Малика Ахмедова – выдающаяся танцовщица, народная артистка Узбекистана. Удивительная женщина, покорившая нас своим шармом, обаянием и неповторимым стилем танца. Её чарующие глаза и плавные движения рук способны растопить миллионы сердец. В диалоге с легендой мы узнаем о непростой судьбе женщины, которая танцует.

Первые шаги в мир танца

Танцевать я начала в грудном возрасте на руках своих родителей: услышав энергичные мелодии, я начинала ручками выделывать различные движения. Став старше, я солировала на семейных праздниках. Сценой служил стол, моим аккомпаниатором был отец. Он отбивал ритм на мебели, и я начинала танцевать. Стоит отдать должное моим родителям. Они не имели никакого отношения к искусству, были педагогами, но заметив во мне талант, они всячески старались поддерживать меня и развивать. Сестра водила меня на танцевальные кружки во Дворец пионеров имени Ленина, там я занималась с Беллой Арутюновой. Она была наставником многих наших легенд: Фарруха Закирова, Кодыра Муминова, Дилафруз Джабаровой, Кизлархон Дустмухамедовой. Все мы начинали у неё. Тогда же и начались мои первые гастроли. А мне было всего 5 лет. Думаю, в тот момент и определилось моё будущее.

Когда пришло время поступать в школу, мой отец взял меня за руку и повёл в хореографическое училище.

Там я произвела фурор. Сказала, что буду и петь, и танцевать. Я очень любила индийские песни и танцы. Знала весь репертуар из кинофильмов Радж Капура наизусть. Спела и станцевала один из них. Естественно, меня приняли.

Малика Ахмедова

От судьбы не уйдёшь

Как любая ученица хореографического училища, я мечтала быть балериной и танцевать на сцене Большого театра. Я подавала большие надежды: была очень технична, у меня был высокий шаг и прыжок. Но обстоятельства сложились иначе. На выпускных экзаменах приёмная комиссия, председателем которого была великая Галия Измайлова, приняла решение распределить меня в Самаркандский театр оперы и балета. Это было большим ударом для меня. Я решила уйти из мира танца. Поступила в институт иностранных языков на отделение французского языка, окончила курсы гидов-переводчиков. И даже некоторое время работала гидом. Но страстное желание танцевать меня никогда не покидало. Всё-таки, танец – это моя жизнь. Как-то раз, я увидела объявление о наборе в танцевальную группу в эстрадный оркестр Батыра Закирова. На просмотре меня заметил министр культуры и он предопределил моё будущее. Меня направили в Большой театр. Каждое воскресенье в театре проходили мои сольные концерты, которые имели ошеломительный успех.

Я исполнила свою мечту. На протяжении 20 лет я была солисткой ГАБТа имени Алишера Навои.

Признание и любовь народа

За мою карьеру у меня было множество концертов и выступлений. Начались они с самого детства. Среди них было одно выступление, которое навсегда запомнилось, так как именно после него я обрела любовь своего народа. Это был важный правительственный концерт в Большом театре, в программу которого входил и мой сольный номер, к слову, моё первое сольное выступление на сцене этого театра. Это был красивый танец «Таманно» в постановке мэтра Исахара Акилова под аккомпанемент доиры Одыла Камалходжаева. И что удивительно, на театральном комбинате мне сшили костюм, который сильно отличался от стандартов тех времён. Сиреневое, можно сказать, кукольное платье длиной чуть ниже колен, что отличало его от нарядов тех времен (тогда артистки танцевали в длинных платьях в пол), и широкие брючки из сиреневого гипюра. Тот концерт транслировали по телевидению. И знаете, говорят, «любовь с первого взгляда». Увидев то выступление, люди приняли меня и стали узнавать. Меня ведь даже не представляли.

Все говорили: «А это же та девчонка в сиреневых брючках! Здорово станцевала!»

Сквозь тернии к звёздам

Да, могу сказать с уверенностью, что именно то моё выступление принесло мне любовь и признание моего народа. Но это было лишь начало моего пути к успеху.  Впереди меня ждало множество трудностей и испытаний.  Жизнь артиста ведь очень тяжела. Постоянно нужно себя во всем ограничивать, отказываться от одного в пользу другого. И это с самого начала, с момента начала учёбы в хореографическом училище. Ведь нелегко 5 часов подряд танцевать, репетировать, потом занятия, общеобразовательные предметы. Сколько слёз я пролила в танцевальном зале. Я никогда не удостаивалась похвалы моего наставника. И тогда я думала, что дело во мне, в нехватке навыков. Я брала ключи от зала у сторожа, и оттачивала мастерство самостоятельно до ночи. Так было и дальше. Можно сказать, что вся моя жизнь прошла в репетициях, в работе над собой. Личная жизнь всегда была на втором плане. На нее и времени не хватало. Было очень много ситуаций, из-за которых хотелось сдаться, опустить руки. Но мне всегда везло с людьми, которые появлялись в моей жизни и были моими путеводными звёздами. Это Кундуз Миркаримова – величайший балетмейстер, мой первый педагог национального танца; Лариса Иноземцева – режиссер-постановщик многих телепередач и, в частности, моих клипов, и фильма-концерта; Зухра Рахимбабаева, Рано Абдуллаева и, конечно же, мои главные зрители – мои родители. Благодаря поддержке, любви этих людей, и моему упорству, я не сошла со своего пути и добилась всех высот.

