В некоторых магазинах на ценниках появились буквы НДС (налог на добавленную стоимость). Что это такое, из чего начисляется данный налог и для чего — разбираемся с экспертами.
Что такое НДС и с чем его едят
1 января 2019 года была запущена налоговая реформа, необходимая с точки зрения сложившейся ситуации в экономике Узбекистана, поскольку нынешняя модель налоговой системы не оставляла экономике шансов для устойчивого развития.
Как налоговая реформа поможет улучшить экономический климат и как с этой реформой связан НДС, попытаемся разобраться в этом материале The Mag.
Начнем с того, что аббревиатуру НДС определенно слышал каждый из нас. Тем более, сейчас эти буквы встречаются в магазинных чеках. Но что это такое и почему НДС уделено так много внимания в контексте налоговой реформы, известно далеко не всем. Максимум, что можно понять из названия «налог на добавленную стоимость», НДС — это очередной налог. На самом деле, разобраться в процессе налогообразования не помешает никому, поскольку НДС касается абсолютно всех.
НДС — это своего рода пошлина, включенная в цену каждого товара. Покупатели приобретают товар с уже добавленным НДС; в данный момент НДС на все товары составляет 20%. Самое важное, что нужно знать нам всем — этот налог накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продается фирмой по цене хоть чуточку выше ее себестоимости. В этом случае НДС вычисляют исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.
НДС работает четко и слаженно, если все участники цепочки купли-продажи являются плательщиками НДС. В противном же случае налог накладывается на оборот и его нагрузка на бизнес резко возрастает.
Плательщиками НДС являются организации и ИП на основной системе налогообложении.
Налоговая реформа в Узбекистане нацелена на решение трех ключевых проблем существующей налоговой системы:
- относительно высокие налоги на фонд оплаты труда, которые не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику;
- неравномерное распределение налоговой нагрузки;
- применение налогов с выручки (с оборота). То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты.
Выход из сложившейся ситуации следующий — отказ от налогов с выручки в пользу НДС. Для этого в рамках реформы предусматривается:
— отмена обязательных отчислений в ГЦФ для предприятий общего режима;
— снижение налоговой нагрузки на предприятия общеустановленного режима с целью стимуляции перехода на этот режим малых предприятий;
— перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд. сумов или достигших установленного порога в течение года на уплату общеустановленных налогов.
Указанные меры позволят кардинально изменить налоговую систему Узбекистана — благодаря реформе наша страна получит совершенную модель налогообложения, приближенную к стандартам успешных развивающихся стран. Итогом всего этого станет благоприятный для устранения накопившихся диспропорций и искажений экономики климат, позволяющий создать в стране устойчивое инклюзивное экономическое развитие. Государством предусмотрено радикальное сокращение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения в рамках общеустановленного режима.
Где НДС был раньше?
Попробуем разобраться на самом простом примере, куда прятался НДС раньше. Допустим, мы купили кусочек мыла по стоимости 3000 сумов; именно эту сумму мы оплатили на кассе. С этой суммы продавец заплатит налог в размере 20%, то есть 600 сумов. Но если у продавца есть счет-фактура, в которой указано, что он купил этот товар за 2600 сумов и в эту сумму уже включен НДС (520 сумов), то на основании этого документа продавец заплатит не 600 сумов, а разницу – 80 сумов (600—520=80).
Специалисты заявляют, что текущая ставка НДС чрезвычайно высока, а отображение НДС на чеке потребителя является общепризнанной международной практикой. Есть несколько очень веских причин для такой практики: прозрачность, осведомленность налогоплательщиков и активность в вопросах налогообложения. Нередко покупатели, увидев в первый раз при получении дополнительный 20% НДС на стоимость своих покупок, начинают нервничать. Но если мы, потребители, хотим максимальной прозрачности при налогообложении, нам важны эти цифры.
Важный момент:
НДС платился всегда, но мы не знали о таких тонкостях, на ценнике была указана конечная стоимость продукта.
