Первым важнейшим шагом республики в достижении устойчивой защиты детей было утверждение Конвенции, которую Узбекистан принял, «признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах».

Документ приняли практически все страны мира, и, что показательно, Узбекистан сделал это 9 декабря 1992 года, уже на следующий день после утверждения Конституции, что показывает, насколько важны вопросы детства в политике государства.

По данным Государственного комитета Узбекистана по статистике, общее количество несовершеннолетних детей в возрасте составляет 12.6 млн детей, из которых:

  • сирот — 64 140;
  • с инвалидностью — 120 379.

Глава ЮНИСЕФ в Узбекистане не ограничился простым рассказом о проделанной работе. Он затронул глобальные темы, определил сильные стороны нашей республики, привел примеры категорий детей в зависимости от правового статуса.

Детей нельзя исключать из демократических процессов. Для этого существует ряд тематических планов действий, принимаются законодательные и практические инициативы, например, «Местное управление, дружественное детям и молодежи», во исполнение которой ЮНИСЕФ, Агентство по делам молодежи и Общенациональное движение «Юксалиш» подписали меморандум о сотрудничестве с хокимиятами 6 городов. Целью документа является предоставление юношам и девушкам возможности участвовать в жизни своих сообществ.

Многие постсоветские республики переняли систему помещения детей в учреждения интернатного типа, которые ограничивают их права и свободы, а также пагубно влияют на их развитие. Один из важнейших шагов, предпринятых правительством Узбекистана — решение об ускорении процесса деинституционализации.

Сегодня ЮНИСЕФ имеет возможность оказывать техническую поддержку при подготовке работников. В верховном суде, академии генеральной прокуратуры и МВД внедряется система отбора на этапе назначения на должность. Также предусматривается прохождение сотрудниками базовых курсов работы с детьми и семьями. Были организованы курсы этики обращения с детьми, процедура ведения допросов, определены группы риска, подготовлены программы для магистратуры Академии Генеральной прокуратуры Узбекистана.

О детях в конфликте с законом

с точки зрения доступности правосудия:

  • Дети в конфликте с законом;
  • Дети в контакте с законом (свидетели преступлений);
  • Жертвы правонарушений.

Одним из важнейших факторов работы с данными категориями является компетентность следователей и инспекторов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. По всей стране были созданы комнаты дружелюбного отношения к детям при МВД, в которых организуется максимально благоприятная обстановка во время проведения допросов детей, в процесс обязательно включаются психологи.

Карательный подход — главная проблема воспитания

Подростковый период — это время, когда любой может совершить ошибку. Самое главное — не допустить пагубного влияния карательного подхода на дальнейшую жизнь ребенка. Задача всей системы — сделать так, чтобы провинившийся ребенок осознал произошедшее, уяснил уроки и не совершал ошибки в будущем.

Система должна позволять дать ребенку второй шанс.

Свидетели и жертвы правонарушений — совершенно другая категория детей. Наилучшая практика, соответствующая международным стандартам вовлечения детей в следственные мероприятия, — когда жертву и свидетеля правонарушений допрашивают только один раз, чтобы исключить нанесение травмы из-за повторения негативных воспоминаний.

Около 90% детей в детских домах имеют хотя бы одного живого родителя

Нахождение детей в специализированных учреждениях — не есть следствие сиротства. Зачастую причины носят социальный характер, в том числе к ним относится и инвалидность ребенка. Ввиду доминирования медицинского подхода в определении инвалидности, таких детей помещают в государственные учреждения для обеспечения круглосуточного ухода. Другой пример — дети семей мигрантов. Родители оставляют детей бабушкам и дедушкам, которые не справляются и передают ответственность учреждениям.

Республикой выбран подход «гейткипинг» — закрытие дверей, то есть недопущение попадания детей в детские учреждения и ведение превентивной работы. Социальные услуги и финансовая поддержка показывают эффективность, однако не всегда сложности связаны с денежными проблемами. Чаще причиной являются отсутствие родительских навыков и сложности трудоустройства.

Например, представьте мать-одиночку. Какого характера помощь ей требуется? Предоставление возможности прохождения курсов обучения новым навыкам, помощь с трудоустройством, а если ребенок раннего возраста — направление ребенка в детский сад. В других странах для более старших детей предусмотрены центры дневного пребывания.

Сильнейшая сторона Узбекистана — культура и национальные традиции

Если биологические родители не справляются со своими обязанностями или вынуждены мигрировать, бабушки, дедушки или другие родственники всегда приходят на помощь и заменяют опекунов.

