Велосипед — доступное, полезное, экологически чистое и безопасное средство передвижения, преимущества которого заметно недооценены в некоторых странах. Каков потенциал, насколько развит велоспорт и культура езды на велосипеде в Узбекистане? Для чего построены велодорожки и готовы ли жители пересесть на велосипеды? Ответы на эти и другие вопросы читайте в интервью Катерины Кнебелевой и Камиля Капкаева, а также Сарвара Авазова — и. о. руководителя пресс-службы хокимията города Ташкента.


Пандемия COVID-19 показала губительное влияние транспортных средств на окружающую среду, качество воздуха и здоровье населения. Многие жители и власти стран переосмыслили значимость поэтапного перехода на альтернативные средства передвижения.

Велосипед — одна из самых доступных альтернатив, способствующая очищению воздуха и уменьшению пробок на дорогах. Кроме того, он делает образование, здравоохранение и другие социальные услуги более доступными для жителей, которые не могут позволить себе собственные транспортные средства. Езда на велосипеде также помогает в снижении риска сердечных заболеваний, рака, диабета, инсульта и других смертельно опасных заболеваний.

Учитывая все преимущества использования велосипеда, возникает вопрос: почему он не столь популярен среди населения нашей страны? Для безопасного освоения данного средства передвижения необходима правильная пропаганда, уважение к спорту, качественная инфраструктура, а также осознанное желание жителей и властей.

Камиль Капкаев

Предприниматель, триатлонист

Несмотря на плотный рабочий график — я являюсь директором ряда компаний и работаю над запуском нового проекта, — не представляю свою жизнь без спорта.

С детства активно занимаюсь баскетболом, в Узбекистане занимаю 5 место в рейтинге 3х3. Относительно недавно у меня появилась новая страсть — триатлон. В прошлом году я впервые участвовал на соревнованиях по триатлону и показал 12 результат. А уже к концу года поднялся на 1 место среди любителей в своей возрастной категории (35-39 лет). В этом году должен был поехать на IronMan (соревнование по триатлону, проводимое Всемирной корпорацией триатлона, которое включает в себя три этапа в беспрерывном порядке: заплыв на 1.9 км; заезд на велосипеде на 90 км и забег на 21.1 км) в Казахстан. Но из-за травмы поездку пришлось перенести на следующий год.

Потенциал огромный: очень много любителей велоспорта

Благодаря триатлону я окунулся в мир велоспорта: приобрел личный спортивный велосипед и стал активно ездить на нем по Ташкенту. В Узбекистане велоспорт развит слабо. Не слышал об интересных велогонках среди любителей, организуемых Федерацией. Хотя даже в группе триатлонистов есть те, кто с удовольствием участвовал бы в велосоревнованиях. На Sky Сamp, организованном в прошлом году на Чарваке, было очень много желающих и любителей велоспорта.

Хочется отдельно отметить работу Федерации триатлона, которая выводит триатлон в стране на новый уровень, организуя разного рода марафоны и соревнования. Результаты на лицо: стало больше спортсменов-любителей, соревнующихся наравне с профессионалами и выступающих по всему миру на таких соревнованиях, как IronMan, под флагом Узбекистана.

Думаю, если марафонов и соревнований такого рода будет больше, это поможет привлечь в страну туристов из разных стран.

Люди, особенно дети, хотят ездить на велосипеде, но дороги совсем к этому не приспособлены

Велодвижение в стране развито очень слабо. Много людей начинало ездить на велосипедах во время и после пандемии. Но потом все приутихло. Открылись магазины, которые завозят качественные велосипеды, но отношение к велосипедистам на дорогах оставляет желать лучшего. Водители считают себя главными на дорогах, пренебрегая не только велосипедистами, но и пешеходами.

Даже на тренировки мы выходим очень рано утром или поздно вечером (в специальной экипировке со светоотражателями и шлеме), пока нет оживленного трафика. Так как в другое время это опасно. Когда я был маленьким, было намного безопаснее ездить на велосипеде.

Кажется, что велодорожки построены для галочки, — просто чтобы были

По велодорожкам особо не разъездишься, они очень узкие. Люди любят по ним ходить, приходится все время тормозить, так как они порой даже не понимают, что идут по велодорожке. Зачастую на велодорожках ставят скамейки, мусорные ведра, бордюры, образуется неправильный съезд. Поэтому велодорожками редко пользуются по назначению. Даже если люди и ездят на велосипеде, то едут они по дороге.

Было бы интересно, если бы у нас построили велотрек, к примеру, как в Дубае, вокруг нового парка Янги Узбекистон, или выделили одну полосу дороги для велосипедистов, ограниченную бордюром.


Катерина Кнебелева

Трехкратный призер чемпионатов и кубков Азии по велоспорту, тренер в BeFitTri Club, гид в команде Wolf Travel

В велоспорт в 2013 году меня привел дядя. Мы часто ходили с семьей в горы, он увидел мой потенциал и предложил попробовать. В 2014-2021 годах я входила в состав Олимпийской сборной по велоспорту, являюсь трехкратным призером чемпионатов и кубков Азии. Также есть награды в международных соревнованиях.

Очень люблю велоспорт за свободу: за то, что ты можешь не сдерживать себя, проявлять в полной мере, путешествовать и знакомиться с новыми людьми. Спорт уже стал неотъемлемой частью моей жизни: порой это хобби, а порой — соревнование с самой собой.

Стало много людей, влюбленных в спорт

Велоспорт в Узбекистане сейчас набирает обороты, чаще проводятся соревнования в Ташкенте и областях. Федерация велоспорта приобрела хорошие профессиональные велосипеды, открыта ташкентская команда — активно развивается профессиональный спорт. Но в плане любительского велоспорта Федерация не столь активна, как, к примеру, Федерация триатлона. Но все же радует, что стали чаще организовываться интересные марафоны, так как это вдохновляет людей заниматься спортом.

Велодорожками я и мои друзья (ученики) не пользуемся, так как они не продуманы для удобства велосипедистов.

На велодорожках в городе встречается очень много препятствий на пути, будь то мусорное ведро или дерево. К тому же они невероятно узкие. Хочется, чтобы они были больше и шире.

Основные наши тренировки проходят на новой дороге на ТАПОиЧ. Я бы посоветовала велосипедистам ездить именно там и на трассе. Но выходить лучше рано утром (с 5 часов), когда нет машин. После 7:30 начинается активное движение, и тренироваться практически невозможно.

В западных странах заметно уважение к спорту

Хочется, чтобы водители машин относились к велосипедистам уважительнее. Бывает, ты останавливаешься из-за помех на пути или непредвиденных обстоятельств, а водители начинают активно сигналить, что очень напрягает. В Европе даже если ты едешь по очень узкой дороге 25-26 км/ч и сзади образовался затор, никто не сигналит и не подгоняет, пытаясь вывести тебя с дороги. Все терпеливо ждут расширения дороги, чтобы спокойно объехать велосипедиста.


Сарвар Авазов

и.о. руководителя пресс-службы хокимията города Ташкента

На сегодняшний день общая длина велодорожек Ташкента составляет более 150 км, ими пользуются около 23 000 жителей. В столице проживает 404 профессиональных велоспортсмена и 23 000 молодых любителей, занимающихся велоспортом.

Развитием велоспорта занимается хокимият района за счет средств местного бюджета. Эти строительные работы выполняются с учетом проектов развитых стран Европы и других регионов, а также местных условий.

Мы считаем проект по пользованию велодорожками успешным. Жители города активно пользуются дорожками в выходные дни и вечернее время, и с каждым годом количество людей, пользующихся этим удобством на улице, растет.

Что касается безопасности — многое уже сделано, но и многое предстоит сделать. Мы системно работаем над улучшением велодорожек, увеличением показателей их удобства и безопасности.

Каждый член нашей команды любит езду на велосипеде, для нас это не просто вариант времяпровождения, но и возможность увидеть результаты своей работы, подметить возможные недочеты и недостатки, которые нам нужно будет исправить или устранить.

Жители и гости нашего города дают удовлетворительную оценку возможности безопасного передвижения по велосипедным дорожкам столицы. Но мы планируем совершенствовать систему велодорожек из года в год.

Для нас важна помощь как партнерских организаций, так и общественности.

Разработан комплексный план мероприятий по развитию пользования велосипедами и велодорожками в Ташкенте на 2021-2025 годы. Культура велоспорта касается не только велосипедистов, но и пешеходов, до которых необходимо донести недопустимость ходьбы по велодорожкам. Это создает помеху и опасность как для велосипедиста, так и для пешехода.

Совместно с Главным управлением по развитию спорта города Ташкента, спортивными федерациями, детско-юношескими спортивными школами и партнерскими организациями регулярно организуются спортивные мероприятия по пропаганде и популяризации велоспорта среди населения.


Заключение

Радует, что число людей, которые активно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни, растет из года в год. Это видно по количеству любителей, участвующих на марафонах и разного рода соревнованиях.

Несомненно, культура езды и инфраструктура в Узбекистане еще не столь развиты, чтоб можно было безопасно переходить на езду на велосипеде. Очень важно, чтобы все осознанно подходили ко всем изменениям: власти тщательнее прорабатывали систему велодорожек в городах с учетом удобства и безопасности велосипедистов, водители воспринимали велосипедистов как равноправных участников движения, а пешеходы и велосипедисты соблюдали правила. Важна и роль Федераций спорта по пропаганде правильных ценностей и организации марафонов и соревнований для вовлечения подрастающего поколения. Ведь намного лучше, если дети будут направлять свою энергию в мирное русло, способствующее развитию здорового поколения как физически, так и духовно.

 

Статья подготовлена: Сакина Абидова
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива героев
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии