Является ли киберспорт — спортом? Это один из вечных вопросов, споры вокруг которого не утихают который год. Но вне зависимости от ответа невозможно отрицать, что у киберспорта есть миллионы страстных поклонников, а само это направление непрерывно развивается. Массовый интерес к киберспорту невозможно игнорировать, он начинает оказывать влияние на бизнес, экономику и глобальные тренды. О том, есть ли киберспорт в Узбекистане, какие у него перспективы и что мешает развитию, разбираемся в материале The Mag вместе с директором по развитию Cyber Arena в Ташкенте Виктором Ли.


Эволюция интернет-кафе в интернет-клубы

Помните интернет-кафе эпохи нулевых? Миллениалы ходили туда проверять почту, болтать в «аське» и искать темы для рефератов. Сейчас это сложно представить, но интернет и компьютеры были дома далеко не у всех, и приходилось пользоваться услугами интернет-кафе. От кафе, правда, были лишь названия: как правило, это были подвальные темные помещения с разномастными компьютерами, плохой циркуляцией воздуха и большим количеством геймеров. Такие «кафе» располагались в жилых домах, магазинах и подвалах. В то время, когда кто-то печатал рефераты и отправлял письма, совсем рядом происходило волшебное погружение в игровой мир — классикой того времени считались Quake, WarCraft и StarCraft, а потом и Counter-Strike.

Виктор Ли

директор по развитию Cyber Arena

Как выглядят интернет-клубы сегодня?

На сегодняшний день компьютерные клубы прошли серьезную эволюцию и внешне больше напоминают футуристические пространства из научных фильмов. Они оснащены качественным оборудованием, созданным специально для игр. Туда приходят за возможностью насладиться любимой игрой без сторонних раздражителей. Большое количество молодежи проводит свободное время в игровых клубах, добиваясь спортивных успехов. Поэтому интернет-клуб — это в первую очередь спортивная площадка.

Как киберспортсмены могут зарабатывать?

Профессиональный киберспорт продвигается как спорт с очень низким порогом вхождения — для участия в чемпионатах не нужны никакие денежные вложения. Но при этом он отлично монетизируется.

В ноябре 2019 года американский Forbes опубликовал рейтинг самых дорогих киберспортивных команд мира. Первое место разделили Team SoloMid и Cloud9 с оценкой $400 млн.

25 августа завершился чемпионат The International 2019 по Dota 2, на нем разыграли $34 298 849. Это больше призового фонда во многих традиционных видах спорта. Например, в волейбольной Лиге чемпионов финалисты разделили между собой лишь $650 тысяч.

Второй год подряд обладателем главного трофея The International и $15 600 000 стала европейская команда OG. Победа OG стала сенсацией для аналитиков, комментаторов и букмекеров, ведь на протяжении всего сезона команда показывала посредственные результаты.

Краткая сводка о зарплатах игроков в основных киберспортивных дисциплинах:

  • Counter-Strike: Global Offensive — от $25 до $60 тысяч за игрока в месяц;
  • Dota 2 находится на первом месте по количеству разыгранных денег — от $1000 до $12 тысяч за игрока в месяц;
  • League of Legends, самая популярная игра в мире, ежедневно в нее играет 8 млн человек, — от $80 тысяч за игрока в год. У азиатских игроков — $300 тысяч в год;
  • Playerunknown’s Battlegrounds — от $500 до $2 000 за игрока в месяц;
  • Fortnite — от $500 до $2 500 за игрока в месяц;
  • Overwatch — от $50 до $75 тысяч за игрока в год.

Большинство турнирных операторов покрывает расходы на перелет и проживание команд. В Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, Fortnite, PUBG присутствуют открытые квалификации, где принять участие может любой желающий. Во франшизных лигах League of Legends и Overwatch покупка слота гарантирует участие команды на протяжении всего сезона, что снимает дополнительные риски с владельцев клубов.

Дисциплины имеют разные структуры, но их всех объединяет одно — все чемпионаты и лиги рассчитаны только на лучшие команды мира.

Почему киберспорт был включен в программу Олимпийских игр?

Киберспорт признали олимпийской дисциплиной второго уровня. Решение о присвоении киберспорту данной категории было принято Корейским олимпийским комитетом. Идет ли речь о конкретных играх, либо обо всех общепринятых киберспортивных дисциплинах, корейские источники умалчивают. Несмотря на то, что это важный шаг в сторону включения киберспорта в программу Олимпийских игр, для признания полноценным олимпийским видом спорта киберспорту необходимо получить категорию дисциплины первого уровня. И не стоит забывать, что речь идет о признании киберспорта только корейским комитетом, а чтобы претендовать на что-то серьезное, нужно признание самого МОК.

Киберспорт включили в Азиатские игры 2022, завтра включат в Олимпийские игры. Вопрос: кто поедет из Узбекистана? Сейчас у нас есть уникальная возможность воспитать чемпионов и высоко поднять флаг Узбекистана перед всем миром, если государство нас поддержит.


Киберспорт в Узбекистане

Киберспорт в Узбекистане, как и во всем мире, имеет все шансы на развитие, но есть множество факторов, мешающих этому. Как только организациям, игрокам, клубам и представителям закона удастся договориться, у киберспорта определенно появится шанс посоревноваться с большим спортом.

К примеру, в решении хокимията города Ташкента от 2015 года подчеркивается, что оно принято «с учетом увеличения числа в интернет-кафе и компьютерных клубах, расположенных в городе Ташкенте, противоречащих нашему национальному менталитету роликов, снимков, сайтов и фильмов, пропагандирующих агрессию, жестокость и распущенность, которые оказывают отрицательное воздействие на несовершеннолетнюю молодежь и являются одной из основных причин увеличения случаев правонарушения среди молодежи, а также того, что некоторые учреждения расположены в зданиях, не отвечающих нормам санитарии и правилам пожарной безопасности».

На сегодняшний день деятельность компьютерных клубов и вовсе приравнивается к деятельности SPA-салонов и ночных клубов, что запрещает работу на фоне пандемии.

Хотя разница очевидна — если сравнивать с общепитом, где люди сидят без масок с минимальной дистанцией, в компьютерных клубах есть возможность рассадки гостей с учетом дистанции, весь инвентарь проходит строгую антисептическую обработку, а гости сидят в масках.

Есть ли поддержка со стороны правительства во время пандемии?

В настоящее время компьютерные игровые клубы переживают большие экономические потери на фоне ограничений, введенных Специальной республиканской комиссией, а именно последними решениями, где компьютерным клубам не разрешили возобновить работу.

Для получения разрешения на продолжение осуществления деятельности наша организация неоднократно звонила и обращалась к председателю Специальной республиканской комиссии премьер-министру Абдулле Арипову и уполномоченному при президенте РУз по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства Касимову Д., но так и не получила ответ.

В указе президента Узбекистана от 7 февраля утверждена стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах:

  • ускоренное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, кардинальное изменение структуры предоставляемых услуг, прежде всего за счет современных высокотехнологичных видов услуг;
  • обеспечение надежной защиты прав и гарантий частной собственности, устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частного предпринимательства и малого бизнеса, реализация на практике принципа «Если богат народ, то и государство будет богатым и сильным».

В развитых странах сфера услуг составляет от 50% до 80% от ВВП. Компьютерные клубы — это место, где молодые люди проявляют интерес к высоким технологиям, ведь не каждая семья может купить ребенку компьютер за 1.5-2 тысячи долларов. Сегодня в Ташкенте работают более 150 компьютерных клубов, и в данной сфере заняты более 1 200 людей преимущественно из числа молодежи. Каждый клуб вложил в оснащение от 25 до 300 тысяч долларов и продолжает это делать, поскольку технологии развиваются постоянно.

Но компьютерные клубы не только не получают поддержку — в деятельность и развитие частного предпринимательства вмешиваются и различные органы.

Также в указе президента РУз сказано:

  • создание благоприятной деловой среды для широкого развития малого бизнеса и частного предпринимательства, строгое пресечение незаконного вмешательства государственных, контролирующих и правоохранительных органов в деятельность предпринимательских структур.

Топ 3 факта о киберарене Ташкента:

1. Киберарена — инвестиционная франшиза; планируется открытие филиалов по всему Узбекистану.

2. На базе киберарены сформированы две команды по двум дисциплинам, и уже сегодня они показывают отличные результаты.

3. Заключены договоры на турниры, совместные стримы и сотрудничество с киберклубами Казахстана, Киргизии и России.

Что нужно для развития киберспорта в Узбекистане?

На мой взгляд, у нас очень мало киберспортивных площадок. Отсюда и отсутствие киберспортивных организаторов, а затем и спонсоров. В европейских странах давно поняли, что киберспорт — это не просто развлечение. Крупнейшие гиганты промышленности, автомобилестроения давно инвестируют в киберспорт и понимают, что это очень прибыльная инновационная сфера.

Как у нас относятся к киберспорту в целом?

Пока что у нас в стране мало кто о нем знает, но мы, в свою очередь, как я уже говорил, пытаемся это изменить. У молодого поколения есть свои кумиры на мировой сцене, и многие им подражают. Мне кажется, нужно не заниматься оценкой и считать цифры, как мы привыкли это делать, а начинать действовать и помогать данной сфере!

Первая спортивная организация по киберспорту в Узбекистане

Еще в 2017 году Киберспортивная и компьютерная ассоциация Узбекистана стала полноправным членом Международной федерации е-спорта IeSF. Членство в этой Международной федерации позволяет проводить ежегодные официальные чемпионаты Узбекистана по компьютерным играм по правилам IeSF, а также дает право сборной команде Узбекистана принимать участие в финале чемпионата по версии IeSF.

По Узбекистану запланированы открытые соревнования пользователей компьютерных игр Counter-Strike, StarCraft, Dota 2, League of Legends, Heroes of the Storm, World of Tanks и других.

В чем сложности проведения турниров?

Профессиональные тренеры, организаторы и главный инструмент киберспортсмена — компьютер: это очень дорого и недоступно для человека, который решил покорять киберспорт. Мы пытаемся это изменить, давая молодому поколению возможность тренироваться на нашей площадке, а затем — и воплотить мечту молодых людей, которые решили посвятить себя киберспорту.

Киберспорт в СНГ

Долгое время к компьютерным играм у нас относились, мягко говоря, настороженно. При том, что в мире киберспорт уже давно стал одной из самых быстроразвивающихся и перспективных индустрий. На развитие киберспорта в странах СНГ оказали влияние две вещи: развитие технологий виртуальной реальности и внедрение киберарен. Причем люди очень долго не могли понять, зачем нужны киберарены, и они стояли пустыми. А сейчас они популярны настолько, что даже Тимати, который развивается во всех популярных направлениях сразу, открыл Black Star Gaming.

Невозможно отрицать, что игры сегодня — часть современного образа жизни. Но, конечно, отношение к ним общества, а в особенности родителей киберспортсменов весьма неоднозначно. Даже многократные чемпионы, признанные лучшие профессиональные игроки, откровенно говорят, что родители скептически относятся к увлечению компьютерным спортом, которое в настоящий момент по факту является профессией.

Что мешает становиться чемпионами на мировом уровне?

Есть несколько факторов. Первый самый важный — низкая скорость интернета и пинг. Второе — непонимание родителей, чем занимается их ребенок. Третье — отсутствие кадров, которые могли бы обучать и грамотно воспитывать киберспортсменов. Те, кто занимается этим делом, либо не знают, где применить свои навыки, либо уезжают за рубеж. Примеров таких очень много. Ну и, конечно же, отсутствие поддержки киберспорта в стране. Все вместе дает данный результат.

Я не особо осведомлен, как обстоят дела с тренировочными базами в Узбекистане. Но исходя из того, что о нашем регионе не знает киберспортивная сцена, и мы пока что одни из немногих, кто поднимает тему киберспорта в общем, я думаю, что дела обстоят плохо.

Возможности развития киберспорта в Узбекистане

В апреле 2017 года протокол о сотрудничестве подписали АК «Узбектелеком» и Wargaming. Wargaming — один из лидеров на рынке компьютерных игр. За 18 лет в игровой индустрии компания выпустила более 15 игр для абсолютно разных платформ, наиболее известные из которых — World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships.

Также в IT Park при спонсорстве Adrenaline Rush был проведен чемпионат с рекордным призовым фондом.


Надыр Сакиджанов

руководитель сети компьютерных клубов Fidanza

В связи с карантином деятельность компьютерных клубов была приостановлена. В итоге компьютерные клубы идут к банкротству. Киберспорт у нас развивается очень медленно. Считаю, если государство не уделит достаточное внимание развитию киберспорта, у нас и не будет ничего развиваться. На сегодняшний день я создал две команды по киберспорту: в конце месяца отправляю одну из команд в Россию, так как у нас нет условий.

Я тоже в последнее время думаю о переезде в другую страну. Постоянное давление на нашу деятельность, игнорирование проблем и несерьезное отношение привело меня к такому решению.


Александр Дашин, (Sunny Broostep)

геймер

Мне 27 лет, из которых 22 года я знаком с играми. Я не профессиональный киберспортсмен. Работаю я IT-специалистом, одним из группы ведущих подкастов о гейминге первого игрового онлайн-журнала в Узбекистане Damage.uz, а также являюсь одним из авторов, который в нем публикуется. Также я один из модераторов Geek-сообщества Узбекистана. В свое время принимал техническое участие в проведении отборочных на WCG от Beeline, Sharq Telekom и Федерации киберспорта Узбекистана и локальных турниров в Узбекистане. Вместе с проектом T1erOneLive мы проводили трансляции турниров по Dota 2 и другим играм.

Чтобы добиться высоких результатов в киберспорте, нужно очень много тренироваться, уметь оценивать ситуацию, разбирать ее, мыслить конструктивно, проводить много времени у ПК. Никто не рождается чемпионом, ими становятся. Для достижения какого-то уровня и получения определенного скилла нужна полная самоотдача.

У нас есть федерация киберспорта, но, к сожалению, в основном она продвигает киберфутбол, хотя существует очень много дисциплин, в которых наши киберспортсмены могут соревноваться. Среди них есть те, кто смог пробиться сквозь наш ужасный, в свое время, интернет, завоевать награды, призовые места, принять участие в международных турнирах, защищать честь нашей страны и, конечно, попасть в команды, которые известны на весь кибермир.

Среди наших киберспортсменов есть и те, кто участвовал и занимал почетные места в таких мировых турнирах, как WCG. Но, например, на частные турниры было очень сложно попасть из-за финансирования — не было спонсоров, готовых вложиться в команду, не было веры в эту команду, и, собственно, самой сплоченной команды, а также лагеря, где ребята бы могли находится вместе и тренироваться.

Сейчас есть компании, которые начали понимать перспективу киберспорта на нашем рынке. Но, к сожалению, мы пришли к этому довольно поздно. Тем не менее, я верю, что в отношении киберспорта многое может поменяться в лучшую сторону.

Напоследок хотелось бы пожелать: играйте в игры, получайте удовольствие и только положительные эмоции. И, конечно, желаю всем стабильного коннекта и пинга!

Статья подготовлена: Милана Гашева
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии