«Ты создана для сцены!» — эти слова великая Саодат Кабулова не раз говорила своей застенчивой ученице. Найти себя, услышать свой голос, превратить его в инструмент искусства – именно к этому и призывала Народная артистка СССР. Лятифе Абиева – яркая, с удивительным, летящим голосом, но в то же время застенчивая и робкая, действительно смогла найти свой голос. Вот уже в течение многих лет она является ведущей солисткой Государственного академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои.

Папа был непреклонен

Если человек талантлив, то это рано или поздно проявляется — обычно это замечают окружающие, которые начинают советовать родителям отдать ребенка в тот или иной кружок. А пела я с детства – еще в детском саду. В школе я стала солировать в ансамбле «Колокольчик». Я до сих пор помню свою первую песню — «Полюшко-поле». И именно тогда начались творческие вечера и конкурсы, в которых я занимала призовые места.

Если говорить о музыкальности моей семьи, то профессионально у нас никто не пел. Конечно, бабушки и моя мама пели крымско-татарские песни, петь любили все.

Лятифе Абиева

А я не видела себя певицей. Я хотела изучать иностранные языки. Но папа очень хотел, чтобы в доме звучала крымско-татарская музыка и отвел меня в музыкальную школу города Чирчик – где я, собственно, родилась и выросла – и выбрал для меня инструмент – аккордеон! В школе учителя умоляли: «Пожалуйста, отдайте на скрипочку, на фортепиано – это же девочка! Аккордеон – это тяжело для девочки!» Но папа был непреклонен – только аккордеон! Я первое время плакала – была очень маленькая, а аккордеон тяжелый! Но быстро втянулась и даже начала участвовать в конкурсах.

После окончания школы я вспомнила о своей любви к иностранным языкам и провалила экзамены на английскую филологию. И вдруг, неожиданно для самой себя, поступила в музыкальное училище на класс вокала. Вот тут-то и пригодилась моя любовь к языкам – в училище преподавали итальянский язык, мне он показался очень легким, очень красивым, певучим. А уже в консерватории я изучала греческий язык, который тоже легко и быстро освоила, даже училась полгода на Кипре. У меня есть второй диплом – преподавателя греческого языка. Я немного поработала и в этой сфере: преподавала в греческом центре в Чирчике.

Мне всегда везло с наставниками

В музыкальном училище мой талант раскрыл замечательный педагог по вокалу – Шухрат Анварович Бахрамов. Я так и говорю — он открыл Лятифе Абиеву! Я, будучи его студенткой, участвовала в Пятнадцатом республиканском конкурсе вокалистов, заняла первое место, что позволило мне без экзаменов поступить в консерваторию. Я считаю, что мне очень повезло с наставниками, как в училище, так и в консерватории.

Лятифе Абиева

А в консерватории у меня был совершенно замечательный педагог – Народная артистка СССР Саодат Кабулова. Она мне очень помогла в плане творчества. Когда я боялась выходить на сцену, она мне говорила: «Ты что? Это же такое счастье – быть созданной для сцены! А ты создана для сцены!» Я тогда в это не могла поверить, но Саодат Кабуловна помогла мне поверить в себя.

После первого курса магистратуры я прошла прослушивание в Государственном академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои. Меня сразу взяли в стажерскую труппу, там я проработала три года, после чего меня перевели в основную.

Спектакль — это целая жизнь

Мой дебют в качестве артистки театра состоялся 2 октября 2005 года. Это была партия Барбарины в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро». Самое интересное – это то, что в консерватории мы тоже ставили этот спектакль в качестве госэкзамена, там мне досталась одна из главных партий — Сюзанны. Но к концу сезона в театре я уже тоже исполняла партию Сюзанны.

Я очень люблю свою работу! На сцене можно проявить те эмоции и дать волю тем чувствам, которых часто не бывает в жизни. А вот после премьеры наступает чувство опустошения. Это испытывают многие артисты. Готовишься неделями, месяцами и вдруг, все кончается за один миг. Не спишь ночь перед спектаклем, волнуешься, а потом этот же процесс, но уже после спектакля. В голове звучит музыка, перед глазами проносятся сцены, некоторые моменты, которые хотелось бы улучшить. И еще, когда спектакль заканчивается, то охватывает такое чувство, как будто прожил целую жизнь!

Лятифе Абиева

Я плачу вместе со своими героинями

Я никогда не отказывалась от ролей, в моем репертуаре есть и маленькие, и большие роли, то есть и главные, и второстепенные. Главное – придерживаться своего репертуара, тогда и будут партии, для которых ты рожден. У нас в театре молодым всегда дают дорогу, не перекрывают кислород. Хочешь, можешь, получается – иди, пой!

Все свои роли очень люблю – любые! Не могу сказать, что какая-то нравится больше, а какая-то меньше. В «Травиате» исполняю роль Виолетты, в «Искателях жемчуга» – Лейлы, в «Царской невесте» – Марфы. Участвую в детских спектаклях: я принцесса и в «Бременских музыкантах», и принцесса Будур в опере «Волшебная лампа Аладдина». И все мои роли – положительные.

Лятифе Абиева

Конечно, у каждой моей героини свой характер, который надо уметь передать на сцене. И здесь помогает музыка – она ведет. В ней есть все, ее надо просто слушать и передавать все – настроение, порывы, эмоции — через нее.

Главное все «свое» оставлять за сценой, за стенами театра. Здесь ваше настроение почувствуют зрители. Особенно дети – они чувствуют фальшь.

В приоритете пение. Эти гениальные композиторы написали все: с помощью музыки обрисовали характер героев, наделили их чувствами, а наше дело – вдохнуть в них жизнь и показать ее на сцене.

Но каждый раз любая партия звучит по-разному. Все зависит от состояния актера – духовного и физического — любой человек может заболеть, но это не помешает ему выйти на сцену. Немало зависит от партнера: для каждого спектакля работает по 2-3 состава, и разные пары исполняют одну и ту же партию по-разному.

Разумеется, нужно знать, о чем произведения, по которым поставлен тот или иной спектакль. Иначе как же можно передать настроение героев, их чувства? Например, та же «Дама с камелиями», по которой поставлена «Травиата» — нужно знать характер Виолетты, увидеть ее такой, какой показал ее Александр Дюма, наполнить себя ею, пережить ее чувства, прожить ее жизнь.

Потом начинаешь изучать материал: как эту партию исполняли мировые звезды – Мария Каллас, Анна Нетребко. Как эти великие женщины передавали ее настроение: как она радуется, как она плачет. И я, кстати, тоже плачу со своими героинями на сцене – каждый раз.

Лятифе Абиева

И, конечно, настроение приходит, когда начинаешь надевать костюмы, потому что этим артист передает настроение эпохи! Например, для оперы «Искатели жемчуга» нам из Индии привезли самые настоящие сари и украшения! Это такая красота! И, поверьте, настроение меняется, и я уже не Лятифе, а Лейла!

Возрождение театра

Всем известно, что театр вновь распахнул свои двери после пятилетнего ремонта. Мы же называем это не ремонтом – это самое настоящее возрождение театра! Он вернулся в то первоначальное состояние, в то время, когда он поражал своей красотой и великолепием! И, конечно, это все возрождает желание петь по-новому, играть по-новому, творить по-новому.

Но это не все перемены, которые происходят. В настоящее время очень много изменений к лучшему: из других стран приезжают певцы, актеры, режиссеры-постановщики, дирижеры. Например, оперу «Демон» в нашем театре ставил сам Иркин Габитов – режиссер-постановщик Мариинского театра.

Всему свое время

Я всегда считала, что всему свое время: учебе, работе, первой роли. Так и счастью тоже отведен какой-то определенный момент, который обязательно наступит. Поэтому я не переживаю, что свое счастье нашла не в столь юном возрасте.

Лятифе Абиева

С супругом мы познакомились по дороге в Чирчик, когда возвращались домой с учебы, разговорились, нашли много общего. А потом он пришел в театр. И тогда сказал: «Благодаря тебе я оказался здесь». До этого он оперу не очень любил. Вообще, оперу или безумно любишь, или не воспринимаешь вообще. Кстати, мой супруг до сих пор любит оперу выборочно: ему нравится, когда я исполняю только главные партии, потому что на протяжении всего спектакля я на сцене, и он меня видит и слышит. А на мои концерты он не ходит, потому что тут можно просидеть часа два, а я промелькну, и больше меня нет. И каждый раз дарит мои любимые алые розы! Пять лет длился наш роман и восемь лет назад мы поженились. После свадьбы родилась наша Ясмина. Мне было тогда 32 года.

Моя дочка тоже любит театр, особенно детские спектакли: «Бременские музыканты», «Аладдин». Сидит в первом ряду и подпевает.

И жизнь, и счастье, и мечты…

Если говорить о самой себе, то можно сказать так — я очень наивная. Я люблю радоваться жизни. Я увлекающаяся — люблю все новое! И я люблю жить!

Я больше всего ценю доброту, мне часто встречаются добрые люди. Стараюсь избегать конфликтов, вступаю в них в крайнем случае, когда уже выхода нет. И мой главный недостаток – я очень трусливая.

А еще я очень впечатлительная. Я уже говорила, что плачу на сцене. Например, я очень люблю Анну Нетребко. На нее ориентируюсь. Когда она приезжала сюда на гастроли, то я присутствовала на ее концерте — это был момент счастья! У меня полились слезы, когда я увидела ее на сцене.

Но я не осмелилась подойти к ней.

А еще счастье для меня – это, конечно, моя семья, здоровье близких, гармония с собой, с окружающей средой.

Лятифе Абиева

Если оглянуться назад, то можно увидеть, как робкая и застенчивая девочка стала смелее, увереннее, выносливее. Обогатилась моя душа. Я это вижу даже по своим ролям. Например, если сравнить мой дебют в опере «Царская невеста» с моим нынешним исполнением – это два совершенно разных спектакля.

А вообще, как и у любой актрисы, у меня есть роль-мечта – роль Лючии ди Ламмермур из одноименной оперы Гаэтано Доницетти по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Если ее спеть, то не зря жизнь прожита! И я сейчас к ней готовлюсь – я иду к своей мечте. Это великолепная опера, поразительный и глубокий образ. Но пока мне страшно. Эта партия должна настолько войти в плоть и кровь, чтобы меня ночью разбудили, и я ее исполнила.

Счастье можно найти в любом проявлении жизни вокруг тебя. Главное – любить жизнь, и счастье само тебя найдет.

Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
← Нажми «Нравится», чтобы читать нас в Facebook
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии