В этой статье мы постарались разобраться, пора ли уже пересаживаться на велосипеды или нет? Становится ли Ташкент дружелюбной для велосипедов средой? Безопасно ли это?

Каждую неделю новости пестрят заголовками о том, что очередная улица Ташкента обзавелась велодорожкой. Ориентируясь на подобные новости, складывается очень приятное впечатление, что уже во многих районах города можно с комфортом кататься на велосипедах.

Но так ли это на самом деле? Как обстоит дело с велодорожками в центре города и на окраинах? Есть ли ошибки в создании инфраструктуры и когда на рынке будут настоящие игроки?

велодорожки в Ташкенте

Множество вопросов, на которые нужно найти ответы.
В международной конвенции о дорожном движении велосипедная дорожка определяется как «отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для велосипедистов и обозначенная соответствующим знаком». Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги.

В первую очередь мы подготовили топ-10 мест, по которым могли бы кататься велосипедисты:
1. Район вокруг стадиона Миллий на Чиланзаре.
2. Район вокруг стадиона Пахтакор и около площади Мустакиллик.
3. Набережная канала Бозсу на улице Байналминал.
4. Набережная канала Анхор от мечети Минор до Урды.
5. Улица Ататюрка от сквера Амир Тимура до метро Мустакиллик.
6. Улица Амир Тимура около метро Минор.
7. Улица Шота Руставели около рынка Аския.
8. Малая кольцевая автодорога.
9. Улица Нурафшон от Ц-6 до площади Актепа.
10. Улицы Нукусская и Кадыри от пересечения с улицей Бабура до рынка Чорсу.

На каждой из этих улиц есть возможность создания отдельной полосы для движения велосипедов. На небольших участках улиц Ш. Руставели и А. Тимура уже созданы велополосы; кроме того, на набережной канала на улице Байналминал также создано несколько километров велодорожек, но по непонятной причине все эти работы по созданию благоприятной велосреды ведутся хаотично, несогласованно и бессистемно.

Проехав по всем участкам с велодорожками, человек теряется в недоумении от различных системных недочетов и отсутствия общих стандартов.

Должны ли велодорожки выделяться отдельным цветом?

Почему в каждом районе власти на местах «изобретают велосипед» и придумывают свой ответ на этот вопрос? Так, к примеру, власти Юнусабадского района считают, что велодорожки нужно красить в красный цвет. Власти Яккасарайского района, считают, что незачем тратить краску и размечают велодорожку обычной дорожной разметкой. А по мнению властей Чиланзарского района велодорожки и вовсе должны быть синими.

Что такое велодорожки?

Это часть автомобильного движения или часть пешеходного движения? И снова каждый район делает так, как ему заблагорассудится. В результате в Юнусабадском районе велодорожки отделены и от проезжей части и от тротуаров, в Яккасарайском районе, велодорожки — это часть проезжей части, а на Чиланзаре — это часть тротуара. Власти должны понять, что Ташкенту необходимы безопасные и огражденные от автомобильной трассы и пешеходного тротуара велодорожки, которые станут территорией велосипедистов, где строго запрещено парковаться автомобилям и ходить пешеходам.

Какой должна быть длина велодорожки?

Имеет ли смысл велодорожка длиной в 200 метров, как на улице А. Тимура? Средняя скорость велосипедиста при передвижении в городе составляет около 20 километров в час — это означает, что за секунду велосипедист проезжает около 5,5 метров. Таким образом на преодоление участка в 200 метров велосипедисту требуется около 36 секунд, а на участок в 1 километр — всего 3 минуты.

Очевидно, что никто не выезжает на прогулку, чтобы проехать на велосипеде всего 36 секунд или 3 минуты — и волей-неволей все велосипедисты начинают ехать или по тротуарам, создавая угрозу пешеходам, или по автомобильной дороге, рискуя попасть в аварию.

велодорожки в Ташкенте

Какой должна быть ширина велодорожки?

Сколько велосипедистов должно помещаться на велодорожке? Разные страны дали разные ответы на этот вопрос, но при этом отслеживается общая черта — ширина дорожки не должна быть уже, чем 1,5 метра. Мы измерили ширину дорожек, которые уже есть в Ташкенте и снова получили разнящиеся результаты. Где-то всё нормально, а где-то очень узко и опасно.

