Тим Торлоу — Чрезвычайный Полномочный посол Великобритании в Узбекистане. Свое назначение господин Торлоу получил в августе 2019 года. Сегодня Великобритания является одной из тех стран, которые активно поддерживают реформы, проводимые в Узбекистане. Также ведется ряд масштабных работ, нацеленных на укрепление взаимных отношений в важных отраслевых сферах, которые откроют перспективные возможности для каждого. В интервью для The Mag Тим Торлоу поделился мыслями о своей дипмиссии, важных проектах между нашими странами, своей семье и многом другом.
Страна, в которую легко влюбиться
Я ничего не знал об Узбекистане до назначения на должность. У моих родителей был очень красивый атлас в кожаном переплете, с черно-белыми фотографиями экзотических мест со всего мира. Еще ребенком я особенно запомнил одну из них, хотя мне было всего семь или восемь лет, — фотографию округлого приземистого минарета. Он был такой прелестный и так отличался от всего, что я видел, что навсегда запомнил его, хотя никогда не знал, где он находится.
В первую же неделю после нашего переезда Министерство иностранных дел пригласило нас в Самарканд на музыкальный фестиваль «Шарк тароналари». Сам город был великолепен, с Регистаном в огнях, с изумительными костюмами, танцами и музыкой… Посещение этого действительно волшебного города было очень быстрым и простым способом влюбиться в страну с первого взгляда.
Еще через неделю Всемирный совет ремесленников проводил свой первый международный фестиваль в Коканде, на котором мы познакомились с завораживающим прикладным искусством Узбекистана. Мы очень быстро погрузились в глубину вашей богатой культуры.
Позже мы с семьей путешествовали на запад страны, поехали в Нукус, потом — к Аральскому морю, затем — в Хиву, смотреть на древние замки и крепости.
Только тогда я узнал, что минарет, который я видел ребенком на картинках, это Калта Минор в Хиве. Так что теперь я могу похвастаться собственной цветной фотографией этого сооружения!
Узбекистан — страна, которую очень легко полюбить.
Я люблю архитектуру Узбекистана, его историю, пейзажи, горы и озера.
Люблю ходить в походы и исследовать природу на свежем воздухе за пределами Ташкента, люблю искусство и ремесла. Музей Савицкого — совершенно неожиданное место, выдающийся бриллиант человеческой предприимчивости и амбиций, изумительная коллекция прекрасного искусства. Это мое любимое место в стране, оно настолько уникальное и удивительное, что его можно назвать настоящей сокровищницей историй.
Иной, но очень понятный Узбекистан
Адаптация — это всегда непростой процесс, всегда нужно время, чтобы по-настоящему понять новую культуру и людей. Многое мне показалось знакомым со времен работы на Среднем Востоке, например, еда — много риса и мяса, азиатские влияния, специи, лапша.
Одна из самых больших радостей работы дипломата — возможность открывать незнакомые, удивительные части мира.
Я узнавал много знакомых элементов в музыке и народных ремеслах, которые очень люблю. В то же время, здесь для меня много нового и уникального. Я бы сказал, что Узбекистан — иной, но очень понятный. Первой сложностью в процессе адаптации был языковой барьер, хотя я учил русский еще до приезда в Узбекистан. Оглядываясь назад, думаю, надо было учить узбекский.
Второй фактор — коронавирус, который сильно помешал узнать Узбекистан. Мы только начали путешествовать и знакомиться с людьми, как начался локдаун. В-третьих, Узбекистан — довольно бюрократическая страна, и это немного усложняло жизнь. Так что, думаю, комбинация этих трех факторов замедлила процесс адаптации. Но я люблю переезжать, погружаться в новые культуры, открывать новую еду, места, людей.
Поэтому скажу, что эти сложности — часть адаптации, которые всегда проходят весело и приятно.
Грандиозные перемены
Я думаю, сегодня Узбекистан находится на пороге впечатляющих изменений. Правительство Великобритании, в том числе через посольство, ведет важную работу по поддержке реформ в Узбекистане. Хочу отметить: все, что мы делаем здесь, направлено на поддержку этих изменений и реформ во многих сферах.
Например, при поддержке Великобритании реформы в Узбекистане помогут обеспечить большую стабильность в регионе, построить более справедливое общество, более открытую экономику с большими возможностями для всех.
Долгосрочное партнерство
Цель дипломатии — сделать мир чу-точку лучше, справедливее, уменьшить неравенство, создать лучшие возможности для всех, включая уязвимые слои населения и женщин, устранить конфликты. По большей части все проекты — это текущая работа. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.
Один из проектов посольства, которым я горжусь — создание ННО «Мадад» совместно с Министерством юстиции. Мы хотели помочь государству построить независимую организацию гражданского общества. Также финансово поддержали «Мадад» в запуске онлайн-портала advice.uz для предоставления правовой помощи населению, в особенности уязвимым слоям.
Если говорить о менее масштабных проектах, мы много чего делаем в сфере медиа, например, проводим мастер-классы для журналистов, в том числе в сотрудничестве с BBC. В феврале провели воркшоп для журналистов и пресс-секретарей. Сотрудничаем с Агентством информации и массовых коммуникаций, чтобы обучить представителей министерств эффективно освещать государственную политику и процесс реформ. В рамках этой работы обучили и наградили сертификатами около 150 человек.
Еще одно важное направление для нас — гендерное равенство.
Мы поддержали инициативу UN Women и помогли издать сборник сказок, переписанных с целью развенчания гендерных стереотипов. Книга называется «Пробудись, не спи», а Узбекистан представлен сказкой «Зумрад и Киммат» в версии писательницы Саиды Рашидовой. В феврале совместно с Toshkent Gullari и ННО «Сабр» мы спонсировали курс флористики для женщин из Ташкентской области, которые хотели получить новую профессию и открыть собственный маленький бизнес.
Совместно с Министерством народного образования мы провели серию семинаров в общеобразовательных школах в ряде регионов республики на тему изменения климата и низкоуглеродных технологий. Семинары проводили выпускники нашей стипендиальной программы Chevening, в рамках которой молодые специалисты из Узбекистана могут бесплатно получить магистерскую степень в вузах Великобритании.
Наша экономическая программа охватывает намного больше сфер, чем торговля и инвестиции. Программа эффективного управления для экономического развития (EGED, Effective Government for Economic Development) поддерживает реформу рынка труда, управление государственными активами, реформу государственных закупок, налоговую и таможенную реформы, развитие зеленой экономики, зеленый рост. Мы подписали два больших рамочных соглашения, которые в перспективе фундаментально изменят отношения между нашими странами. Первое — соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 31 октября 2019 года. Второе — Узбекистан стал первой страной, вошедшей в Расширенную схему Всеобщей системы преференций Великобритании (GSP Enhanced Framework). Это предоставляет узбекистанским производителям, в частности в сфере сельского хозяйства и текстиля, доступ к рынку Великобритании. Торговля между нашими странами имеет огромный потенциал. Теперь нам нужно работать над тем, как помочь узбекистанским производителям воспользоваться этими возможностями. И это будет важная тема для обсуждения Узбекско-британского совета по торговле и промышленности в этом году.
Моя семья
Моя жена — успешная писательница. Она опубликовала в Штатах три книги, которые были переведены на несколько языков. Первая — ее мемуары о том, каково было американской журналистке возглавлять газету в Йемене (в тот период мы и познакомились). После этого она опубликовала еще два романа, последний из которых, «Музыка изгнания», исторический роман о еврейских беженцах, музыкантах, которые вынуждены были покинуть родную просвещенную Вену в 1948 году и оказались в Боливии. Потрясающая книга! Сейчас она пишет новые книги, и мы надеемся, что когда-нибудь одна из них будет об Узбекистане. Также она работает над докторской диссертацией в области литературного творчества.
У нас одна дочь, ей 12, она учится в школе в Ташкенте. В прошлом году она участвовала в Самаркандском полумарафоне. Тогда ей не хватило шести дней до 12-летия, так что технически она не могла официально участвовать ни в одной возрастной категории и получить награды. Но она пробежала 2 км более чем на 3 минуты быстрее победительницы возрастной группы с 12 по 13. Она заняла девятую строчку среди женщин, включая взрослых, и 33-ю — среди всех участников, включая взрослых мужчин.