Гастроли – жизнь в дороге

Гастролей за мою жизнь было действительно много, так же, как и различных встреч и курьёзных случаев. Так, например, во время гастролей в Марокко вместе с группой «Ялла» ко мне обратилась дочь французского военнослужащего с просьбой поставить ей номер с балетной вариацией: в Париже она должна была участвовать в конкурсе. И знаете, я поставила ей замечательный танец. А ведь с момента окончания училища я и думать забыла о балете. Через некоторое время она прислала мне благодарственное письмо, где написала о том, что с моей балетной вариацией она заняла второе место на том конкурсе. Был очень интересный случай в Италии, на острове Калабрия. Мы выступали в рамках Международного фестиваля. Наша программа была выстроена так, что я начинала шоу, а другая танцовщица завершала. В последний момент наши координаторы решили изменить структуру: я должна была завершить программу. Объяснили это тем, что председатели фестиваля должны покинуть мероприятие рано из-за плотного графика. Я расстроилась. Но, видимо, внутренняя культура не позволила им встать и уйти посреди концерта. И я завершала своим танцем этот фестиваль под бурные аплодисменты и крики «Bellissima» от итальянцев. А в Канаде на концерте неожиданно отключили электричество. Я вышла на сцену и стала напевать мелодию про себя. Получился эдакий танец-пантомима. Зрители были в восторге.

В танце главное – душа

Конечно, мастерство растет в процессе труда. Я, например, очень долго и упорно работала над собой. В идеале, в человеке должен присутствовать и врожденный талант, и трудолюбие. Но должна вам сказать, что всё же главное в танце – это душа. Особое ощущение мира, прекрасного. Вы должны по-особому чувствовать музыку, сами движения, чтоб донести до зрителя все эмоции и переживания, которые вложены в танец. Например, наш красивейший танец Тановар — «тан» — душа, «овар» — волнения. Это танец, который должен передавать все душевные волнения, переживания женщины. В нём помимо движений рук, ног, различных слияний важно передать всё душой, глазами. Нужно суметь дотанцевать, допеть мелодию душой. Помню, был очень интересный случай во время гастролей в Японии. Это были длительные гастроли – целый месяц мы были там. Я безумно скучала по семье, по своей дочурке Хадиче.

Малика Ахмедова

Я вышла на сцену, и всю свою боль и волнения «протанцевала» в своём Тановаре. Я плакала, как и японки, сидевшие на первых рядах. Это и есть магия танца

они не знали ни значения слов песни, ни смысла движений, но чувствовали и прониклись моими волнениями.

Тандем мамы и дочери

Я никогда не хотела отдавать Хадичу в мир танца или, как это говорят сегодня, в шоу-бизнес. Это очень жестокий и сложный мир. А своим детям мы ведь всегда желаем лучшего. Поэтому, с детства я отдала ее в английскую школу. Всегда видела ее банкиром. Она окончила институт Востоковедения, отделение МЭО, и стала банкиром. Работала некоторое время в Национальном банке, а потом целых 11 лет в представительстве французского банка Societe Generale, и даже была главой этого представительства. Можно сказать, она воплотила мою мечту. Но потом снова вмешалась судьба. В 2008 году случился мировой кризис, банк закрыл свои представительства в 20 странах, куда вошёл и Узбекистан. Хадича стала понемногу помогать мне в моей школе танцев, и сама не заметила, как втянулась в это дело. Сейчас уже на протяжении многих лет у нас с ней такой семейно-творческий тандем. Мы разработали особую методику преподавания. Проводим своего рода танцевальные тренинги в нашей школе танцев. Он состоит из 4 уроков. За это время мы полностью разучиваем один танец от «а» до «я». А особенность методики заключается в том, что Хадича целый час занимается с нашими учениками, оттачивает каждое движение, шаги, можно сказать, даёт им теорию, а следующий час у них уже практика со мной. Мы включаем музыку, танцуем и «проживаем» танец. Так что, да, можно сказать, что танец стал не только моей жизнью, но и жизнью моей дочери. И я очень этим горжусь.