Можно ли создавать помехи на маршрутах велодорожек?

Проехав все существующие участки велодорожек, можно убедиться, что в Ташкенте — можно. Хотя должно быть наоборот, т. к. помехи на велодорожке сводят к нулю ее смысл и нужно обязательно донести это до сознания тех людей, кто устраивает парковки, мусорки или торговые точки на участках велополос.

Есть ли соединения, расположенные на разных улицах велодорожек?

Нужно ли создавать сеть велодорожек или можно обойтись разрозненными, сделанными для галочки в отчетах, участками? Нужно признать, что оптимальным вариантом развития сети велодорожек является развитие в городе велосипедных полос движения, что означает полосу проезжей части, предназначенную для велосипедистов и отделенную от остальной проезжей части с помощью продольной дорожной разметки.

Велополосы — один из самых дешевых вариантов создания и расширения сети велодвижения в странах с развитыми велосипедными сетями и значительной долей велосипедов как участников дорожного движения (Нидерланды, Дания). Там вместо велосипедных полос по возможности стараются сооружать обособленные велодорожки, физически отделенные от проезжей части и от тротуара. В Великобритании, США и многих других странах велополосы составляют основной тип велосипедных путей.

К чему следует относить парки?

К территориям для велосипедистов или только для пешеходов? И снова отсутствие стандартов и полный хаос. В большинство парков запрещен въезд на велосипедах; в каких-то есть велодорожки, но на велосипедах не пускают; а в каких-то можно кататься, но только по утрам.

Есть ли велопарковки на улицах?

Безопасно ли оставлять на улице дорогие велосипеды? Это, наверное, главная помеха для прихода на рынок компаний, занимающихся велошерингом или велопрокатом. Полное отсутствие ответственности за сохранность велосипедов и малое число парковок не позволяют использовать велосипед как полноценное средство передвижения.

Все эти наблюдения наводят на мысль о том, что пока еще не пришло время для массового велодвижения в Ташкенте. Сотни и тысячи людей на велосипедах, оказавшись на неготовых к ним дорогах станут жертвами многочисленных аварий и происшествий — с участием как автомобилей, так и пешеходов.

велодорожки в Ташкенте


Мы спросили мнение о велодвижении в Ташкенте двоих известных в велокругах райдеров — Андрея Барышева и Вадима Зубанова.

Андрей Барышев

фрилансер, член велосообщества Ташкента

Когда в вашу жизнь вошел велосипед и что изменилось с этого момента?

Велосипед вошел в мою жизнь лет 5 назад. Мне тогда надоела жизнь простого обывателя — вечно смотреть в экран и пить пиво по пятницам. Я решил, что пора бы позаботиться о своем здоровье и более интересном времяпрепровождении. В это время мой друг очень серьезно подумывал о покупке «железного коня» и я за компанию пошел к его же продавцу (тогда велосипедный бум только начинался, по городу как грибы открывались прокаты, но хорошие велосипеды были в дефиците и стоили очень дорого). Намного выгоднее было (да и сейчас так) завозить из Казахстана.

Так мы и сделали, воспользовавшись посредником, который привез велосипед с небольшой наценкой, но в итоге вышло все равно на 200 долларов дешевле, чем в DiSport. Что самое интересное, друг теперь лишь изредка стирает с него пыль, а у меня он стал неотъемлемой частью жизни и самым удобным средством передвижения по городу. Что изменилось? Времяпрепровождение действительно стало незабываемым.

В плане здоровья тоже произошли колоссальные изменения в лучшую сторону: я уже не помню, когда простывал в последний раз, почти всегда я в хорошем настроении. Узнал много интересных и красивых мест вокруг, обрел много классных друзей.

Сколько километров вы проезжаете в среднем каждый месяц?

По данным Strava — около 500 км. В августе проехал 1 607,5 км, рекорд в день — 217 километров.

Ташкент — это город, который дружелюбен к велосипедистам?

Ташкент суров и беспощаден вообще ко всем. Власти не думали о создании удобств для своих граждан — в частности, о приятном и удобном облике города. Нельзя вырывать велосипедистов из контекста общей ситуации. С какими сложностями сталкивается велосипедист? Внезапно открывающиеся двери, подрезающие таксисты, внезапно выскакивающие пешеходы, неуважение и пренебрежительное отношение со стороны окружающих, правовая безграмотность.

Ни для кого не секрет, что очень много водителей покупают права и управляют машинами, не зная правил дорожного движения. Бывали случаи, когда приходилось сотруднику ДПС рассказывать, какие у велосипедиста есть права на дороге. То, что велосипедистов в ПДД объединили с гужевыми повозками и погонщиками скота, тоже о многом говорит.

Есть ли в Узбекистане велодвижение?

Есть, несколько лет назад через общих знакомых я вышел на сообщество велолюбителей, которое тогда еще «тусовалось» на uForum. Очень допотопный форум с жесткой модерацией, обязательной регистрацией и очень неудобной фотогалереей. Но там было положено начало всей этой велодвижухи; интересные и позитивные ребята собирались вместе по выходным и катали живописные и выматывающие (с непривычки) маршруты.

Позже для расширения нашего движения мы переехали на facebook. Найти нас там легко: «Велосообщество Узбекистана». Но по сравнению с другими столицами количество участников велодвижения ничтожно мало. По количеству мероприятий и соревнований для велолюбителей мы тоже уступаем другим странам, причем с огромным отрывом.

Почему в Узбекистане нет интересных велогонок?

Наверное потому, что нет эффективной системы и в ее налаживании никто не заинтересован. Давайте не будем врать себе: в Узбекистане по пальцам можно пересчитать вообще любые интересные события, тут просто отражение общего фона застойности и аморфности.

Где лучше всего кататься в Узбекистане?

Тут каждый выбирает по вкусу. Мне нравится в горах: Заамин, Чимган, Бельдерсай, для кого-то достаточно набережной Анхора и ботанического сада, кто-то любит просто накручивать километры по шоссе. Это сугубо дело вкуса.

Вы пользуетесь велодорожками в Ташкенте?

Я вообще не понимаю, для чего нам велодорожки; никогда не поддерживал идею их создания. Потому что когда дом стоит на шатком фундаменте, по стенам идут трещины и все адекватные жители его массово покидают, нужно думать совсем не о том, какие обои наклеить и какой линолеум постелить на полу.

Велодорожки в Ташкенте сейчас не нужны, потому что мы к ним еще не готовы. Дороги и так широкие, я всегда без проблем перемещаюсь по крайней правой полосе, как ПДД и завещали. Так быстрее и безопаснее.

Вадим Зубанов

начальник МЦПК филиала «БКМ» АК «Узбектелеком», член велосообщества Ташкента

Когда в вашу жизнь вошел велосипед и что изменилось с этого момента?

В той или иной мере катаюсь лет с 14, с перерывами. С 2005 года возобновил велоезду после 20-летнего перерыва. Изменилось многое, особенно здоровье — стал реже болеть, тонус стал выше.

Сколько километров вы проезжаете в среднем каждый месяц?

В месяц около 300-400 км, т. е. около 10-15 км в день.

Ташкент — это город который дружелюбен к велосипедистам?

Если оценивать дружелюбие к велосипедистам по 10-балльной шкале, то я поставлю 4. Очень недружелюбная среда.

велодорожки в Ташкенте

Почему в Узбекистане нет интересных велогонок?

Организация велогонок — сложный и дорогой процесс: спонсоры, реклама… Но так как спонсоры — это бизнес, а в стране нет бизнеса, то нет и велогонок. Про федерацию молчу — они много лет заняты только грызней друг с другом. Чисто технически гонки проводятся по альтернативным дорогам, как правило большим и широким, чтобы не прерывать трафик; например, в Альпах сеть дорог очень обширна, в то время как у нас все ездят только по одной дороге на Чимганские холмики и прочие маршруты на участке от Ташкента до Чарвака.

Где лучше всего кататься в Узбекистане?

Где угодно за городом, по настроению, но не в Ташкенте.

Вы пользуется велодорожками в Ташкенте?

Ни разу не доводилось.

Статья подготовлена: Саид Туляганов
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии