День влюблённых и 8 Марта – самые романтичные праздники. Весна ещё не успела украсить улицы зеленью, но всё вокруг преображается от подаренных букетов и счастливых улыбок. Владельцы цветочного бутика FAZO Ойбек Камилджанов и Акбар Тураходжаев говорят, что Узбекистан – лучшая страна для такого бизнеса: здесь любят, чтобы красоты было много.

История успеха двух молодых бизнесменов началась год назад, и за это время они завоевали сердца многих клиентов. К праздникам цветы закупают фурами – по 70-80 разных сортов, прямиком из Голландии. В интервью The Mag собеседники рассказали о предпочтениях покупателей и специфике этого яркого бизнеса.

Расскажите, с чего всё началось. Почему решили заняться именно цветами?

Акбар: В цветочном бизнесе я работаю довольно давно, с 2019 года завожу в Узбекистан импортные цветы. Как-то раз, после карантина, мы с Ойбеком решили встретиться и поужинать, каждый из нас рассказал о своём бизнесе. Мы обменялись идеями и решили открыть совместный цветочный магазин.

Ойбек: С лета 2021 года стали искать подходящую для бутика локацию, но так как ничего не нашли, на время эту идею оставили. И только спустя полгода приняли окончательное решение. Я сидел дома и услышал, как отец заказал сразу 10 букетов, а потом еще 20. У нас большая семья, и на 8 Марта он всем дарит цветы – тётям, бабушкам, сёстрам. Тогда понял, что таких клиентов может быть много, и написал Акбару: «Давай, действуем!» И в феврале прошлого года мы открыли свой магазин.

Чем ваш бутик отличается от остальных? У вас есть своя философия?

Акбар: Прежде всего мы заботимся о сервисе и качестве цветов. В магазине вас встретит продавец-консультант, даст каталог, поможет с выбором. Потом флорист выслушает пожелания. Над каждым букетом работают несколько человек. Затем его осматривает управляющий, исправляет, если есть погрешности, и только потом отдаёт клиенту. Мы очень внимательно относимся к деталям. Каждый букет тщательно продумываем.

Ойбек: Кстати, у нас очень опытная команда. Эмиль, главный флорист, работает в этой сфере больше десяти лет. Он поможет с оформлением свадеб, дней рождения и других торжеств, сделает ландшафтный дизайн из живых цветов. Мохир очень талантливый флорист. Трудолюбивая Ойдин, помощница флориста, всегда готова помочь.

А много в Узбекистане хороших флористов?

Ойбек: Эта профессия очень востребована, но хороших специалистов мало. Меня всегда удивляло, когда кто-то жаловался на нехватку рабочих мест. Когда мы открывали бизнес, нам, наоборот, не хватало кадров.

«У нас очень конкурентоспособные цены, одни из самых низких на рынке. Особенно на импортные цветы».

Даже специалиста по SMM еле нашли. Потом поняли, в чём загвоздка: часто люди хотят всё и сразу, но при этом не готовы учиться. В жизни нужно постепенно подниматься по карьерной лестнице. Тебе никто не даст высокую заработную плату в первый год работы. Когда ты развиваешься и повышаешь квалификацию, обязательно найдёшь хорошую/прибыльную работу. Наши флористы, например, получают по 800-2000 долларов, а в праздники – в разы больше.

А когда больше заказов – 14 февраля или 8 Марта?

Акбар: Однозначно 8 Марта. Вообще, в цветочном бизнесе многое зависит от сезона. Зимой, в декабре-январе, продажи букетов снижаются, но растёт спрос на оформление и настольные композиции. Спад продаж мы можем наблюдать и в конце лета, поскольку в этот период люди уезжают в отпуска. Но 8 Марта и 14 февраля всё компенсируют.

Наверное, в такие дни магазин работает круглосуточно?

Акбар: Да, конечно! Честно говоря, мы с 7 февраля нормально не спим, потому что сами на аукционах закупаем цветы из Голландии, сами привозим. Заказы на 8 Марта начинаем принимать за неделю и полностью обрабатываем, чтобы к празднику всё было готово. По другим цветочным тоже поставляем.

Как вам удаётся сохранить баланс между премиум качеством и сдержанными ценами?

Ойбек: У нас цены ниже – потому что работаем без посредников. Это большой плюс. Даже 8 Марта, когда цены во многих салонах растут, у нас они остаются на прежнем уровне или даже понижаются, как сейчас. В честь годовщины Fazo с 11 февраля по 11 марта мы объявили 20-30% скидки на весь ассортимент цветов. Мы хотим расширить клиентскую базу и доказать, что являемся одними из лидеров рынка.

А сколько цветов закупаете к праздникам?

Акбар: На неделю закупаем примерно тонну. Каждый новый завоз – это обычно 70-80 разных сортов, из которых можно собрать обалденный букет.

А песню «Миллион алых роз» знаете? Можно теоретически миллион роз доставить?

Акбар: Почему бы и нет?! Закажете – привезём! Правда, это будет недёшево и не так романтично, как в песне. Например, к 14 февраля и 8 Марта розы мы закупаем фурами. В одной фуре примерно 20 тысяч роз. Можно посчитать, сколько понадобится на миллион.

Вы позиционируете себя как высокий сегмент?

Ойбек: Да, так было задумано изначально, и стараемся держать марку, уделяя особое внимание каждому клиенту и тщательно сортируя цветы.

У вас есть какие-то особые фишки?

Акбар: Их три: сервис, цена и качество. У нас очень конкурентоспособные цены, одни из самых низких на рынке. Особенно на импортные цветы.

Ойбек: Есть ещё интересная задумка с брелоками. Незадолго до открытия магазина я гулял и увидел девушку с букетом, которая собиралась его выбрасывать, потому что завял. Я подумал: не хочу, чтобы у наших букетов была такая судьба: купили, сделали несколько фото – и в мусор. Родилась идея добавлять в композиции фирменные брелоки, которые можно оставлять на память и даже коллекционировать. Кстати, эти брелоки лучше не выбрасывать. Они ещё пригодятся. Зачем – скоро расскажем в наших социальных сетях.

Поделитесь рекордами. Какую самую крупную сумму у вас оставляли за букет?

Акбар: Бывает по 5000 долларов, а однажды почти на 10 000 долларов вышло. Это больше 100 миллионов сумов. Видимо, хотели удивить очень искушённую девушку. А средняя цена варьируется от 200 до 500 долларов. У нас есть VIP-клиентская база, этим заказчикам собираем букеты со скидкой.

А как попасть в вашу VIP-базу?

Ойбек: Доверять и покупать. Когда мы задумывали этот бизнес, держали в голове слоган: главное – не заработать, главное – чтобы клиент вернулся.

А где сейчас больше продаж – с улицы или в диджитале?

Ойбек: 50 % наших покупателей – это молодёжь, которая приходит преимущественно из Instagram и Telegram. Они заказывают недорогие букеты, но берут количеством. А взрослые – качеством, потому что могут позволить себе уже что-то масштабное. То, что касается покупателей из диджитала, – это заслуга нашей команды: отдела продаж, администрации, флористов и особенно SMM-специалиста Артура.

У вас много вазочек, статуэток, парфюма. Хотите, чтобы в салоне были не только цветы?

Акбар: Да, с февраля мы планируем закупать эксклюзивный парфюм. Ещё будут сладости, элитный шоколад. У нас можно приобрести финики из Дубая с орехами и другими начинками. Есть ещё несколько интересных брендов, которые рассматриваем завезти в Ташкент.

А быстро растёт конкуренция в цветочном бизнесе?

Ойбек: Безусловно! Особенно перед праздниками. Рядом с нашим магазином открываются ещё несколько точек, помимо тех, которые уже есть в округе.

И у каждого свой покупатель?

Акбар: Да. Как говорится, всё от Бога, Аллах даёт всем. Хоть десять магазинов откроется – у всех найдутся свои покупатели. Главное – мы делаем своё дело с душой, но весь Узбекистан заманить к себе всё равно не сможем. Впрочем, нам ещё и года нет – посмотрим!

Вам уже удалось выйти на прибыль?

Ойбек: Скажем так: нам исполнился только год 12 февраля, за это время тяжело окупить бизнес, учитывая наши вложения, но и в минус не заходили. В плане финансов всё идёт, как мы и планировали.

«Постоянные покупатели уже знают, что мы работаем с цветами, которые не каждый магазин может себе позволить».

Хотя, когда имеешь дело со скоропортящимся товаром, это очень рискованно.

А много цветов остаются нераспроданными? Что с ними делаете?

Акбар: Да, много. Всё в мусор. Особенно летом: цветы не любят перепадов температур, быстро сохнут. Как-то раз была нехорошая партия, пришлось 300-400 пионов выбросить. Иногда на списание уходит по 25 миллионов сумов в месяц. Но мы никогда не допустим, чтобы в букете был цветок, который завянет через два дня. Это навредит имиджу.

Как долго ваши букеты обычно стоят?

Акбар: Если цветы прибыли сегодня, мы их сегодня же собрали в букет и отправили вам, то простоят неделю. Это минимум – если быстросохнущие цветы. Например, гортензии. А если розы, тюльпаны, то и две недели радовать будут.

Ойбек: Правда, к сожалению, не все клиенты умеют за цветами ухаживать – ставят, например, у батареи, воду не меняют. Вода всегда должна быть холодная! Мы обычно даём памятку, как правильно ухаживать за буктаеми, и специальный раствор, который продлевает им жизнь.

А какие цветы больше всего любят в Узбекистане?

Акбар: Пионы и гортензии – самые любимые. Но по запросу клиента мы можем добыть любой цветок. Даже если в Ташкенте нигде таких нет, привезём за три дня и соберём букет. У наших клиентов хороший вкус. Постоянные покупатели уже знают, что мы работаем с цветами, которые не каждый магазин может себе позволить. Любые цвета и сорта.

Ойбек: Вообще, нам повезло вести бизнес в Узбекистане. У нас по-другому смотрят на цветы. В Европе, например, ценятся монобукеты. Недавно был в России – там тоже мелкие композиции. Наших девчонок такими точно не удивишь: они любят большие, объёмные. На один букет у нас в среднем уходит по 50 цветов. И парни тоже всегда стараются удивлять своих девушек. Это нас вдохновляет – на новые идеи, на творчество и чудеса во флористике.

Последний вопрос: почему бутик назвали Fazo?

Ойбек: Я предложил Акбару это название, так как я вырос на улице Фазо. Можно сказать, мы назвали наш бутик в честь этой улицы.

Акбар: В переводе с узбекского fazo – это космос. Что вам приходит на ум при слове космос? Он притягателен, полон тайн, он воодушевляет и увлекает. Можно часами наслаждаться видами звёздного неба, где каждое небесное тело уникально. Так и у нас – мы стремимся вдохновлять и радовать наших клиентов, создавая уникальные букеты и композиции. В этом кроется своя философия.

Ойбек: В планах расширять и продвигать бренд Fazo, выводя его за рамки цветочного бизнеса. Но это уже совсем другая история (смеется).

Статья подготовлена: Людмила Шугурова
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии