Выдающийся деятель искусств, народный артист Узбекистана, лауреат многих международных фестивалей и конкурсов, художественный руководитель симфонического оркестра имени Батыра Закирова, наставник. Список достижений этого человека можно продолжать вечно. Мансур Ташматов – голос, волнующий сердца и призывающий к миру и добру.
Мой путь
Мой путь начался с самого детства. Я родился в музыкальной семье. Наверное, это всё-таки повлияло на мой выбор. В детстве пение для меня было баловством. Я любил пародировать, изображать различных исполнителей, которые были популярны в то время. Например, Робертино Лоретти, я был юн и тембрально мог воспроизвести его голос и песни. Но помимо пения у меня было еще одно очень серьезное увлечение – автомоделирование. Я ходил в кружок, где мы создавали миниатюрные модели-копии известных машин, которые разгонялись до скорости оригинала. Я даже был чемпионом Узбекистана по этому виду спорта. Но всё же все пророчили мне в будущем быть артистом, объясняя это тем, что мой дар нужно развивать. И я выбрал музыку. После окончания 10 класса я пошёл по стопам своего старшего брата Мухсина Ганиева и поступил в Театральный институт на отделение драматического пения.
С профессиональной стороны, могу сказать, что именно в институте я начал делать свои первые шаги на «большой арене». В студенческие годы меня даже приглашали в группу «Ялла», и некоторое время я был у них солистом. Было это при Евгении Ширяеве. Я совмещал учёбу с работой в «Узбекконцерте», тогда же был организован ансамбль «Синтез», который далее был переименован в группу «Наво». Мы выступали на различных вечерах, сочиняли песни. Потом я участвовал на всесоюзном телевизионном конкурсе «С песней по жизни», в рамках которого я впервые исполнил песню «Русские берёзы», впоследствии ставшей хитом.
Испытание славой
Конкурс «С песней по жизни» был для меня хорошей школой. Я уехал в Москву никому не известным парнем с Рабочего городка, а вернулся популярным артистом.
Тогда я понял, что такое «медные трубы». Можно сказать, что слава буквально «обрушилась» на меня. На улицах каждый день, любой человек мог подойти ко мне с восторженными комплиментами. И это было чертовски приятно. Это и был старт моего пути к успеху. Меня стали приглашать на телевидение, отправляли представлять страну на различные конкурсы, среди них был и конкурс «Золотой Орфей». Помню, мои однокурсники очень ревностно относились, и часто выражали своё недовольство.
В то время, когда они сдавали зачёты и экзамены, я мог на месяц уехать в Москву на очередной конкурс или фестиваль. Но как ни странно, «звёздная болезнь» обошла меня стороной. Это было благодаря моим друзьям, которые своими всяческими шутками спускали меня с небес на Землю. Но могу вам точно сказать, что, если бы на тот момент я остался один, я мог бы серьёзно «зазвездиться», поменять своё отношение к себе и окружающим, но благодаря моему окружению, я остался собой.
О кумирах
В моё время, впрочем, как и сегодня, не было школы современного вокала, никаких методик эстрадного исполнения песен. Поэтому все старались учиться на песнях своих кумиров. Я был не исключением. Всегда старался находить для себя настоящих кумиров. Экспериментировал с разными направлениями, стилями и жанрами. Мне повезло жить во времена, когда мировая сцена была богата легендарными исполнителями. Появлялись новые веяния, течения, звучания.
Я старался всегда держать руку на пульсе, брать лучшее от лучших.
Разные времена порождали разных кумиров. В 70-е это были: Tom Jones, Stevie Wonder, Engelbert Humperdinck, Elton John. Далее в мою жизнь ворвалась, так называемая, «чёрная» музыка – Rock soul вместе с “Jackson’s 5”. Было много и других кумиров. И в процессе моих «подражаний» я познавал навыки популярного пения, эстрадного искусства и получил свой собственный стиль. Помню, в студенческие годы с друзьями мы организовали самодеятельную группу, выступали на творческих вечерах института. Пели современные на тот момент песни разных зарубежных исполнителей. Это Jimi Hendrix, Deep Purple, Led Zeppelin и других представителей хард-рока. Это были весёлые времена. Рок в то время свирепствовал не по-детски в Ташкенте. Мы жили в ногу со временем. А сегодня я люблю слушать Gospel music. Очень нравятся ярчайшие его представители Fred Hammond, Kirk Franklin – это обладатели шикарнейших голосов, но, к сожалению, они не так востребованы и популярны среди молодежи.
Династия
Мой отец – народный артист Узбекистана Ганижон Ташматов – никогда не переставал меня удивлять. В семье нас было семеро – шесть мальчиков и одна девочка. Но только меня по его настоянию отдали в музыкальную школу по классу скрипки. А я был сорванцом, любил бегать, гонять в футбол – неусидчивым был. Даже ломал смычки, чтоб не идти на занятия, но приходилось. Несмотря на все мои сопротивления, как ни странно, у меня получалось. Видимо, это гены. Дальше я пошёл своей дорогой. Меня всегда больше интересовала западная музыка, а ведь мой отец был представителем узбекской фольклорной музыки, но он не стал сопротивляться, а наоборот, всячески поддерживал мои начинания. За это я очень благодарен ему.
Конечно, поначалу у нас были небольшие разногласия, но они быстро сошли на нет, так как папа не навязывал мне свои идеи, и ему было самому интересно наблюдать за мной, к чему приведут мои эксперименты. Как-то раз я подслушал одно из его интервью, где на вопрос о том, помогает ли он мне в моём творчестве, даёт ли определенную поддержку, он ответил очень мудро: «Стена, которая строится с любой подпоркой, рухнет гораздо быстрее, чем любая кривая стена. Поэтому, нет, я не помогаю. Он выбрал свой путь, и сам достигает своих высот». Но,
конечно, то, что в моей жизни был такой человек как мой отец, было для меня лучше любой серьезной школы и критики.
Эту политику я принял за основу при воспитании своих дочек. Меня часто спрашивают, хотел ли, чтоб мои дети пошли по моим стопам. Обе мои дочери обладают хорошими вокальными способностями, очень ритмичны. Но я никогда не хотел навязывать им свою профессию. В мир искусства нужно идти осознанно, только по собственному огромному желанию и с четким пониманием того, что нужно трудиться, порой, забывая о многих других вещах, в том числе и о личной жизни. Поэтому, я дал своим дочерям свободу, и они пошли своим путём.
Наставник и руководитель
Я никогда не давал себе оценок или характеристик о том, какой я руководитель, наставник, отец, муж, человек. Но окружающие меня люди, считают меня перфекционистом, человеком строгих правил. Что касается меня, как наставника, да, у меня есть определенные правила, девизы, по которым я следую в своей преподавательской деятельности. Один из них – это: «Я анализирую». Когда ко мне приводят кандидата в ученики, я тщательно анализирую его: все его возможности, таланты и ставлю свой диагноз – стоит ли продолжать развиваться в данной сфере или же лучше заняться чем-то другим, пока не поздно. Я не скрываю правды.
Я фанат своей профессии, и я должен увидеть эту искру, эту сумасшедшую любовь и преданность в глазах своих учеников. Если я нахожу среди кандидатов достойных и талантливых, то иду с ними до конца, даю всё, что могу дать, помогаю, поддерживаю. Во мне просыпается отцовская забота к ним, и я принимаю участие во всех жизненно и профессионально важных для них событиях. Веду их. Для меня большая радость наблюдать за всеми успехами своих учеников. Очень горжусь тем, что они не раз становились лауреатами всевозможных конкурсов.
Как руководитель, я очень лояльный и демократичный. Не могу сказать, что я оголтелый администратор, ведь должность моя несет в себе немного другой посыл, я – художественный руководитель. Стараюсь быть справедливым, поддерживать дружную атмосферу в коллективе, дисциплину – для меня это очень важно. Для меня во всем важна отдача, поэтому я окружаю себя добрыми людьми. Ведь наш оркестр джазовый, а джаз несет в себе добро и тепло. И я считаю, что только человек с доброй и чистой душой может передать всё таинство этой музыки зрителю.
А вообще, не люблю я слов «ученик» или «подчиненный» – для меня они – мои коллеги.
Качества истинного артиста
Для меня профессия артиста священна. Я сравниваю нас с врачами, с хирургами. Когда артист выходит на сцену, он берет на себя огромную ответственность за тех, кто пришёл на его выступление. Так же, как и врачи отвечают за жизнь и здоровье человека, мы в ответе за его внутренний мир – идеологию, мировоззрение, мироощущение. Поэтому артист помимо таланта должен обладать широким интеллектом. Не зря про нас говорят: «Артисты – инженеры сердец». Работа артиста требует скрупулёзной работы над собой и самоотверженной подготовки. Человек, посвящающий свою жизнь искусству, должен прочесть не одну сотню книг, должен обладать такими качествами, чувствами, которыми возможно не обладает половина зала тех, кто пришёл на его выступление.
Для того чтобы выйти на сцену, человек в первую очередь должен быть грамотным, «давать» зрителю правильную информацию. Его творчество должно доносить до зрителя добро, любовь, красоту, это должно носить созидательный характер, иначе этот контакт теряется и обесценивается. Люди ведь приходят на наши концерты для того, чтоб отвлечься от суеты, от каких-то проблем, дрязг. Они хотят наполнить себя положительными эмоциями, информацией. Поэтому, уверенно могу сказать, что качеств, которыми должен обладать истинный артист, очень много. Это как кофе, на вкус которого влияет множество факторов: происхождение зёрен, процесс транспортировки, уровень влажности, температура воды, навыки бариста и так далее. В искусстве этих факторов куда больше. Но лично для меня в артисте главное – это интеллект, его знания, навыки, отношение к жизни, трудолюбие и упорство.
В ритме джаза
Джаз – это очень тёплый жанр. В нём есть импровизация, поэтому в джазе может раскрыться любой исполнитель, который ранее преуспел в других направлениях музыки. Говорят, что джаз – это музыка для взрослых, и я с этим согласен. Только человек с большим музыкальным и вокальным опытом может понять его. Джаз – очень удивительный и уникальный жанр. Уникальность его заключается в том, что он одновременно легкий и сложный. Легкий он потому, что любое джазовое произведение состоит из классических джазовых квадратов, которые гармонически повторяются. А сложность его проявляется в том, что в этих квадратах нужно импровизировать и выдавать в ней свои мысли. Отсутствие мысли в мелодии сразу замечается истинными ценителями джаза, и уровень музыканта становится очевидным. За это я и люблю его. Тут нет любителей или тех, кто, проходя мимо, решил заглянуть. Тут всё намного серьезнее.
Моему приходу в этот жанр предшествовало знакомство с великим Фрэнком Синатрой. В это время я как раз стал худруком оркестра. Мне очень повезло, что с моими коллегами мы сошлись в интересах. Как говорится, звёзды сошлись. Начали вместе экспериментировать, пробовать разные жанры, стили, звучания, и в конечном итоге, пришли к формату биг-бэнда. Мы принимаем участие на различных конкурсах, выступаем на джаз-концертах. Лично для меня большим достижением является Международный фестиваль джаза, который проводится в Ташкенте под кураторством «ЮНЕСКО». Вот уже 4 года на этот фестиваль приезжают исполнители с разных стран и городов мира, и в течение месяца мы живём джазом. Наш оркестр играет ключевую роль в этом фестивале. А сейчас я работаю над тем, чтобы это мероприятие обрело большую популярность среди простых жителей, и приобрело статус традиционного для Узбекистана.
Как я говорил ранее, в джазе нет случайных прохожих. Его надо любить, им нужно жить. Я уже не говорю о трудолюбии и упорстве.
Моё увлечение джазом привело меня к тому, что я вместе с нашим оркестром выступал в Пентагоне, куда меня пригласил бывший министр обороны США Уильям Перри, который в своё время был ближайшим другом Фрэнка Синатры.
Получить оценку моего творчества от ближайшего окружения легенды, я считаю – это признание.
Волшебство сцены
Несмотря, на то, что я не являюсь консерватором, в своих выступлениях я стараюсь минимизировать присутствие различных спецэффектов и других элементов яркого шоу. Залогом успеха любого выступления в первую очередь является сам артист, его музыка, его внутренний мир, которым он делится со зрителем. В моём жанре всё по-настоящему: всё делается естественно, живыми голосами без всяческих примочек и других технических вмешательств, даже музыкальные инструменты – мы пропагандируем только живое звучание. То есть артист выходит на сцену со своим большим миром, и его задача сделать так, чтоб каждый зритель потянулся в этот мир, был там желанным гостем. Это очень увлекает зрителя, он начинает проживать с артистом этот момент здесь и сейчас. Это самое интересное в живых выступлениях.
Для меня сцена – она волшебница. Я начинаю жить на сцене в прямом смысле этого слова. Каждое свое выступление, а это в среднем 4 минуты, я проживаю полжизни. Передаю зрителю все свои чувства, опыт, эмоции. Я против разных модных выражений таких, как, например, «взять публику», «брать публику». Это априори неправильное, неблагодарное отношение к тем, кто пришёл к тебе. Артист наоборот должен отдавать зрителю всего себя. Только так можно обрести этот контакт со зрителем. Это гипнотический момент, во время которого получают удовольствие и сам артист, и его публика. Я считаю, в этом и заключается «волшебство» сцены и искусства.
Сила искусства
Было много моментов, когда я мог сорваться и уйти. Творческий мир очень сложен и переменчив. Взять хотя бы 90-е. Тогда людям было не до искусства, каждый выживал, как мог. Знаю многих артистов, которым приходилось торговать на рынках, чтоб заработать, прокормить семью. Музыка была дорогим удовольствием в те времена. Но я благодарен судьбе и горжусь собой, что даже тогда я не сошёл со своего пути. Я продолжал петь, развиваться, открывать для себя что-то новое. Любое время и событие даются нам не просто так. Нужно всегда учиться, черпать опыт, искать вдохновение, не останавливаться на достигнутом. В этом и есть сила искусства.
Музыка, призывающая к миру
Я считаю, что песня – это главное оружие мира. Любой фестиваль или конкурс создан в первую очередь для того, чтобы объединить людей, напомнить о главном – о том, что все трудности и невзгоды можно преодолеть с помощью мира, созидания, любви и дружбы. Мы сочиняем музыку во благо мира, чтобы поднять настроение, подчеркнуть созидание и вызвать в зрителе только положительные и позитивные мысли. Мы делимся добром и любовью, и напоминаем людям, что чудо возможно, лучшее впереди, а мир начинается с человека.
Пожелания будущему поколению артистов
Прежде, чем начать занятия со своими учениками, я всегда спрашиваю, что они читают. Я всегда им настоятельно рекомендую больше читать, узнавать, учиться. Книги, прочитанные нами в молодости, влияют на наше поведение в будущем. Я вырос на французских романах, и до сих пор, когда женщина подаёт мне руку, я её целую. А молодость дана нам для того, чтобы получать информацию, потом уже не будет на это время. Вы будете заняты другими вещами. Поэтому я желаю будущему поколению больше читать, ставить правильные цели и стремиться к ним, несмотря ни на что, не боясь ничего, находить правильных кумиров, жить по правилам и никогда не переступая их, быть в постоянном процессе саморазвития, самосовершенствования.
Читайте также:
- «Рустам Сагдуллаев: «Бой видел. Всё видел!»». Заслуженный артист Узбекистана, творчество которого признано далеко за пределами нашей Родины. Его искромётные роли запомнились и полюбились всем нам с самого детства. Он заряжает своей энергией, оптимизмом и любовью к жизни всех окружающих. Актёр, сценарист, режиссёр, продюсер, любящий муж, отец и дедушка – Рустам Сагдуллаев поведает нам о киноиндустрии, мире и жизни.
- «Гули Хамраева: секрет успеха в добросовестности». Артистка балета и педагог, дочь известного народного артиста СССР Раззака Хамраева — Гули Хамраева. Интересное интервью с примой балета — обворожительной женщиной и прекрасным человеком.