Озгюр Онур Озгювен — основатель и председатель совета директоров одного из крупнейших в Турции архитектурных бюро, Özgüven. В ходе своей работы Озгюр применяет инновационные подходы, без страха принимает смелые решения, воплощая самые грандиозные архитектурные и дизайнерские идеи в реальность. Именно благодаря этому о компании знают не только в самой Турции, но и далеко за ее пределами, а схемы и модели реализованных проектов берут за основу многие строительные предприятия. Но господин Озгювен и его компания никогда не останавливаются на достигнутом, ставя перед собой еще более высокие цели. Сегодня Özgüven работает над возведением самого амбициозного строительного проекта в Узбекистане — NEST ONE — первого жилого небоскреба высотой 266.5 м.
В разговоре с редакцией Озгюр Онур Озгювен рассказал об истории своей компании, самых важных ее моментах и проектах и о работе в Узбекистане.
История компании
Расскажите немного о вашей компании. Когда и с чего все началось?
Мы основали Özgüven в 2004 году вместе с братом. Долго работая в сфере строительства и архитектуры, мы решили заняться развитием своего бизнеса в этом же направлении. С самого начала нас интересовали масштабные проекты, имеющие социальное значение. Мы стремились создавать нечто важное и особенное, что могло бы привнести новизну и только улучшить образ местности, используя все возможности. Сегодня Özgüven является лидирующей компанией в области Design&Build в Турции.
Множество очень интересных проектов было реализовано в Турции и за ее пределами, и каждый из них имеет особую ценность. Но лучшее еще впереди.
На ваш взгляд, в чем заключается уникальность компании Özgüven?
Мы представляем собой компанию, которая объединяет в себе сразу несколько ключевых направлений: архитектура, дизайн, строительство и девелопмент. Это редкость для турецкого рынка. В нашей практике было много проектов, где компания выступала в качестве архитекторов; проектов, где мы принимали роль застройщика; были и такие, где мы занимались полностью всем. В этом уникальность Özgüven — наша компания может не только спроектировать определенный проект, но и полностью реализовать его.
Вы упомянули об интересных проектах компании. Могли бы рассказать о них подробнее? Есть ли среди них такие, которые запомнились вам больше всего?
Мне довольно часто задают этот вопрос, и я всегда с затруднением на него отвечаю. Уверен, что многие архитекторы, строители и инженеры относятся к своим творениям, как к детям. На самом деле, как и родители не могут любить какого-то из своих детей больше других, так и мы не можем выделять какую-то одну работу. Для нас каждая из них важна, каждая имеет ценность. Над каждым проектом одинаково трудились, вкладывая свое умение, душу, любовь и время.
Но, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что запоминаются те объекты, которые мы делали впервые.
Запоминаются волнение, трепет и мотивация, которыми ты преисполнен, когда делаешь что-то в первый раз.
Если рассматривать с этой стороны, то могу рассказать о некоторых проектах, которые захватывали и вдохновляли нашу команду.
В Анкаре мы реализовали один из первых масштабных проектов — торговый комплекс вторичного автомобильного сектора. Собрали всех дилеров вторичного автомобильного рынка в один большой комплекс. Методики строительства, которые мы использовали в ходе работы, были впервые применены в Турции. И сегодня этот план проекта используется как модель при строительстве схожих объектов в других городах.
Также у нас был очень интересный опыт в Алжире. Мы возвели мечеть, где для облицовочных работ использовали монолитный декоративный бетон без какой-либо обработки.
Конечно, нельзя не отметить NEST ONE, который стал первым проектом такого уровня для страны и для нашей компании в частности. За всю историю компании мы реализовали множество жилых комплексов, но к строительству NEST ONE относимся с особым чувством волнения и трепета. Он действительно поражает своими амбициозными масштабами.
Мы надеемся и верим, что в будущем он станет одним из символов вашей прекрасной столицы и войдет в историю.
Как бы вы обозначили миссию и основные ценности вашей компании?
В Özgüven никогда не гонятся за количеством. Качество — вот, что действительно важно для нас. Когда мы приступаем к новому проекту, рабочая команда дотошно изучает все детали и нюансы, которые прямо или косвенно могут на него повлиять, — и все это для того, чтобы создать безукоризненный объект, который запомнится каждому и будет служить многие годы.
Компания была основана в 2004, а уже в 2007 считалась одной из самых быстро развивающихся архитектурных компаний в Турции. По-вашему, чем был обусловлен такой успех?
Одна из главных причин в том, что все наши проекты касаются непосредственно людей.
То есть, конечные результаты нашего творчества и работы являются неотъемлемой частью жизни обычного человека.
Компания всегда была нацелена и ориентируется на основные и простые потребности.
Как я уже отмечал, Özgüven комплексно изучает все факторы, оптимизируя потребности и возможности, после чего предлагает наиболее удобные, полезные и нужные для конечного потребителя проекты и реализует их.
Мы никогда не отступаем от нашей общей философии и в своей работе всегда стремимся к превосходству, стараемся изначально относиться к проектам не как к простым банальным зданиям, а как к произведениям архитектуры, которые будут радовать окружающих и войдут в историю. Можно сказать, наша компания хочет стать своего рода современником архитектурного искусства.
Тонкости и особенности
Расскажите об особенностях сферы. С какими сложностями сталкиваются строительный и девелоперский бизнесы сегодня?
Строительный сектор — очень важная отрасль, которая напрямую влияет на темпы развития в стране.
Отчасти ее можно назвать одним из основных драйверов экономики, так как она так или иначе соприкасается и оказывает воздействие на процессы в других секторах. По уровню и темпам строительного сектора можно многое сказать об экономической ситуации в той или иной стране. В странах с развитой экономикой роль строительного сектора отходит на второй план, так как фундамент и вся инфраструктура уже заложены. Например, в странах Европы можно наблюдать отсутствие крупных строительных проектов, следовательно, инвестиции в отрасль невелики, она сторнирует. В то время как в развивающихся странах этот сектор является локомотивом и определяет дальнейший вектор развития.
Также стоит отметить, что строительство и девелопмент имеют сильную связь с социальной и культурной сферами, так как затрагивают человеческий фактор, и это — большая ответственность. Это требует особо тонкого подхода к работе с момента проектирования объекта. Здесь должно учитываться все, даже фактор воздействия на окружающую среду. Думаю, в этом и заключаются основные особенности и трудности нашей сферы.
Ваша компания имеет за плечами довольно обширный международный опыт. Расскажите о процессе выхода на новые для себя рынки.
Все начинается с изучения потребности и всех важных факторов, влияющих на нее. Конечно, у нас есть общие цели выходов на новые рынки, но в первую очередь мы всегда ориентируемся на потребности и спрос. Так как Özgüven имеет много направлений, то и процесс выхода на рынок новой страны будет зависеть от той услуги, которую мы предлагаем. Если речь идет о реализации архитектурного проекта, физическое присутствие компании будет в этой стране минимальным. Мы ознакамливаемся с местностью и ее географическими особенностями, полностью изучаем потребность и разрабатываем архитектурный план, который далее реализовывается строителями.
Но если речь идет о воплощении строительного или девелоперского проекта, то это совершенно другие, более сложные и длительные процессы. Мы полностью изучаем все сферы новой страны, начиная с экономического и заканчивая социокультурным состоянием, полностью мобилизуемся на новом месте и только потом предлагаем план-проект и полноценно работаем над его реализацией.
Помните ли вы свой первый международный проект?
Впервые мы вышли на немецкий рынок. Но там компания разрабатывала архитектурный план проекта. Как я говорил ранее, это относительно краткосрочный процесс, с минимальным присутствием компании в стране. А первый масштабный проект как компании полного архитектурно-строительного цикла состоялся в Алжире. Можно сказать, там мы получили свой настоящий опыт и международный стаж.
А что, на ваш взгляд, самое сложное в процессе выхода на новые рынки? Приходилось ли сталкиваться со сложностями и как их преодолевали?
Если речь идет о полноценном проекте, то самое сложное, с чем приходилось сталкиваться — это новая и незнакомая культура. В подобных первых проектах мы пытались учесть все, нанимали финансовых и юридических специалистов, экспертов в других сферах науки, но не учитывали культуру, о чем потом жалели. Можно попасть в довольно неловкие ситуации, когда не знаешь культурных особенностей и менталитета жителей новой для вас страны. Ведь отличаться может все — образ мышления, привычки, мимика, жесты. Поэтому, исходя из собственного опыта, могу сказать:
нанимая специалистов из разных сфер, не забудьте про специалистов в области социологии и культуры… Они пригодятся в первую очередь.
Узбекистан и NEST ONE
Как проходил выход на узбекский рынок? С чего все начиналось?
Перспектива выхода на узбекский рынок нас всегда интересовала и волновала. Первым проектом Özgüven в вашей стране является работа над архитектурным планом комплекса Gardens на территории Tashkent City. Далее мы разработали архитектурный проект для комплекса Boulevard. Работа над этими объектами не требовала постоянного физического присутствия в Узбекистане, но в процессе мы все равно часто сюда приезжали. Это дало время и возможность изучить Узбекистан и его жителей, учесть все важные аспекты, касающиеся экономической, юридической сфер и культурно-поведенческих особенностей.
После этого мы вошли на ваш рынок как полноценная строительно-девелоперская команда. Первым крупным проектом стало проектирование и строительство социальных жилищных комплексов в Сергилийском районе. Кстати, этот проект я также могу назвать одним из запоминающихся, так как тут…
мы впервые в Узбекистане применили технику туннельной опалубки, которая позволила за 14 дней построить здания в 7 этажей, а за 135 дней мы полностью завершили строительство объекта в 1 200 квартир.
Фактически, на данный момент это считается мировым рекордом. Но, к сожалению, мы не учли этого факта и не зарегистрировали рекорд на месте. Но я уверен, в следующий раз мы исправимся и поставим новые, теперь уже официальные рекорды в вашей стране.
Поговорим о NEST ONE? Пожалуй, это самый обсуждаемый проект на сегодняшний день. Что можете о нем рассказать как его создатель?
Да, вы правы, о NEST ONE говорили и говорят очень много, и причин тому хватает. Это действительно очень масштабный и трудоемкий объект. Учитывая историю вашего города и катастрофические события апреля 1966 года, мы понимали, с какими сложностями нам придется столкнуться, но четко знали, чего хотим и как этого добиться. Как я уже говорил, к каждому своему проекту компания относится с особым трепетом, желанием довести его до идеала и сделать объектом наследия той страны, где он будет находиться. Именно с таким подходом наша команда приступила к созданию NEST ONE.
Согласитесь, достаточно амбициозно строить самое высокое жилое здание в городе, где люди до ужаса боятся жить в высотках.
Страх землетрясений посеял у целого поколения людей понимание, что чем ниже этаж, тем безопасней. Это условие создало и локальное правило ценообразования на квартиры: самые высокие цены на квартиры на нижних этажах, а чем выше, тем дешевле. Но NEST ONE переворачивает эти негласные законы и меняет образ мышления жителей Узбекистана. И, наверное, это самое сложное, с чем приходится работать в процессе реализации проекта. Сегодня технический прогресс дошел до такого уровня, что «обойти» природные факторы и географические особенности было не совсем сложно. Мы использовали особые методики и материалы, которые делают здание устойчивым и гибким, безопасным. Но менять человеческие привычки и устоявшийся образ мысли — вот что по-настоящему сложно. И на это уйдет немало лет. Я настроен позитивно и уверен, что наша работа станет неотъемлемой частью жизни жителей столицы.
А как вам Ташкент? Что вы можете о нем сказать как архитектор?
Я очень люблю Ташкент. На данный момент я живу здесь уже довольно давно. Мне действительно все в нем нравится. С точки зрения архитектуры и градоустройства он просто идеален. Я люблю гулять, и мне очень нравится, что весь Ташкент можно без затруднений обойти пешком, чего, например, не сделаешь в Стамбуле. Здесь очень широкие улицы, проспекты, аллеи. Город стремительно развивается и становится еще более красивым. Я родился и вырос в Анкаре, люблю свой город, он очень схож с Ташкентом. И все же, если придется выбирать между Анкарой и Ташкентом, я предпочту Ташкент.