в Астане, сегодня мы встретились в Ташкенте. Думаю, на следующий год нам нужно провести форум в Бишкеке — двигаться дальше, охватить всю Центральную Азию. И я надеюсь, что в следующем году мы увидим впечатляющие результаты в сфере креативного бизнеса, которые заметят не только в нашем регионе, но и по всему миру.

Наша задача — доказать, что креативная экономика является перспективной отраслью. Мы должны давать интервью, писать об этом, доносить наши идеи широкой общественности, должны объяснить другим креативщикам, что культурная экономика очень важна для Центральной Азии.


Завоевать аудиторию, заставить ее слушать и, что самое важное, слышать — не самая простая задача. Однако с ней уже который год успешно справляется театр «Артишок». Своими достижениями в этой области поделилась Анастасия Тарасова, директор театра.

Анастасия Тарасова

директор театра «Артишок» (Казахстан)

«Театральные потрясения»

Меня пригласили на этот форум, чтобы я поделилась нашим опытом работы с аудиторией. Это сложная и интересная работа, которая ежедневно ставит перед нами новые цели и задачи. Я думаю, что каждая культурная организация рано или поздно задается вопросом, как привлечь аудиторию, как заинтересовать зрителя. И здесь стоит отметить, что мы были первопроходцами во всем: мы основали «Артишок» в 2001 году, заняв пустующую нишу уличного театра. До этого никто не делал ничего подобного, и в начале мы столкнулись с определенными проблемами с аудиторией.

Люди не знали, как на нас реагировать — они считали нас ненормальными, шарахались от актеров, они попросту не понимали, что это представление, что это уличный театр. За прошедшие годы наши зрители проделали огромную работу, аудитория стала намного более лояльной к самым разным театральным экспериментам.

Я считаю, что разнообразных «театральных потрясений» должно быть намного больше. Мы стараемся «встряхивать» аудиторию, предлагаем ей непривычные решения, и не всегда люди на это реагируют. Наша первая площадка для спектаклей находилась в подвале — прошло уже много лет, но некоторым зрителям до сих пор это непривычно. Когда мы поставили спектакль «Уят», в нем были сцены на казахском языке — это был художественный прием, но зритель его не понял. У нас просили перевод или титры, возмущались, — и нам пришлось объяснять, что мы специально не даем никакого перевода, что это должно привлечь внимание к тому, что многие в Казахстане не знают казахского языка. Было непросто, но в результате этот спектакль стал одним из самых успешных проектов театра, благодаря ему к нам пришла аудитория, которая до этого посещала другие театры.

Мы постоянно работаем с аудиторией — организовываем тренинги, мастер-классы, открытые уроки, устраиваем постановки в торговых центрах. И люди, которые никак не были связаны с театром, приходят к нам и становятся нашими зрителями. Оглядываясь на прошедшие годы, я могу сказать, что наша упорная работа все же дает свои плоды. Люди приходят к нам не просто посмотреть спектакль, они сами становятся участниками театрального действа, они втягиваются в театральную жизнь. И хотя работы впереди еще очень много, на данный момент у нас все получается.


Отабек Сулейманов

учредитель ООО «Факультет Акустики», продюсер фестиваля «Стихия»

Мы создали некоммерческий фестиваль электронной музыки в городе Муйнак. Это мероприятие, которое призвано — и способно — вносить свою лепту в развитие приаральского региона. Фестиваль на краю высохшего моря привлекает туристов и творческих людей, обращает на себя внимание мирового сообщества и поднимает острые вопросы охраны окружающей среды.

В рамках фестиваля планируется открытие благотворительного фонда «6 миллиардов деревьев», а также проведение образовательных форумов и тренингов для местного населения непосредственно в самом Муйнаке.

Если мы не можем заполнить Арал водой, то заполним его музыкой и деревьями! В буквальном смысле.


Форум «Креативная Центральная Азия» затрагивает самые разные темы — так получилось и в этот раз. В нескольких залах отеля Wyndham Tashkent проводились групповые работы, обсуждались актуальные вопросы на тематику экономики, культуры и искусства. Креативные лидеры, владельцы культурных организаций строили планы и обсуждали будущее — не только своих стран и региона в целом, но и форума.

И в итоге участники единогласно решили: форуму быть! В последний день конференции была создана стратегическая группа для организации следующего мероприятия, которое пройдет в 2020 году. Возможно, форум будет проходить в другом формате — этот вопрос еще предстоит решить организаторам. Но одно ясно точно: «Креативная Центральная Азия» продолжит свою работу и объединит еще не одну группу креативных лидеров со всего региона.

Статья подготовлена: Екатерина Спрыскова
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии