Ольга Забелинская — бывшая российская, ныне узбекистанская шоссейная и трековая велогонщица. В интервью для The Mag Ольга рассказала о велоспорте и его трудностях, о подготовке к Олимпиаде-2020 в Токио и о «карантине» из-за смены российского спортивного гражданства на узбекистанское.


С августа 2018 года Ольга выступает за сборную Узбекистана. За это время она уже успела стать победительницей тура Chrono des Nations во Франции, Track Cycling Challenge в Швейцарии, а также обладательницей золотой медали чемпионата Азии на треке в Индонезии в групповой гонке по очкам. Данные соревнования дают спортсменам рейтинговые баллы для участия на Олимпиаде-2020.

Краткая информация об Ольге Забелинской:

  • Дата рождения: 10 мая 1980 года.
  • Место рождения: Ленинград, СССР.
  • Закончила педагогический университет им. Герцена (факультет физической культуры).
  • Замужем, имеет троих детей.
  • Живет с семьей на Кипре с 2011 года.

Почему вы выбрали велоспорт?

С раннего детства я хотела привлечь внимание отца. Я росла без него; он тоже очень известный велогонщик, олимпийский чемпион в групповой шоссейной гонке 1980 года — Сергей Сухорученков.

У него есть другая семья. Я с детства знала, кто мой отец, но познакомилась с ним уже, когда была взрослой. Возможно, я хотела доказать отцу, что я достойная его дочь. Тем не менее, я любила велоспорт. Видимо, гены дали о себе знать.

Насколько это сложный вид спорта?

Он намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. 200 километров езды на велосипеде под палящим солнцем выдержит не каждый. Я вообще считаю, что не бывает легких видов спорта.

Вы живете и тренируетесь на Кипре? Расскажите об условиях для тренировок в этой стране.

Сложно сказать, что я там живу (улыбается). Постоянно нахожусь на соревнованиях и тренировочных сборах с командой в разных странах. Но моя семья живет на Кипре. Условия для жизни очень хорошие. Иначе я бы не выбрала эту страну.

Каковы отличительные особенности шоссейной и трековой видов велогонок?

В юниорском возрасте я выступала на треке и даже была чемпионкой мира в этом направлении. После были контракты с профессиональными клубами, что не давало возможности совмещать трек и шоссе из-за плотного графика тренировок и невероятно сложного календаря соревнований. Пришлось выбирать один вид и я остановилась на шоссейном велоспорте. Спустя 20 лет я вернулась на трек. Получается, мне удалось выступить как в качестве шоссейной, так и в качестве трековой велогонщицы.

Как правило, трек представляет собой овальный круг длиной 160, 200, 250, 333 метра с наклоном в 42 градуса. Шоссе — это обычные автомобильные дороги. На треке гонки намного короче, скорость намного выше. Не все шоссейные гонщики могут с ним справиться. Точно так же не все трековые гонщики способны побеждать на шоссе.

Лондонская Олимпиада в 2012 году была для вас первой, на ней вы стали обладательницей двух бронзовых медалей. В 2016 году в Рио вы стали серебряным призером. Как вы оцениваете свои шансы на поездку на Олимпиаду в Токио в 2020 году?

Спортсмены не любят что-либо загадывать, но я буду готовиться.

Я готова к Токио и морально, и физически.

Что эти победы значат для вас?

Нет ничего легче, чем проигрыш. Победы не даются легко. Но возможность победить есть у всех.

С первой попытки я взяла бронзу. Во второй раз — серебро. Золотая олимпийская медаль — мечта моего детства.

В июле 2018 года вы поменяли российское гражданство на узбекское и начали выступать за сборную нашей страны. Почему вы выбрали именно Узбекистан? 

В Узбекистане в последнее время большое внимание уделяется развитию велоспорта — в частности, женского. Открываются большие перспективы для спортсменов.

Предложений из других стран о смене спортивного гражданства было много. Но я выбрала именно Узбекистан, так как хочу вложить свой вклад в узбекский женский велоспорт, вывести его на профессиональный уровень.

Вы станете первой велогонщицей, которая когда-либо участвовала от Узбекистана на Олимпиаде. Это служит для вас мотивацией?

Очень сложно заработать лицензию на участие на олимпийских играх по велоспорту. Сейчас моя основная задача — получить эту лицензию, которая даст мне право на участие в Олимпийских играх-2020.

Расскажите о российском профессиональном велоклубе Cogeas-Mettler Pro. Как и где проходят тренировки? В каких соревнованиях участвует клуб в течение года?

Не совсем корректно говорить, что клуб российский. Да, он зарегистрирован в Российской Федерации. Согласно правилам Международного союза велосипедистов (UCI), клуб обязан регистрироваться в той стране, откуда родом преобладающее количество спортсменок в клубе. Базируется Cogeas в Швейцарии.

По плану в 2019 году клуб примет участие в 24 гранд-турах и других рейтинговых соревнованиях.

В этом году впервые в истории Узбекистана на международной профессиональной арене страну будут представлять четыре велогонщицы из Узбекистана, которые являются спортсменами клуба Cogeas (Екатерина Кнебелева, Рината Байметова, Алина Хакимова и я).

Вы должны были дебютировать за сборную Узбекистана на Азиатских играх, которые прошли этим летом. Но в последний момент вас сняли с групповой гонки из-за протеста Вьетнама. С чем был связан протест вьетнамцев?

Я перешла в сборную Узбекистана не только для того, чтобы развивать женский велоспорт в стране, но и чтобы вывести азиатский женский велоспорт на мировой уровень. Сложно сказать, почему вьетнамцы протестовали против меня. Я уже была заявлена, получила номер, транспондер.

Но перед стартом меня сняли с гонки из-за протеста представителей вьетнамской федерации.

Никто, кроме них, не имел ничего против моего участия в этой гонке.

Скорее всего, они испугались сильной конкурентки. Конечно, со своей стороны они объяснили это тем, что после смены моего гражданства не прошло достаточно времени, чтобы начать выступать за сборную Узбекистана. В спорте это называется «карантин». Надеюсь, на пути к Олимпиаде такого больше не произойдет.


Достижения

Шоссе
1997 год — чемпионка мира среди юниоров в ЮАР (индивидуальная гонка);
1998 год — вице-чемпион мира среди юниоров в Нидерландах (групповая и индивидуальная гонки);
2001 год — бронзовый призер чемпионата Европы U-23 во Франции (индивидуальная гонка);
2002 год — чемпионка Европы U-23 в Италии (индивидуальная гонка);
2010 год — первая в общем зачете International Thüringen Rundfahrt der Frauen;
2010 год — первая в Trofeo Alfredo Binda;
2012 год — бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне (групповая и индивидуальная гонки);
2016 год — бронзовый призер чемпионата Европы (индивидуальная гонка);
2017 год — бронзовый призер чемпионата Европы (групповая гонка);
2018 год — победительница тура Турции (многодневная гонка);
2018 год — победительница тура Таиланда (многодневная гонка).
Трек
1997 год — чемпионка мира в гонке по очкам;
1998 год — вице-чемпион мира в гонке по очкам;
2012 год — чемпионка России (индивидуальная гонка);
2016 год — серебряный призер Олимпийских игр (индивидуальная гонка);
2018 год — победительница тура Chrono des Nations во Франции;
2018 год — победительница тура Track Cycling Challenge в Швейцарии;
2019 год — обладательница золотой медали чемпионата Азии в Индонезии (групповая гонка по очкам);
2019 год — обладательница серебряной медали чемпионата Азии в Индонезии (индивидуальная гонка);
2019 год — обладательница бронзовой медали чемпионата Азии в Индонезии (Омниум);
2019 год — обладательница бронзовой медали чемпионата Азии в Индонезии (парная гонка Мэдисон).

Ольга Забелинская завоевала на январском чемпионате Азии три медали в личных гонках: по одной медали каждого достоинства — золота, серебра и бронзы. Еще одна бронзовая медаль была завоевана в парной гонке «Мэдисон» (Madison) в паре с Екатериной Кнебелевой. Это первая в истории Узбекистана медаль, завоеванная в женском «Мэдисоне».


Редакция The Mag желает Ольге Забелинской крепкого здоровья и удачи на пути к Олимпиаде в Токио.

Статья подготовлена: Нигора Абидова
Фото:
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива героини
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии