В 2004 году на канале Discovery было показано многомесячное мотопутешествие двоих британцев — Эвана Макгрегора и Чарли Бурмана. Вместе со съемочной группой они совершили кругосветное путешествие и вернулись домой. После этого Эван Макгрегор вернулся к актёрской карьере, снявшись в том числе в роли Джедая в «Звёздных войнах».

Мотопутешественники без границ

 

То самое телешоу изменило мир для многих людей. Благодаря этому проекту стало понятно, что все дороги открыты и безопасны и многие мотоциклисты решили тоже отправиться в кругосветку.

В Узбекистане также было снято небольшое телешоу о мотопутешествии из Ташкента в Самарканд и обратно, но, конечно же, это не идет ни в какое сравнение с настоящим кругосветным путешествием. Так же как и в британском телешоу, в узбекском аналоге было 2 мотоциклиста — Эрнест Куртвелиев и Саид Туляганов. В настоящее время идет планирование более масштабного мотопутешествия, которое будет осуществлено в 2019 году.

К счастью, в мире много мотоциклистов, чьи маршруты пролегают в том числе и через нашу страну. Нам повезло встретить в Ташкенте двоих мотопутешественников из Германии, путешествующих по Евразии — их вдохновило именно телешоу «Долгим путем вокруг света».


Йенс Хельстрём Мотопутешественники без границ

36 лет, Германия

механик, сертифицированный инженер-программист, мотопутешественник

Вот уже 10 лет я каждый год совершаю мотопутешествия; обычно я использую для этого все свои отпуска. Мое первое путешествие длилось всего 10 дней — из Германии в Италию и обратно. Потом было путешествие длиной в 2 недели, потом в 3, в 4 недели — и так каждый год мои путешествия становились все длиннее и дальше. С самого начала во всех моих путешествиях меня сопровождает мой компаньон и друг детства — Андре.

Вы всегда ездите вместе или же путешествуете и поодиночке?

Я люблю мотопутешествия, потому что их легко совершать. 10 лет назад, вернувшись из первой поездки, я убедил Андре попробовать присоединиться к моему досугу. Я сказал ему, что это даст новый опыт и наполнит жизнь приключениями; он купил себе мотоцикл и с тех самых пор мы всегда отправляемся в путь вместе.

Первый мотоцикл

Моим первым мотоциклом была маленькая Honda CB400 с мотором всего 400 кубов. Ну а сейчас мы едем на одинаковых эндуро-мотоциклах Yamaha на 800 кубов.

Мотопутешественники без границ

Расскажите о нынешнем путешествии. Когда оно началось и где закончится?

Идея этого путешествия родилась тогда, когда в прошлых путешествиях мы очень стремились к финишной точке и у нас не было достаточно времени, чтобы общаться с людьми из других культур. Например, когда мы были в Монголии, мы встречали там интересных людей, с которыми нам нравилось общаться — но нам нужно было ехать дальше и времени на общение у нас попросту не было.

Полтора года назад мы задумались о путешествии, которое не было бы ограничено по времени и не ставило бы перед нами цель поскорее добраться до финишной точки нашего маршрута. Мы думали о том, чтобы доехать до Тайланда; маршруты и дороги мы совершенно не планировали, да и вообще решились на это путешествие с девизом «Нет дедлайна — нет стресса».

Обычно у всех путешественников все четко расписано — есть билеты и сроки; у нас же не было абсолютно никакого плана. В нынешнем путешествии мы проехали Чехию, Украину, Россию, заехали к друзьям в Крым. Потом мы проехали Грузию и вернулись в Россию; проехав Чечню и Дагестан, прибыли в Казахстан. Проехав весь Казахстан и Кыргызстан, мы въехали в Таджикистан, проехали по Памирскому тракту — и вот мы оказались в Узбекистане.

Что вас вдохновляет?

Вообще, в Германии есть несколько известных путешественников, которых знает весь мир. Хотя, когда я только начинал путешествовать, я ни с кого из них не брал пример. Но несколько лет назад после просмотра репортажа о кругосветном мотопутешествии Эвана Макгрегора и Чарли Бурмана я подумал, что мне это интересно. Больше всего меня впечатлила Монголия; я захотел побывать там.

Но в моем путешествии в Монголию мы слишком спешили и в целом оно оказалось совсем не таким, как в телешоу. Нам-то все нужно было делать самим, у нас не было группы поддержки и именно все бюрократические вопросы с оформлением документов и виз отбирали у нас драгоценное время самого мотопутешествия.

Люди были очень добры и гостеприимны, хотя быт в Горном Бадахшане очень простой и примитивный — но это можно сказать в целом о жизни в Таджикистане.

Мотопутешественники без границ

Кто ваш герой?

Лично для меня герой — это Тед Саймон. В 1976 году он за 4 года объехал на старом Триумфе весь мир и спустя 30 лет повторил свое путешествие, которое на этот раз заняло уже 2,5 года. Он написал две книги о том, как изменился мир за эти 30 лет. Читая его, понимаешь, что нужно узнавать мир сейчас — ведь 20 лет спустя это будет уже совсем другой мир. Ну а совершить путешествие в 1976 году, когда было с визами и картами все было гораздо сложнее — это действительно героический поступок.

Что больше всего поражает в ваших путешествиях?

Разница в укладе жизни людей в разных регионах. Как бы банально это не звучало, но даже такие обычные вещи, как горячая вода, туалет и душ, например, в Сонкуле в Киргизии — вещи неслыханные. Есть юрты, канистра с водой и кумыс. Люди там сами делают кислое молоко, масло — так и живут. Для меня это было очень необычно, так как я понял, что можно жить не только без всяких дорогих элитных удобств, но даже без элементарных. И теперь я совершенно иначе думаю о том, нужно ли мне что-то — или же это излишество, без которого я вполне смогу обойтись.

Почему уровень жизни в Центральной Азии так сильно уступает уровню жизни в Европе?

Я думаю, нужно вкладываться в свою страну и развивать ее. Начинать надо с дорог, с открытых границ и торговли. Но тут этого нет, все сложно и долго. Развивать страну, когда в ней отсталая инфраструктура, очень сложно. Например, чтобы проехать 900 км из одного края Германии в другой, хватит 8 часов, но тут все иначе. В этом плане в Европе очень сильно развиты такие страны, как Франция, Германия, Австрия и Швейцария.

Еще 30 лет назад Германия была разделена на две части. После падения Берлинской стены и объединения Германии уровень жизни в бывшем ГДР такой же, как и в ФРГ?

Я думаю, проблема в том, что немецкие компании все еще не хотят строить свои предприятия на востоке Германии.

Мотопутешественники без границ

Вас ждут дома жены и дети?

В этом отношении нам просто — мы не женаты и у нас нет детей. Но у нас есть родители, которые нас ждут.

Встречали ли вы в пути девушек и получилось ли завязать с ними общение?

Бытует миф, что всем нравятся путешественники из Европы, особенно девушкам; но за 10 лет я убедился, что это неправда. Видимо, есть большая разница в ментальности. Например, когда в восточной стране я приветствую незнакомца, чаще всего меня приветствуют в ответ и спрашивают, откуда мы и куда едем. Но если приветствуешь девушку, обычно они смотрят в пол и убегают.

Каким своим достижением вы гордитесь?

У меня 2 достижения. Первое — это профессия. Я получил высшее образование — три года назад я перестал быть механиком и стал программистом. А второе — в этом году я оставил работу своей мечты ради этого мотопутешествия без границ. Потому что я понял, что если я не совершу это путешествие сейчас, другого шанса уже не будет. И вот я в Ташкенте!

Мотопутешественники без границ

Ваш совет молодым узбекским путешественникам?

Прежде всего начните путешествовать по своей стране; постепенно вы начнете осваивать и другие страны. Мы пропустили этот этап; не исследовав Германию, мы начали ездить по другим континентам. Но начинать надо было с малого и мне порой стыдно, что я знаю родину хуже, чем другие страны.


Андре БаумМотопутешественники без границ

40 лет, Германия

механик, мотопутешественник

Мне 40 лет; для немцев это особенный возраст. Я работаю механиком в городе Деттензее в 40 километрах от Штутгарта. В своей профессии я уже более 20 лет, с самого окончания школы. И хотя иногда я недолго работал оператором спецтехники на стройках, в целом, я всегда оставался механиком. Последние 10 лет я работаю в компании Порш Рексхот, в сфере ремонта машин. Мотопутешествия вошли в мою жизнь 10 лет назад, одновременно с Йенсом.

Вы всегда ездите вместе или же путешествуете и поодиночке?

Многие путешественники предпочитают одиночные путешествия, но я считаю, что путешествовать вдвоем лучше, чем быть одному. Если что-то происходит, важно, что рядом есть друг, который может помочь. Я думаю, если в путешествии будет больше двух людей, находить место для ночевок будет уже намного сложнее; да и вообще всяких проблем намного больше, когда путешествует большая компания. Два человека и два мотоцикла — вот лучшая формула хорошего мотопутешествия.

Первый мотоцикл

Моим первым мотоциклом был BMW 100PD GS с объемом двигателя 1000 кубов; я проехал на нем много километров. Так что сейчас у меня даже более маленький мотоцикл, чем первый (800 кубов).

Расскажите о нынешнем путешествии. Когда оно началось и где закончится?

Мы уже 10 дней в Ташкенте и пока что не встретили никаких проблем, хотя в прошлых путешествиях такие длинные остановки были невозможны — нам надо было возвращаться домой. Все наши путешествия начинаются дома, в Германии, а потом мы всегда возвращаемся обратно. Мы стартовали в мае 2018 года из Германии и за 5 месяцев пути проехали уже 20 000 км.

Мотопутешественники без границ

Проехать Памирский тракт было нашей мечтой — и мы ее недавно реализовали. Мы ехали по дорогам, находящимся на высоте более 4 000 метров над уровнем моря, а вокруг возвышались горы высотой больше 7 000 м — и это было грандиозно! Несмотря на то, что там было опасно, а в новостях говорили об убийстве велотуристов около Душанбе, мы не чувствовали дискомфорта.

Что вас вдохновляет?

Лично меня вдохновляет идея путешествия без временных границ. Мы так много всего пропустили в прошлых поездках! Осознание того, что мы уже никогда не вернемся туда, сильно меня расстраивает.

Кто ваш герой?

Несколько лет назад мой брат подарил мне книгу Теда Саймона, в которой он объяснял, почему мотопутешествия — это лучшая вещь; все это очень близко мне. Но мой герой — это Рудигор Нейборг, он проехал весь мир, показывая, как можно выжить в любых условиях.

Что больше всего поражает в ваших путешествиях?

В детстве, мой прадед рассказывал о том, как у нас в семье было две коровы, кормившие всю семью. И вот, много лет спустя, в своих путешествиях по Азии я, глядя на быт тех или иных мест, вижу, как именно жили мои предки в далеком прошлом. Второе открытие для меня — это то, что в новостях всю информацию искажают. В реальной жизни очень много вещей отличаются от того, что мы слышим и видим в новостях.

Мотопутешественники без границ

Почему уровень жизни в Центральной Азии так сильно уступает уровню жизни в Европе?

Я думаю, что наиболее развиты Швеция и Норвегия, но там живет меньше людей и проще все организовать. В Германии сейчас много беженцев; в нашей деревне их нет, но есть в соседней деревне. Там на 3 000 жителей приходится около 30 беженцев и их пытаются интегрировать, обучают немецкому языку. Сложнее, когда беженцев тысячи — они создают гетто и не хотят интегрироваться в немецкое общество.

Еще 30 лет назад Германия была разделена на две части. После падения Берлинской стены и объединения Германии уровень жизни в бывшем ГДР такой же, как и в ФРГ?

Уровень жизни уже практически одинаковый, но есть разница в доходах людей. Я думаю, за несколько лет все выровняется. Но к переселенцам из СНГ, которые живут на пособие, есть неприязнь. Люди иногда считают их русскими, а в России их считают немцами — в итоге они везде чужие.

Встречали ли вы в пути девушек и получилось ли завязать с ними общение?

Встречал, но общения не получилось. Может, это скромность или языковой барьер. Но я, например, открыт к общению и был бы рад встретить свою будущую жену в путешествии.

Мотопутешественники без границ

Каким своим достижением вы гордитесь?

Для меня это путешествие — самое главное достижение; и сейчас я живу в нем и думаю, что оно продлится больше года.

Ваш совет молодым узбекским путешественникам?

Самое главное — путешествуйте. Не думайте, не планируйте, а путешествуйте.

Статья подготовлена: Саид Туляганов
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии