Что такое тревел-блог? Это, в первую очередь, копилка идей для путешествий. Обычные люди делятся опытом пребывания в городе, дают ценные советы о посещении определенных мест. Тревел-блогер — это личный гид по странам, городам, местам и ощущениям.
Огромную популярность набирает гастрономический туризм. Узбекистан с уникальной, разнообразной кухней — отличный объект для фуд-блогинга. За прошедший год нашу страну посетили такие видные фуд-блогеры, как Mark Wiens и Sonny Side. Также яркий восточный колорит Узбекистана привлек известных тревел-блогеров Vagabrothers и семью Halilintar.
О визитах известных блогеров в Узбекистан, совместной работе и о том, что получилось в итоге The Mag рассказал Бехруз Хамзаев — советник председателя Государственного комитета по развитию туризма.
Бехруз Хамзаев
советник председателя Государственного комитета по развитию туризма
Наверное, стоит сказать о том, что старт «нашествию блогеров» был дан именно мной. Когда я приступил к работе с командой Госкомтуризма в роли начальника по маркетингу, перед нами встала задача — найти альтернативные ходы рекламы нашего туристического направления.
Приходило очень много писем от таких крупных компаний, как CNN, BBC, а также множества других с запросами о снятии видеороликов про Узбекистан. Но каналы просили настолько астрономические суммы (при том, что мы сами по контракту не имели прав использовать отснятый ими материал в личных целях), что предложения были попросту невыгодными и убыточными.
После ознакомления с такими предложениями мы задумались над тем, что можно сделать еще. Идея пришла сама собой: я сам в свободное время смотрю блоги путешественников на YouTube и мне захотелось, чтобы мои любимые блогеры сняли материалы и про нашу страну. Так и началась эпопея «нашествия блогеров».
В день наша команда писала около 10 писем с предложениями; помимо самого бюджета многие из них просили еще и гонорар, но с некоторыми удалось договориться и без гонорара.
Мы выбирали самых интересных блогеров, руководствуясь при выборе контентом самого канала и стилем подачи информации автором блога. Начали мы с гастрономического туризма. Для многих туристов одним из приоритетных факторов выбора маршрута является экзотическая кухня. А…
…поскольку наша кухня считается одной из лучших в мире, мы решили показать нашу страну именно с этой точки зрения.
Mark Wiens (Марк Винс)
YouTube — 3,9 млн подписчиков
Instagram — 698 тыс. подписчиков
Марк Винс — знаменитый любитель вкусно поесть, а еще путешественник и автор интересных постов. Они с женой живут в Таиланде и обожают путешествовать, снимая увлекательные видеоролики о еде. Конечно, Марк не смог отказаться от приглашения посетить Узбекистан и побаловать себя нашими национальными блюдами. С ним было очень приятно работать. Он открыт всему новому, с ним легко выйти на контакт. Мы с ним расстались друзьями, а созданный нами видео-экскурс до сих пор находится в топе просмотров.
Наша теория о популярности именно YouTube-платформы полностью подтвердилась — число подписчиков Марка постоянно растет, как и число просмотров и отзывов с желаниями приехать в Узбекистан.
Ролик про Узбекистан на странице в YouTube набрал более 4 миллионов просмотров и сотни положительных комментариев.
Sonny Side (Санни Сайд)
YouTube — 2,1 млн подписчиков
Instagram — 69,7 тыс. подписчиков
Еще один любитель вкусно поесть — автор известного блога Besteverfoodreviewshow из США. Почему второй гость нашей страны тоже фуд-блогер? Дело в том, что нам не хватило одного блогера, чтобы раскрыть широчайший гастрономический потенциал нашей страны. Плюс у Санни был абсолютно иной подход. Он продюсер и режиссер, долгое время работал на телевидении, это наложило профессиональный отпечаток на подачу информации. В блоге Besteverfoodreviewshow можно найти отзывы на множество блюд — от уличной еды до изысканных ресторанов.
Мы хотели показать не только кухню Узбекистана, но и сферу развлечений, показать уникальные места и рассказать интересные истории.
Видеоролик Санни об узбекской национальной кухне набрал более 1 миллиона просмотров.
Jeff Young (Джефф Янг)
Instagram —12,2 тыс. подписчиков
Джефф Янг — путешественник со стажем. Он снял серию видеороликов для Turkish Airlines. Его подход был исключительно коммерческим. К слову, турецкие авиакомпании сейчас занимают первое место в мире по уровню комфорта и безопасности. Рекламные буклеты с турами в Узбекистан можно увидеть на бортах их самолетов — и это отличная реклама. Это точечный маркетинг, который очень эффективен.
Halilintar’s Family (Семья Халилинтар)
YouTube — 7,3 млн подписчиков
Instagram — 2 млн подписчиков
Семья Халилинтар — это самая популярная семья в YouTube. Почти у каждого члена их семьи есть свой личный блог (всего этих блогов 14), а суммарное количество подписчиков составляет более 35 миллионов. Семья Халилинтар приехала в Узбекистан с целью снять клип на песню «Зигги-Загга» — это некий гимн их семьи. Это видео буквально взорвало свой сегмент интернета, набрав очень много просмотров, лайков и комментариев. В клипе было показано множество локаций Бухары, Самарканда и Хивы; также в кадр попали великолепные горы.
У них очень интересный подход к образованию и путешествиям. Они самостоятельно обучают детей, так как не признают нынешнюю систему образования. Даже самые маленькие дети в их семье отлично владеют родным и английским языками, обладают обширными знаниями в сфере digital-маркетинга.
Мы с семейством Халилинтар стали хорошими друзьями, помогли им создать ролик; на данный момент мы разрабатываем для них отдельный маршрут по Узбекистану.
Семья очень религиозна, но про религию они рассказывают не через цитирование священных книг, а в собственной, очень увлекательной форме. В Индонезии и Малайзии их очень любят, они оказывают большое влияние на людей. Для нас семья Халилинтар — стратегический партнер по популяризации Узбекистана как паломнической дестинации среди населения Индонезии и Малайзии. Кроме этого, семья написала книгу об Узбекистане.
Все время, пока они находились здесь, каждый ребенок из их семьи делал посты в Инстаграме; создавались даже отдельные блоги про еду и культуру. Суммарный охват оказался очень большим.
Также семья заинтересовалась Узбекистаном с точки зрения бизнеса. Я рассказал им о позитивных изменениях в нашей стране в сфере экономики и бизнеса. Услышанное настолько воодушевило их, что они открыли счет в нашем местном банке на сумму 20 000 долларов.
К сожалению, нам не предоставили возможности снять видеоролик о том, как легко можно открыть счет в нашем банке и тем самым показать, насколько это простая и быстрая процедура. Я понимаю, что банк — это стратегический объект, но все же думаю, что можно было бы дать семье Халилинтар возможность снять процесс открытия счета исключительно в целях развития туризма. Надеюсь, в будущем, эта ситуация изменится, что будет большим плюсом также и для наших банков. Теперь мы планируем снова пригласить семью Халилинтар с целью развития туризма Узбекистана.
Видео с танцем всех 13 членов семьи на фоне Чимганских гор, в Самарканде и Бухаре набрало более 45 миллинов просмотров.
Vagabrothers (Вагабразерс)
YouTube — 846 тыс. подписчиков
Instagram — 142 тыс. подписчиков
Блог братьев Марко и Алекс Айлинг стал вдохновением для тысяч путешественников по всему миру. Братья стараются показать не только туристические достопримечательности, но и особенности разных культур. У них очень интересный кинематографический подход. Каждый ролик блогеров несет скрытый смысл, разрушает сложившиеся стереотипы и прославляет культуру разных стран и народов.
Они очень хорошо рассказали про культуру и историю Узбекистана. Во время их съемок для блога я всегда находился рядом и подсказывал, что и когда сказать, делился местным фольклором и легендами.
Братья и сами активно интересовались историей нашего края, самостоятельно изучали информацию. В итоге у нас получился очень интересный, содержательный ролик для блога. К сожалению, они пробыли у нас всего 10 дней и очень многое не смогли увидеть. Но мы всегда оставляем те или иные места в нашей стране «про запас» для того, чтобы показать их другим блогерам.
После визита в Узбекистан Vagabrothers выпустили серию роликов о городах нашей страны, которые на данный момент имеют огромное количество просмотров.
Просмотры:
- Бухара — 39 тыс. просмотров
- Самарканд — 40 тыс. просмотров
- Хива — 56 тыс. просмотров
- Ташкент — 145 тыс. просмотров
Артемий Лебедев
Instagram — 339 тыс. подписчиков
Артемий Лебедев — известный российский дизайнер, изобретатель, блогер и путешественник. Артемий приехал к нам с определенной миссией — его пригласили для разработки туристического логотипа столицы Узбекистана. Несмотря на то, что логотип студии Лебедева не был утвержден, он находится в свободном доступе и у каждого жителя страны есть право на его бесплатное использование.
Возможно, Артемий с командой будут работать над навигацией в городе. Как известно, они работали над улучшением качества передвижений городских жителей с помощью приложения «Активный гражданин», навигации в метро, информационных обозначений в общественном транспорте.
Jiayi (Джиайи)
Instagram— 90,2 тыс. подписчиков
Джиайи — топовый блогер, путешественница и отличный фотограф. По ее словам, она путешествует по миру в поисках новых направлений — непопулярных, но очень перспективных. Девушка родилась в Китае, а выросла в Италии. Смешение двух культур позволило Джиайи воспринимать окружающий мир иначе, чем другие люди, уметь видеть в нем скрытую красоту. Побывав почти во всех странах мира, блогер особенно отмечает Норвегию, Перу и Узбекистан.
О своем путешествии в Узбекистан Джиайи выпустила целую серию видеороликов, которые собрали сотни восторженных комментариев и стали вдохновением для начинающих путешественников.
О том, как визиты всемирно известных блогеров могут повлиять на развитие туризма в Узбекистане, поделились мнениями отечественные блогеры:
Нозим Сафари
журналист, блогер
Я думаю, что сотрудничество с зарубежными блогерами — один из самых эффективных способов привлечения внимания внешнего мира к Узбекистану. Сколько бы мы сами не говорили про свою страну, не хвалили бы ее древность, архитектуру и кулинарию, будет лучше, если это сделают другие.
От них это прозвучит искреннее и убедительнее.
Сардор Бабаев
видеоблогер
Когда я собираюсь в путешествие и выбираю страну назначения, первым делом начинаю смотреть видеообзоры. Я верю блогерам, потому что они не турагентство, которому необходимо показать страну «красиво» и заманчиво. Они стараются подать информацию честно и интересно.
Думаю, половина путешественников в мире перед визитом в ту или иную страну тоже смотрит тематические ролики тревел-блогеров. Поэтому частые визиты видеоблогеров — пожалуй, самая эффективная реклама для страны. Им доверяют, потому что они помогают принимать решение о путешествии. Ролики об Узбекистане фуд-блогера Марка Винса, который посетил нашу страну осенью, посмотрели более 4 миллионов раз. Только благодаря ему мы вмиг получили десятки тысяч человек, которые загорелись идеей посетить Узбекистан. Это круто!
Равшан Ходжиев
шоумен, фуд-блогер
Вы наверняка подсчитали суммарное количество подписчиков блогеров, которые уже побывали в нашей стране. Это очень внушительная армия пожирателей трафика. Несомненно, результат будет, а местами он уже есть. Мы (Узбекистан) победили в номинации «Гастрономический туризм» по версии журнала National Geographic.
Мы не просто страна, название которой заканчивается на «-стан», а благодаря камерам ребят-блогеров об этом узнает еще большее количество зрителей. Я регулярно сталкиваюсь с реакцией людей, узнающих о нашей стране, ее культуре, истории и традициях. Это монументальные вещи, которыми трудно не восхищаться.
Константин Гомер
блогер, видеограф
Зачастую блогеры являются лидерами мнений, имеющими очень качественную аудиторию — с точки зрения отклика и заинтересованности в какой-то конкретной теме. И когда такой блогер приезжает и рассказывает о чем-то, трудно переоценить его вклад в популяризацию освещаемой темы. Ведь за ним наблюдают сотни тысяч, а иногда и миллионы людей, ожидая узнать что-то новое и интересное.
Все это само за себя говорит о том, насколько хорошо то, что с каждым годом к нам начинает приезжать все больше и больше -видео, -фото или текстовых блогеров. Не раз бывало, что приезжали мои знакомые блогеры и я видел, как рушились их стереотипы относительно нашей страны. Естественно, они рассказывали об этом своим подписчикам.
Так называемое «открытие дверей» для свободно путешествующих гостей и туристов сильно обязывает государство начать следить за тем, что они покажут и о чем расскажут. Ведь зачастую им интересны не только красивые мозаики и старинные мечети и медресе, но и простой житель, его быт; то, сколько он зарабатывает и о чем переживает. Именно правдивые истории часто и подкупают подписчиков.
Я знаком с российскими блогерами, которые уже занимаются организацией поездок в Узбекистан, а людей, интересующихся этим направлением, с каждым годом становится все больше.
Умид Гафуров
блогер
Безусловно, приезд многих зарубежных блогеров увеличит популярность Узбекистана. Это самый эффективный и недорогой способ рекламы. Как мне кажется, нужно больше приглашать travel- и lifestyle-блогеров. Кстати, согласно статистике уровень доверия аудитории к блогеру 70% — это выше, чем у любых других источников-информеров.
Тимурмалик Эльмурадов
главный редактор Spot.uz
4 миллиона просмотров — это очень крутая цифра. Правда, если речь идет о фуд-блогерах, то их аудитория будет скорее интересоваться гастрономическими изысками, чем путешествиями. Я думаю, было бы эффективнее, если бы такое количество просмотров набирали тревел-блоги.
Те же самые «Орел и Решка» значительно подняли уровень интереса к Узбекистану и привели к повышению потока туристов. Вообще, все обзоры, путешествия блогеров, отзывы — это очень круто; несомненно, это приведет к росту туристического потока.
Сейчас огромное количество людей путешествуют самостоятельно, не обращаясь к турагентствам. Процентов 5 от общего числа туристов — это привлеченные блогерами путешественники. Если за год у нас в среднем бывает около 350-400 тысяч туристов, то около 20 тысяч из них приезжают сюда благодаря блогерам. Люди ищут интересующую их информацию в интернете, смотрят отзывы популярных блогеров о странах, где можно побывать. А затем, исходя из этого, решают — ехать или нет. Так что блогеры действительно подают идеи для путешествий.
Отдельный большой плюс — благодаря блогерам в страну привлекается большое количество молодежи. Сложилось мнение, что Узбекистан обычно посещают люди пенсионного возраста, ищущие экзотики. Такие туристы, как правило, очень консервативны и не привыкли тратить деньги на развлечения, что невыгодно для туризма в целом.
Алим Анаркулов
антрепренёр
Конечно, это здорово, что нашу страну посещают зарубежные блогеры, создавая контент для своей аудитории! Это самый лучший метод продвижения нашей страны. Аудитория у блогеров очень лояльная, люди с удовольствием впитывают информацию. Мы должны относиться к этому вопросу очень серьезно; приглашение интересных инфлюенсеров самых различных направлений должно стать для нас нормой.
Бехруз Хамзаев
У нас целая стратегия, посвященная тому, кого и когда приглашать. Во-первых, мы приглашаем только тех, кто искренне интересуется Узбекистаном. Все равно будет видно личное отношение блогера к стране, в которой он находится. Мы хотим, чтобы людям, которые к нам приезжают, по-настоящему здесь нравилось — это очень важно.
У нас большие планы на 2019 год. К нам собираются приехать около 20 блогеров, что даст очень большой подъем интереса к нашей стране. Даже сейчас в комментариях к видео об Узбекистане можно увидеть множество восторженных откликов. Люди пишут о своем желании приехать к нам и увидеть все своими глазами. За 25 лет все телевидение Узбекистана не смогло достичь такого результата, который получился благодаря этим 4 блогерам всего лишь за один год.