Такую традицию нужно сохранить — это особенность Востока.

В западных странах подобный механизм представлен далеко не так ярко, вместо этого фостерные семьи выступают альтернативой сиротским учреждениям. Узбекистану тоже необходимо развивать этот институт, потому что родственники не всегда могут взять на себя опекунство или, что еще хуже, сами могут являться частью проблемы.

Также можно отметить показательный опыт Узбекистана по возвращению и реинтеграции населения из зон вооруженных конфликтов. Было проведено 5 кампаний «Мехр», в рамках которых около 530 женщин и детей вернулись из Сирии, Ирака и Афганистана.

Реакция на пандемию также проявила социальную защиту с положительной стороны. Антикризисные меры были приняты мгновенно. Единовременные выплаты людям из группы риска, семьям, члены которых остались без работы, помогли хоть временно, но эффективно. Также были пересмотрены механизмы социальных выплат. На основании существующих ранее пособий внедрены новые формы — для детей из малообеспеченных семей и для детей с инвалидностью.

Когда во многих странах наблюдается уменьшение инвестиций в социальный сектор, в Узбекистане мы наблюдаем обратное

Современные реалии таковы, что иногда во время кризисов приходится затянуть пояса, и мы рады, что на социальной сфере Узбекистана это никак не отражается. Это огромный прогресс. Думаем, что многие страны могут ссылаться на положительный опыт Узбекистана.

В прошлом году мы добились поднятия возрастного ценза для выплаты пособий детям с 14 до 18 лет. Раньше увеличение надбавок не предусматривались для семей с тремя и более детьми, сейчас же размер пособия прямо зависит от количества детей. В результате предпринятых мер материальную поддержку стали получать на 550 тысяч детей больше.

Еще одна инициатива, которую мы поддержали, — пособие для опекунов, ухаживающих за детьми с инвалидностью. Более того, время опекунства засчитывается в стаж при начислении пенсии.


Инклюзия — это также изменение принципов работы с населением

Когда мы говорим об инклюзивности школ, родители выступают против. Не всех устраивает, когда в один класс с их детьми помещают «особенных». Инклюзия должна проникнуть в махалли, направить вектор на работу с родителями, объяснить, почему общество должно менять свои подходы, совершить важный переход в изменении отношения. К теме инвалидности, в основном, относятся как к объекту благотворительности. Еще хуже, когда родители детей с инвалидностью прячут их дома или даже стыдятся, считая, что появление такого члена семьи вредит репутации.

Мы будем переходить к инклюзивному дошкольному образованию

Опираясь на международный опыт и передовые практики, планируется внедрить инклюзивные подходы в институты дошкольного образования. В этот период ребенок еще не подвержен мнению о том, что рядом с ним находится «не такой, как он», «другой» мальчик или девочка. В отличие от старших, дети этого возраста воспринимают своих сверстников с инвалидностью вполне естественно. Как результат этого подхода — принятое решение о недопущении учреждения новых специализированных садов для детей с инвалидностью.

Самая сложная профессия — родитель

Ни в одной стране невозможно прикрепить социальных работников ко всем семьям, более того, это нецелесообразно. Вместо этого мы проводим регулярные месячники позитивного родительства. Ответственность необходимо понимать еще до создания семьи. Родительство — это не только мамы и бабушки. Роль отцов, которую мы продвигаем, трудно переоценить. С точки зрения трудовой миграции, когда папа на заработках, и исходя из традиционного понимания задачи мужчины заработать деньги, роль воспитания отходит на второй план. Однако ребенку недостаточно только материнского внимания. 90% мозга человека развивается в первые 5 лет жизни. Это те годы, которые невозможно вернуть. Экономистами доказано, что инвестиции, вложенные в этот период, возвращаются в 16-кратном размере.

Чтобы помочь родителям, мы запустили платформу Learning Passport, которая позволит более 20 тысячам педагогов дошкольного образования и около 1.5 миллиону детей в возрасте 3-6 лет получить доступ к необходимым учебным пособиям и материалам. Эта платформа помогает родителям улучшить навыки по уходу за ребенком и его развитию в раннем возрасте, а также позволяет детям младшего возраста по всей стране получить доступ к высококачественным образовательным ресурсам.

 

Статья подготовлена: Константин Ким
Стилист:
Использованы: фотографии из архива UNICEF Uzbekistan
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии