Эксперты агентства RGCA, официально аккредитованное агентство международного оператора IPSOS и лицензиат исследовательского холдинга «Ромир», выяснили, какие онлайн-платформы используют и знают жители городов республики, и откуда они получают новости о сайтах и приложениях для шопинга. В исследовании RGCA приняли участие более 800 жителей страны от 18 до 54 лет — выборка была составлена таким образом, чтобы репрезентативно представлять всё население страны.


Вячеслав Карпов, CEO RGCA:

«Сегодня мы становимся свидетелями уникальной ситуации: миллионы людей, традиционно покупавших практически всё на тысячелетних базарах, кардинально меняют свои привычки, заменяя тележку с носильщиком на виртуальную корзинку в углу экрана. Хотя привычка говорить «электронный базар» вместо «маркетплейс» будет жива ещё очень и очень долго».


Самые известные

Если в 2022 году, по данным исследования агентства X Research ECOM, лидирующие позиции по знанию бренда занимали OLX и AliExpress, то в этом году, по данным опроса RGCA, лидирует новый узбекистанский бренд — Uzum Market. Сейчас уже можно утверждать, что буквально за полгода маркетплейс стал одной из самых узнаваемых шопинг-платформ в стране.

Платформа объявлений OLX остаётся в тройке лидеров, а замыкает её в этом году мессенджер Telegram: узбекистанцы активно покупают и продают не только в онлайн-магазинах. Продолжают список самых популярных Instagram, AliExpress, Mediapark, Zoodmall, Olcha.uz и Asaxiy.

В Каракалпакстане, Самарканде, Бухаре и Карши OLX по-прежнему остаётся платформой номер один: здесь активно продают и покупают, причём не только новые, но и б/у вещи. А вот жители Ташкента и Ферганской долины первым среди e-commerce брендов вспоминают Uzum Market — и именно в этих регионах маркетплейс в числе первых открыл собственные пункты выдачи.

Росту узнаваемости Uzum Market способствовала рекламная кампания бренда на телевидении, которое остаётся самым охватным медиа страны (технический охват составляет более 95%, данные медиа-агентства Ledokol). И конечно, свою роль сыграл и рост сети ярких брендированных пунктов выдачи заказов.

Аудитория

Традиционно самые активные онлайн-покупатели — это девушки, для них важно, чтобы у площадки был широкий ассортимент и возможность проверить и примерить товар при получении. Данные опроса это подтверждают: именно Uzum Market стал самым популярным сервисом среди женщин. Мужчины же предпочитают не только покупать, но и продавать: они чаще выбирают для шопинга OLX, который даёт возможность продавать в том числе подержанные товары.

Критерии выбора

По каким критериям узбекистанцы выбирают платформу для шопинга? Наибольшее число респондентов отметило, что для них важна программа лояльности для постоянных покупателей; второе по значимости место заняли низкие цены, а третье — удобная доставка.

Высокому уровню осведомлённости, несомненно, способствует знание рекламы, которое в свою очередь способствует принятию решений в пользу того или иного участника рынка. Здесь также лидирует Uzum Market: более половины респондентов упоминают рекламу марки без подсказки. Однако стоит отметить, что площадки OLX, Telegram и Instagram не рекламируются как интернет-магазины. Наиболее успешными каналами коммуникации узбекистанцы называют социальные сети (Telegram/Instagram), рекламу на телевидении и поиск в интернете.

Буквально несколько месяцев назад лидирующие позиции в электронной коммерции занял национальный бренд — и RGCA продолжит следить как за динамикой роста всего рынка e-commerce, так и за конкуренцией глобальных и локальных игроков на нём. Как отмечают аналитики, сейчас в Узбекистане на рынке онлайн-платформ формируется конкуренция за потребителей, которая стимулирует компании совершенствовать сервис, а также расширять ассортимент товаров и услуг. При этом в стране складывается уникальная ситуация, когда покупатели базаров сразу переходят за покупками на сайты и в приложения, минуя этап оффлайн-ритейла.


О компании

Research Group Central Asia была создана в начале 2022 года как агентство, предоставляющее полный сервис на рынке потребительских исследований. RGCA — это в первую очередь эксперты, имеющие большой опыт в проведении исследовательских проектов. Компания проводит полный спектр количественных и качественных исследований, является официально аккредитованным агентством международного оператора IPSOS, а также лицензиатом исследовательского холдинга «Ромир». В апреле 2023 года RGCA запустила на рынок уникальный исследовательский продукт «потребительская панель домохозяйств».

Статья подготовлена: Вячеслав Карпов
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии