«Узбекская UzAuto Motors намерена стать лидером автопрома в СНГ и производить до миллиона автомобилей», «На просторах СНГ может возникнуть новый автогигант» — всё чаще в мировых интернет-СМИ можно встретить новости с подобными заголовками. И за таким признанием не просто цифры, а огромный труд практически всех отраслей Узбекистана.
В результате реформ главы страны и реализации стратегии развития Нового Узбекистана, которые в корне изменили все внутренние процессы и повысили престиж страны на мировой арене, автомобильная отрасль перешла на новый этап своей деятельности, где приоритетными задачами стали расширение и модернизация производства, развитие технологий и науки, а также создание прочной базы для формирования конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции.
Наращивание объёмов производства за счёт модернизации и оптимизации производственных процессов позволило UzAuto Motors достичь внушительных рекордов: с 2016 года объёмы производства выросли на 269%. Внедрение новых технологий, обновление оборудования и повышение компетентности кадров превратили UzAuto Motors из лидера Средней Азии в автомобильного гиганта стран СНГ.
Сегодня UzAuto Motors переходит на производство только самых современных автомобилей, в частности Chevrolet Tracker и Onix. Силами иностранных и местных специалистов на 200 предприятиях в Узбекистане было налажено производство полутора тысяч деталей для Chevrolet Tracker и Onix.
Также для выпуска этих автомобилей в Узбекистане со стороны АО «Узавтосаноат» было реализовано 12 проектов локализации, среди которых новые заводы и высокотехнологичные производственные линии на общую сумму 312 млн. долл. Запуск новых мощностей позволил создать ещё около 4,5 тысячи рабочих мест.
Новые автомобили построены на внедрённой на заводе UzAuto Motors глобальной платформе Global Emerging Markets (GEM), которая позволяет налаживать производство нескольких видов автомобилей без дополнительных инженерных решений. В проект были вложены инвестиции в размере 427,6 млн. долл.
Освоение производства инновационного семейства двигателей CSS Prime с использованием передовой технологии изготовления алюминиевых блоков цилиндров под высоким давлением было осуществлено на предприятии UzAuto Motors Powertrain с нуля. Благодаря инновационным технологиям в Узбекистане появился уникальный во всём СНГ завод, увеличивший общий процент локализации автомобилей Chevrolet Onix и Tracker.
Производство чугунолитейных деталей было запущено на построенном с нуля литейном заводе KOVA Foundry в Андижанской области. Для освоения новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью на предприятии были реализованы самые передовые, не существовавшие у нас прежде отрасли технологии, включающие все циклы обработки металла: плавку, отливку, формовку и высокоточную механическую обработку. Предприятие мощностью 18 тыс. тонн в год увеличивает добавленную стоимость сырья до 10 раз и замещает импорт деталей на 21 млн. долл.
В рамках программы локализации на предприятиях структуры UzAuto начало работать производство радиаторов с современной системой охлаждения двигателя, многофункционального рулевого колеса Joyson Safety Systems с функциями управления автомобилем и подушкой безопасности, а также современных и безопасных пластиковых бензобаков по уникальной технологии. Кроме того, на предприятии ООО «UzKoram-Со» было освоено производство боковых зеркал для автомобилей Chevrolet Onix и Tracker.
Впервые были налажены производство и обработка пластиковых и резиновых деталей современным методом, в том числе с применением экструзии. Внедрена ультразвуковая сварка пластиковых деталей и двухкомпонентное литьё пластмасс под давлением, что позволяет достичь высоких показателей герметичности и поглощения удара или вибрации.
Модернизации коснулся и процесс производства кузовных деталей методом горячей штамповки. Организация единственного в Средней Азии полностью автоматизированного цеха обработки металла путём горячей штамповки на заводе UzSungwoo позволила локализовать 20 типов комплектующих для моделей Chevrolet Tracker и Onix, замещающих импорт на сумму около 214,5 млрд сумов. Линия горячей обработки металла UzSungwoo, спроектированная по новейшим технологиям и оснащённая оборудованием для резки, горячего прессования и лазерной резки металла от ведущих мировых поставщиков, позволяет обеспечить выпуск 2,4 млн. металлических изделий и экономит инвестиции благодаря уменьшению количества необходимых оснасток до пяти раз.
Внедрение инновационных технологий производства также коснулось и производственных мощностей непосредственно самого завода UzAuto Motors в Асаке. Помимо основных производственных узлов на предприятии был запущен процесс лазерной сварки, который по сравнению с другими методами сварки имеет более высокую точность, повышенную стойкость к коррозии и износу сварного шва, а также эстетичность, высокую степень энергосбережения и защиты окружающей среды при производстве.
Реализованные проекты создали все условия для дальнейшего развития автомобильной отрасли Узбекистана и доведения объёма производства автомобилей до 500 тысяч единиц, а в дальнейшей перспективе до миллиона единиц в год.
Прибыльное производство в рыночных условиях
Как известно, на протяжении большей части современной истории Узбекистана в целях привлечения инвестиций национальная экономика поддерживалась сильными протекционистскими мерами. Но в последние годы государство взяло курс на планомерное сокращение льгот и преференций для создания равных условий ведения бизнеса и большей прозрачности. Эти изменения коснулись и автомобильной промышленности.
В результате отмены налоговых льгот, в том числе НДС, АО «UzAuto Motors» с 2021 года впервые вошло в десятку самых крупных налогоплательщиков Узбекистана, отчисления которого составили 5,6% от доли промышленности в ВВП. Только за пять последних лет, несмотря на условия пандемии и геополитическую ситуацию в мире, совокупные налоговые отчисления АО «Узавтосаноат», в которое входит АО «UzAuto Motors» и более 80 других предприятий, составили более 22,1 трлн. сум.
В настоящее время предприятия АО «Узавтосаноат» платят налоги, в том числе НДС, наравне со всеми частными предприятиями Узбекистана. Рост конкуренции и новый подход менеджмента дают свои плоды. По состоянию на 2018 год благодаря агрессивным реформам, как в области производства, так и в управлении, компании удалось выйти на прибыль, объём которой на тот период составил 1,7 трлн. сум.
Безусловно, финансовое оздоровление компании положительно отразилось на её международном имидже. В 2021 году UzAuto Motors выпустила на Лондонской фондовой бирже международные еврооблигации на сумму 300 миллионов долларов США, а в начале текущего года осуществила крупнейшее в республике публичное размещение акций (IPO). Став полноправным участником международного рынка капитала, компания направила средства на модернизацию производства и внедрение новых для Узбекистана технологий без государственного участия.
Обновление автомобилей, повышение качества их производства и переход на высокие международные стандарты качества BIQ-IV обеспечили благоприятные условия для создания автомобилестроительного конгломерата между Узбекистаном, Казахстаном и Азербайджаном. В марте 2020 года состоялся запуск производства новых моделей автомобилей UzAuto Motors под брендом Chevrolet в городе Костанай (Казахстан), где с первого года они стали самыми популярными среди покупателей. Годом позже, в сентябре 2021-го, производственная линия открылась и в городе Гаджигабул (Азербайджан).
Наращивание экспортного потенциала отрасли за прошедшие пять лет позволило достичь почти девятикратного роста притока валюты в страну за счёт экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью: в 2022 году годовой объём составил почти 554 млн. долл, против 58,7 млн. в 2018-м.
Очевидно, что машиностроение как одна из важнейших отраслей мировой промышленности, которая отражает эволюцию науки и техники, занимает ведущее место в развитых странах. Металлургию, нефтегазовую и химическую промышленность, электротехнику ведёт за собой одна из самых мультипликативных отраслей, рабочее место в которой создаёт семь рабочих мест в смежных. Отрасль самых передовых технологий, создающих условия для того, чтобы войти в лидеры среди стран с высоким инженерным потенциалом, создавать и расширять свои возможности в области науки и производства.