Право потребителя — знать, сколько налога было включено в цену каждого продукта.
Таким образом, с точки зрения налогообложения — ровным счётом ничего не изменилось, за исключением того, что теперь потребители осведомлены о сумме налога. Теперь каждый потребитель знает, сколько его денег из бюджета идет на налоги.
Получатель товаров, работ, услуг имеет право взять в зачёт сумму НДС за полученные товары,в том случае, если они использованы или будут использованы в целях облагаемого оборота. То есть посредник между производителем и конечным потребителем имеет право не уплачивать НДС, если он был уплачен предыдущими участниками цепочки.
Для отнесения сумм НДС в зачет необходимо следующее:
- наличие счета-фактуры от поставщика-плательщика НДС;
- при импорте представлена отчетность по косвенным налогам либо произведено таможенное оформление, и в итоге НДС был уплачен в бюджет.
В развитых странах НДС на некоторые основные нужды равен нулю. Это касается таких важных отраслей, как медицина, образование, транспорт. В Узбекистане опубликован список освобожденных от НДС продуктов:
- мясо (говядина, баранина, курятина);
- рыба;
- картофель;
- лук;
- яйца;
- рис (все сорта);
- сахар, включая импортный;
- хлебобулочные изделия (при производстве и реализации).
Государственный налоговый комитет сообщает, что предусмотренная льгота по приведенным в перечне товарам применяется налогоплательщиками только при оптовой и розничной реализации — за исключением хлебобулочных изделий, которые освобождаются от НДС как при производстве, так и при реализации.
Акмаль Назаров
старший государственный налоговый инспектор отдела по связям с общественностью и правовой информации Государственного налогового комитета
Узбекистан стал первой страной в СНГ, которая вводит упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Данный порядок НДС широко практикуется в европейских странах, в частности в Великобритании. На протяжении длительного времени на уровне правительства и деловых кругов велось обсуждение реализации норм принятой в июне 2018 года Концепции совершенствования налоговой политики.
Стоит отметить, что проводимая в республике реформа налоговой политики сопровождалась многочисленными консультациями представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые подчеркнули стратегический характер и продуктивность реформы.
Результатом обсуждений и консультаций стало решение руководства страны о введении с 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд. сумов упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС.
Как было отмечено, данный порядок вводится для адаптации к НДС субъектов малого бизнеса и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.
Кроме этого, данный порядок является переходной мерой, которая вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.
Данный порядок исчисления и уплаты является добровольным, т.е. предприятие может перейти на уплату стандартного НДС.
Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм НДС по приобретенным товарам/работам/услугам.
При этом плательщики НДС в рамках упрощенного порядка в своих счетах-фактурах должны выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, которая в дальнейшем подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного НДС.
Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие, т.е. платить по ним действительно выгодно и удобно.
Например, для промышленников это 7%, для торговли — 6%, для строительства — 8%, а для общепита и гостиниц — 10%.
Вроде стало немного понятнее, что собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берется, как высчитывается и кто его платит, но главный вопрос все еще открыт — повлияет ли НДС на рост цен?
Юлий Юсупов
руководитель Центра содействия экономическому развитию (CED)
Когда обыватель видит в чеке непонятные три буквы «НДС» с указанием некоей суммы, он может решить, что именно на эту сумму возросла цена после перехода на новую систему налогообложения. Но потребителю следует понимать три вещи:
- Налог на добавленную стоимость (НДС) у нас существует давно и мы всегда его платили. Просто он не указывался в чеках.
- С 2019 года расширилось число плательщиков НДС: малые предприятия с объемом оборота более 1 млрд. сумов в 2018 году (а это примерно 10% от числа малых предприятий) с 1 января 2019 года обязаны перейти на общий режим налогообложения, а значит и на НДС. Да, до этого они не платили НДС, платя вместо него единый налоговый платеж (ЕНП). То есть для них попросту произошла замена одного налога на другой, а не просто добавление нового налога.
- В чеке строчка «НДС» указывает не надбавку к цене товара, приплюсованную магазином, а всю величину НДС, уплаченного по всей цепочке создания добавленной стоимости. То есть магазин из указанной в чеке суммы делает зачет по ранее уплаченному НДС. Соответственно, если в цепочке до этого сидели плательщики НДС, то цена при переходе на новую налоговую систему вряд ли возрастет.
А в некоторых случаях цена и вовсе может снизиться, ведь как я уже говорил, переход на НДС означает отказ от уплаты единого налогового платежа.
Если количество предприятий, участвовавших в цепочке создания и продаже данного товара, было большим (пример такой цепочки: производитель хлопка-сырца (фермер) — производитель хлопка-волокна — производитель пряжи — производитель ткани — производитель трикотажного изделия — оптовая компания — розничная компания), то каждый из участников платил ЕНП со всей стоимости продаваемых товаров. Даже если это вроде бы и небольшой налог (скажем, 5%), к концу цепочки накапливалась весьма приличная сумма, так как ЕНП берется не с добавленной стоимости, а со всей выручки предприятия. Посчитайте, сколько раз облагался в указанной мною цепочке созданный фермером хлопок. 7 раз! Даже если каждый участник цепочки оплачивал только 5%, уже набегает 35% от стоимости хлопка.
Также многократно облагалась и добавленная стоимость, созданная другими участниками цепочки. Так вот, при переходе на НДС такого двойного, тройного и т.д. налогообложения нет. Какой бы длинной не была цепочка, вся стоимость товара облагается в конечном счете только по ставке НДС — 20%. Соответственно,…
…чем длиннее цепочка, тем больше выигрывают от перехода на НДС и предприятия, и покупатели.
Где налоговая нагрузка (и цена) заведомо возрастут? Это произойдет в двух случаях.
- Там, где есть НДС, но нет возможности сделать зачет, так как предыдущие участники цепочки НДС не платят. Например, по сельхозпродукции местного производства, перепродажа которой не освобождена от НДС. Или по продуктам переработки сельхозпродукции местного производства (а вся она освобождена от уплаты НДС).
К сожалению, вопрос о невозможности зачета НДС при переработке сельхозпродукции не был решен в ходе подготовки к переходу к новой налоговой системе. Как результат, неизбежно вырастут цены на мясомолочные и текстильные изделия (в меньшей степени, так как там длинная цепочка создания добавленной стоимости), а также в секторе общественного питания. По крайней мере, все это случится там, где предприятия перейдут на общий режим налогообложения.
Я считаю, что это очень большая недоработка правительства.
- Там, где короткая цепочка создания и продвижения товара. В таких цепочках ЕНП обходится дешевле, чем НДС. Это касается в первую очередь сферы услуг. Но большинство предприятий этой сферы имеют оборот менее 3 млрд. сумов в год. Поэтому они смогут остаться на ЕНП, либо платить упрощенный НДС, ставки которого ниже.
На мой взгляд, введенные с 1 января изменения налоговой системы — огромный шаг вперед в деле создания благоприятного бизнес-климата в нашей стране.
Новая модель налогообложения более привлекательна, нежели налоговые системы большинства бывших республик СССР. Посудите сами:
- существенно снижены налоги на труд;
- существенно сокращена налоговая нагрузка на предприятия общего режима налогообложения (в старой системе между общим и упрощенным режимами существовал огромный разрыв в налоговой системе, не позволяющий предприятиям расти: нанял «лишних» людей — налоговая нагрузка могла возрасти в разы);
- расширение сферы действия НДС позволит выстраивать более длинные цепочки создания добавленной стоимости, а следовательно, осуществлять более глубокую переработку сырья и создавать больше богатств внутри страны.
Но, к сожалению, в ходе обсуждений и согласований не удалось отстоять два важных пункта первоначальной версии концепции налоговой реформы.
- Предполагалось сокращение НДС с 20% до 12%; решили все же оставить 20% (хотя и с планами сокращения после 2019 года). Насколько я понимаю, это было продиктовано желанием обезопасить бюджет от риска недополучения бюджетных поступлений из-за резкого уменьшения налоговых ставок и отмены некоторых видов налогов.
Боюсь, что сохранение столь высокой ставки НДС (у наших соседей Казахстана и Кыргызстана — 12%) тяжелой нагрузкой ляжет на предприятия, которые будут переходить от упрощенного к общему режиму. Именно из-за 20% ставки НДС налоговая нагрузка для них может возрасти. Особенно это касается предприятий, оказывающих услуги для населения, где доля добавленной стоимости в выручке очень велика, но нет возможности существенно уменьшить налогооблагаемую базу за счет зачетов или переложить часть нагрузки на следующее звено уплаты НДС — покупателя услуг (население НДС не платит). Это приведет к сокращению стимулов для добровольного перехода малых предприятий на общий режим, а также к разукрупнению и сокрытию выручки предприятий с годовым оборотом более 1 млрд. сумов.
- В первоначальном проекте концепции предлагалось ввести налог на распределяемую прибыль вместо налогов на прибыль и дивиденды. Цели такого перехода:
- сокращение налоговой нагрузки для предприятий общего режима налогообложения; следовательно, и для предприятий, которые перейдут на общий режим в будущем (поскольку налогом облагается не вся прибыль, налогооблагаемая база уменьшается);
- стимулирование инвестиций (инвестиционные расходы не облагаются налогом на распределяемую прибыль, следовательно, предпринимателю выгодно не тратить прибыль, а наоборот, инвестировать ее);
- и самое главное! — радикальное упрощение налогового администрирования. Дело в том, что налог на прибыль — самый противоречивый и сложный для расчетов среди всех налогов. Именно по нему возникает больше всего разногласий между бизнесом и налоговиками. Налоговики по понятным причинам не хотят признавать «неоправданные» расходы бизнеса и стремятся включить их в налогооблагаемую базу, а у бизнеса прямо противоположные задачи — вывести как можно больше денег (за счет увеличения расходов) из налогооблагаемой прибыли. При переходе же на налог на распределяемую прибыль издержки бизнеса налоговиков интересовать не будут (за исключением небольшой группы расходов на личные нужды предпринимателей, которые, кроме дивидендов, включаются распределяемую прибыль), а у самих предпринимателей существенно сократятся стимулы эти издержки раздувать. В результате налоговое администрирование предельно упрощается для обеих сторон.
К сожалению, идея оказалась слишком революционной.
Правительство пошло на довольно существенное сокращение налогообложения прибыли и дивидендов, но не решилось на переход к налогу на распределяемую прибыль.
Но, как говорится, еще не вечер. НДС, я уверен, в будущем будет снижен. Да и к налогу на распределяемую прибыль мы рано или поздно придем. Мечты, мечты!
И несмотря ни на что, задуманная реформа — это прорыв.
В результате ее реализации мы получим гораздо более совершенную модель налогообложения, нежели та, которую мы имеем сейчас. И надо отметить мужество правительства и президента, согласившихся на столь радикальные меры по снижению налоговой нагрузки и пересмотру сложившихся правил налогообложения.
Думаю, это второй по важности шаг в нашей экономике после либерализации валютного рынка в 2017 году.
Налог на добавленную стоимость относится к косвенным — по той причине, что его фактическим плательщиком является конечный потребитель. Проще говоря, в конечном результате НДС оплачивают обычные потребители, приобретающие товары в магазине, заказывающие какие-либо услуги или работы.
К слову, правительством предусмотрена возможность потребителей пожаловаться на необоснованно завышенные цены. Как сообщает пресс-служба Министерства финансов, создан штаб, задача которого отвечать на поступающие вопросы о переходе на уплату НДС, а также проводить мониторинг формирования цен на товары.
По всем вопросам касательно перехода на уплату налога на добавленную стоимость или обнаружения случаев необоснованного повышения цен на товары свои обращения можно отправлять в Telegram на имя пользователя @MoliyaPress.