Талантливый человек – талантлив во всем

За время моей карьеры мне поступало множество различных предложений. Я снялась в двух кинофильмах: «Ты не сирота» и «Баллада о белогривой». Предлагали и петь, но я всегда отказывалась. Говорила: «Нет-нет, я только танцевать хочу. Танец – это моя жизнь». За свою карьеру я была и актрисой, и певицей, и наставником, и даже президентом благотворительного фонда Малики Ахмедовой. Когда не стало моих родителей, я решила закончить карьеру и уйти с большой сцены. Я ведь говорила, что они были моими главными зрителями, опорой и поддержкой, и без них я не видела смысла выступать дальше. Я создала свою собственную школу танцев, где учила девочек танцам. Потом создали благотворительный фонд. С моими ученицами мы ездили по детским домам, домам инвалидов, и давали концерты. Да, может, я не могла перечислять миллионы, помогать материально, но я дарила детям радость и праздник, а это многого стоит. Тогда же родилась мечта открыть школу благородных девиц. Место, где любая девочка может получить все необходимые для нее знания. И что-то подобное мы открыли. У нас преподавались иностранные языки, этика, эстетика, гигиена, танцы. Но то были тяжелые времена. Поэтому, эта мечта пока не осуществлена до конца. Над ней я всё еще работаю. А сейчас меня назначили председателем ассоциации «Устоз ва шогирт».

 «Мой стиль – это быть собой на сцене и в жизни»

Мне никогда не шёл яркий, броский макияж, поэтому я всегда старалась избегать его на сцене и в повседневной жизни. Моей слабостью были мои костюмы, которые мы с мамой шили сами дома. Моя сестра вышла замуж за дипломата, они жили в арабских странах. Она всегда привозила мне разнообразные, красивейшие ткани, которых не было у нас. Все эти ткани шли на пошив моих сценических костюмов. Поэтому мои платья сильно отличались от нарядов других танцовщиц, им костюмы шил театральный комбинат. А что касается модных тенденций, да, конечно я слежу. Люблю выглядеть модно и стильно. Тем более, когда рядом со мной такой цензор, как моя дочь. Очень любим посещать различные модные показы. Недавно были на Tashkent Fashion Week 2017. Очень понравилась коллекция “Mursak”.

О жизненных приоритетах

Со временем человек меняет свои взгляды и отношение ко многому. Опыт, так же, как гибкость и мудрость приходят с годами. Раньше, по молодости, я была очень категорична, прямолинейна, всегда говорила то, что думала, не задумываясь о последствиях. В своё время очень многие обращались ко мне с просьбой выступить с танцем на свадебных торжествах. Это могли быть и мои друзья, и высокопоставленные чиновники. Но я всегда отказывалась, аргументируя это тем, что я была рождена для большой сцены, для искусства, а танцы на торжествах, когда все едят – это неуважение к искусству и творчеству. Только сейчас я понимаю, что это часть наших традиций, которые стоят уважения. Поэтому, сейчас я могу сказать, что пересмотрела многие свои правила жизни. Основные из них: это не конфликтовать, уважать, дарить людям добро, делать их счастливыми с помощью танца, и радоваться каждому дню.

Секрет успеха Малики Ахмедовой

Упорство, трудолюбие, настырность, целеустремленность, напористость. Я старалась никогда не останавливаться на достигнутом, всегда развивалась и буквально впитывала в себя что-то новое. Старалась работать с разными балетмейстерами, чтоб почерпнуть их знания и стиль. Среди них были: Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Кундуз Миркаримова и многие другие. На гастролях наблюдала за танцовщицами и мастерами из зарубежных стран, обменивалась с ними опытом. Поэтому, могу с точностью сказать, что обладаю своим собственным стилем в танце. И все номера, поставленные мною на сегодняшний день, уникальны и неповторимы, так как все движения родились у меня внутри.

Малика Ахмедова

Пожелания будущему поколению артистов

Пожелать легко, исполнить – куда сложнее. К сожалению, мы утратили любовь и уважение к нашей культуре и искусству. Молодежь с большим желанием пойдет на современный танец, арабский, а ведь наши танцы – они намного красивее и чувственнее. Я нигде не видела воплощения такой красоты в одном танце: Лязги, Тановар, Муножад. Ни японские, ни арабские танцы не сравнятся с ними. Поэтому мы просто обязаны взрастить в молодых любовь и уважение к нашей культуре. Искусство так же, как любая другая сфера деятельности, нуждается в прогрессе. Нужно совершенствовать то, что мы имеем.

А молодым могу пожелать только одно: не монетизировать искусство, вкладывайте больше души в то, что вы делаете.

 

Статья подготовлена: Сожида Ибрагимова
Фото: Нана Хан
Стилист:
Использованы:
Источник:
← Нажми «Нравится», чтобы читать нас в Facebook
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии