В июле 2019 года топ-менеджер Beeline Uzbekistan Ораз Абдуразаков неожиданно покинул посты генерального директора Buzton и директора по внешним связям Unitel. Собственно, резонанс вызвал даже не столько сам уход, сколько причина: в обнародованном компанией пресс-релизе он заявил, что устал делить свое время между работой и писательской деятельностью, так что намерен сосредоточиться на реализации собственных литературных проектов. Сегодня, три с половиной года спустя, мы встретились с ним для того, чтобы узнать, насколько результативной оказалась попытка дистанцироваться от корпоративной среды.

Судя по информации из открытых источников, с 2020 года по сей день Ораз Абдуразаков стал учредителем трех компаний, а еще в двух является генеральным директором. Помимо этого он управляет корпоративными коммуникациями крупнейшего в стране частного многоотраслевого холдинга Orient Group Management, являясь также экспертом Национальной маркетинговой ассоциации и Ассоциации коммуникационных агентств Узбекистана.

«Действительно, как-то многовато для писателя, – смеется он. – Но во всех моих публичных заявлениях летом 2019-го речь шла о временном уходе из бизнеса. Пауза продлилась почти год, так что все шло и идет по плану».

Из бизнеса – в литературу…

Десять лет в одной компании – это правда много. Понятно, что был и карьерный рост, и новые направления деятельности в виде связей с правительством, но в конце концов даже, казалось бы, амбициозные задачи стали казаться рутиной.

А скука – это, наверное, худшее, что может произойти с человеком, который искренне любит свою профессию.

И это не камень в огород Beeline – я благодарен компании за огромный опыт, но когда речь идет о PR, то рамки одной отрасли в какой-то момент времени начинают давить.

Даже такой продвинутой отрасли как телеком?

Скажем так: она являлась куда более продвинутой в 2008 году, когда я только-только возглавил коммуникации Beeline. Действительно, тогда это была одна из передовых сфер. Но за следующие несколько лет произошла революция мессенджеров и других OTT (англ. over the top – за рамками – прим. ред.). WhatsApp, Viber и Telegram вдруг стали средством связи для миллиардов людей без прямого участия сотовиков. Ну а мобильные операторы по их же меткому определению стали просто «трубой» для IT-гигантов. Да, были попытки создать собственные экосистемы, и даже много попыток, но с успешными кейсами в этом плане откровенно беда.

Но если не было интересных и масштабных задач, почему нельзя было совмещать работу и творчество?

Международные корпорации существуют по определенному укладу, и пока ты внутри контура, даже отсутствие крупных проектов не освобождает тебя от всевозможных совещаний, презентаций, отчетов, конференц-коллов, комитетов и других не всегда очевидно ценных ритуалов. Я, скажем так, не фанат всего этого. Услышал недавно смешную фразу в сценке Comedy Club про «модный» офис на Патриарших – «Это не моя история, это не про мою эстетику…»

И Вы ушли в писатели…

И я ушел в писатели. Сделал то, что откладывал десятилетиями – отредактировал и издал в «Эксмо» роман-продолжение «мушкетерской» трилогии Дюма, написанный еще в студенческие годы. Это был такой незакрытый гештальт перед самим собой и родителями – они очень хотели увидеть «Шпагу д’Артаньяна, или Год спустя». Увидели – это для меня было очень важно.

Первой опубликованной Вами книгой был роман в стихах о становлении Амира Темура. Герой какого из двух произведений ближе Вам по духу?

Несопоставимые, просто несравнимые масштабы, но если именно с личной точки зрения, то, конечно, Амир Темур. При всем внимании, которое уделяется его эпохе в Узбекистане, я считаю, что на глобальном уровне это все еще недооцененная историческая фигура. Величайшее политическое и культурное наследие, повлиявшее на развитие всей Евразии: все же понимают, что так называемые Великие Моголы – это те же Темуриды, правившие в Индии до середины XIX века.

На стене Вашего кабинета висит портрет Амира Темура. Каково Ваше отношение к спорам, которые ведутся вокруг его деяний и методов?

Интересный вопрос. Но я считаю подобного рода дискуссии заведомо спекулятивными. Насколько справедливо в принципе оценивать исторических деятелей с гуманистических позиций сегодняшнего дня? Все видят последствия такого подхода: мы их наблюдаем в некоторых странах, где сбрасывают с постаментов памятники героям прошлого – недостаточно либеральным по меркам нынешних адептов «культуры отмены». Только ведь до их планки не дотягивает и большинство наших современников, вот в чем дело. А если вернуться к Амиру Темуру, то очень мало говорят о своего рода «мягкой силе», которую он использовал не менее активно, чем армию. И весьма, кстати, эффективно – наш великий предок помимо всего прочего был выдающимся дипломатом и сильнейшим переговорщиком.

Много шума наделал перевод Государственного гимна на русский язык. Это было сделано по заказу?

Нет, что вы, просто по настроению. Хотелось, чтобы хотя бы на постсоветском пространстве люди при желании могли оценить красоту и величие гимна Узбекистана. Подстрочный перевод этому не способствует, а вот поэтический вариант, который к тому же ложится на оригинальный размер – вполне. Судя по реакции общественности, я оказался прав.

…И обратно

Как появилось агентство GRANDPR?

Во время острой фазы ковидных локдаунов, пока я наслаждался домашним покоем, мне стали поступать запросы на консалтинг – многие компании и отдельные персоны не понимали, как действовать в изменившихся обстоятельствах. Примерно к лету я осознал две вещи: во-первых, мне нужна полноценная команда, а во-вторых – юридическое оформление. С неймингом проблем не возникло: простое перечисление двух базовых услуг агентства – GR and PR – показалось достаточно емким.

Принято считать, что до 2017 года PR был уделом лишь нескольких зарубежных компаний и международных организаций, а после постепенно стал мейнстримом. Как Вы считаете, это действительно так?

И да, и нет. В это время многие люди и организации действительно отказались от самоограничений в плане публичности, но от резко возросшего спроса на коммуникации специалистов на рынке не стало моментально больше, да это и невозможно. Но это-то как раз дело наживное, а…

…по-настоящему плохо то, что у нас нередко внедряется традиционный PR, которого по факту уже нет.

Более того: о смерти классического PR в мире начали рассуждать еще в конце нулевых, а примерно к 2012 году это стало свершившимся фактом.

Условные PR 2.0 и PR 3.0 прошли здесь мимо внимания не только академической среды, но и некоторых практиков – нередко приходится и сейчас слышать о количестве упоминаний как о реальном таргете. Хотя у Узбекистана с учетом бэкграунда есть все шансы перейти к индустрии сразу в ее обновленном современном формате – с научным прогнозированием кризисов и широким применением digital-инструментария.

На чем специализируется GRANDPR, и почему у агентства нет web-сайта?

Если говорить о том, зачем к нам в основном приходят клиенты, то это, по-видимому, все же траблшутинг – спрос на него неуклонно растет. Да, наверное, это можно назвать нашей специализацией: решение различных проблем нестандартными методами с использованием коммуникаций в широком понимании этого слова. А что касается сайта, то его нет по очень утилитарной причине. Не хочу показаться снобом, но у нас не массовая услуга, и мы в каком-то смысле выбираем клиентов, которые, в свою очередь, рекомендуют GRANDPR своим партнерам.

На сегодняшний день я доволен портфелем – при том, что от операционного руководства отошел еще летом. Хотя, знаете, возможно, сайт все же появится – сейчас партнеры преобразуют компанию в агентство полного цикла с предоставлением услуг маркетинга, креатива и продакшена. Но стратегические коммуникации все равно будут стоять особняком – это моя твердая позиция.

Траблшутинг – это довольно неожиданно. Можно поинтересоваться, кто Ваши клиенты?

Давайте без имен, просто категориями: преобладают крупные корпорации, госкомпании, некоторые ведомства. Ну и физические лица – как без них?

Немного о спорте

Полтора года назад в СМИ прошла новость о том, что Вы стали соучредителем бренда 7SABER. Для многих это явилось неожиданностью.

Не очень понимаю, почему. Абсолютно прозрачная история, я ее не раз комментировал, в том числе и 25 июня 2021 года – в день презентации 7SABER. GRANDPR совместно с лондонским агентством INSTID разработал нейминг бренда, который на тот момент имел раскрученный визуал при отсутствии фонетического звучания. Сделано это было в интересах дубайского инвестора Berkeley Square Project Management, который решил вложить средства в популярную торговую марку.

После чего от главы Berkeley Square Investments Росса Коннона мне поступило предложение продолжить сотрудничество уже в качестве партнера и главы компании. Моя доля в капитале при этом составляет менее 20%. И я правда горжусь теми результатами, которых достигла команда 7SABER за этот короткий срок: целый ряд спортивных состязаний и многие победы наших спортсменов стали возможны благодаря спонсорской поддержке со стороны бренда.

Об Orient Group

Сотрудничество с Orient Group в качестве главы департамента по корпоративным коммуникациям – это разве не возвращение в некотором роде к тому, от чего Вы уходили в 2019-м?

Не совсем так. Вернее, совсем не так. Прежде всего, несопоставимые масштабы и та самая отраслевая диверсификация, которой мне так не хватало в телекоме. А главное – по-настоящему амбициозная задача консолидации активов и построения системы прозрачных коммуникаций.

Смотрите: с одной стороны, давно существовало устойчивое понятие Orient Group, но как таковой группы не было вплоть до конца прошлого года, когда сформировалась полноценная управляющая компания Orient Group Management.

Была проделана большая работа по трансформации конгломерата в современный холдинг – эта работа и сейчас продолжается согласно стратегии, разработанной в 2021-м.

Ходили слухи, что трансформация Orient сворачивается.

Слухи – это такая вещь в себе: иногда не знаешь, твое ли это упущение или просто активность «доброжелателей». Примерно понимаю, откуда это берется: в сентябре-октябре прошла плановая смена руководства, и команда топ-менеджмента OGM перешла к следующему этапу трансформации совместно с главами созданных в рамках группы бизнес-направлений. То есть закономерный процесс постепенной децентрализации корпоративного управления с дальнейшим внедрением независимых органов кто-то счел антитезой консолидации, хотя это абсолютно здоровый эволюционный процесс.

Orient действительно становится более прозрачным: то, что раньше сведения о бенефициарах передавались из уст в уста, а теперь учредители указаны на сайте холдинга – уже показатель. А можно ли в нескольких словах объяснить, что такое Orient Group, и в чем секрет его успеха на протяжении десятилетий?

Ну давайте попытаемся. Orient Group управляет крупными активами в нескольких направлениях преимущественно реального сектора экономики – от девелопмента до металлургии, агропрома и продуктового ритейла. Среди самых известных брендов – Golden House и Makro. А если говорить о «фишке», то, наверное, особым почерком Orient является создание уникальных предприятий – как по формату, так и по оснащению.

Взять любое из производств – нет не то что в Узбекистане, но и в Центральной Азии чего-то похожего на Binket, производящего до 30 тысяч дверей в месяц. Или текстильное направление, которое на момент запуска было технологическим лидером c самым передовым оборудованием, которое с непривычки очень долго устанавливали даже продвинутые немцы и швейцарцы. Не говоря уже о заводе металлоконструкций и горячего цинкования, да и о многих других предприятиях.

Вы сказали, что Orient развивается преимущественно в реальном секторе. А есть ли новые интересные направления?

Есть, и одно из наиболее перспективных – агентство маркетинговых исследований Research Group Central Asia. Поясню: в Узбекистане полным ходом идут структурные преобразования экономики, на рынок выходят крупные зарубежные компании, которым порой катастрофически не хватает элементарных данных. Такие базовые потребности как понимание потребительского опыта, изучение здоровья марки, а также отраслевая аналитика жизненно необходимы любому серьезному инвестору.

Исходя из этого в начале 2022 года и была создана компания, предоставляющая полный сервис на рынке потребительских исследований. Это международная команда экспертов с опытом работы в таких глобальных холдингах как Ipsos и Romir. И тут мы снова переходим к той «фишке» Orient, которую только что обсудили: в начале 2023 года RGCA запустит уникальный программный продукт – потребительскую панель, позволяющую сформировать полное представление о покупательском поведении. Этот инструмент впервые на рынке сможет наглядно продемонстрировать, какие именно каналы и торговые точки были задействованы потребителями, а также замерить лояльность к брендам и магазинам. И все это – практически в реальном времени.

И все таки…

Складывается ощущение, что при таком напряженном графике, как сейчас, времени на писательскую деятельность теперь точно нет?

Как ни странно, наоборот: когда ты на 100% свободен в расстановке приоритетов, то и управление несколькими компаниями не преграда для творчества. Тем более что во всех предприятиях либо уже сложились, либо формируются сильные команды, которым не страшно делегировать все больший объем задач. Так что в новом году постараюсь закончить и издать новую книгу.


Блиц

Если Вам предложат выбор: 100 миллионов долларов или работа, которой Вы сейчас занимаетесь, что выберете?

Возьму 100 миллионов, передам активы партнерам и уйду писать книги.

Как проводите свободное время?

С семьей. К сожалению, получается это реже, чем мне хотелось бы.

Какой Вы руководитель?

Все чаще кажется, что излишне мягкий.

Какие люди Вас окружают?

Разные. Но в итоге рядом остаются только единомышленники.

С чего начинаете свой день?

Бужу детей в школу.

Самое трудное решение, которое Вы принимали?

Я довольно долго размышлял о том, стоит ли уходить из журналистики в PR.

Если бы у Вас была машина времени, то куда бы Вы отправились? В прошлое или в будущее?

В прошлое. Иногда мне кажется, что там все было не совсем так, как нам рассказывают историки.

Статья подготовлена: Екатерина Ледовская
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии