Учебные заведения одними из первых претерпели изменения в связи с карантинными мерами: началось дистанционное обучение, появились виртуальные дневники, а в дальнейшем — и возможность сдать экзамены онлайн. О том, как пандемия повлияла на высшее образование в стране, мы поговорили с и. о. ректора Университета Инха в Ташкенте Музаффаром Джалаловым.


Музаффар Джалалов

исполняющий обязанности ректора Университета Инха в Ташкенте

За период пандемии все университеты приобрели огромный опыт в онлайн-образовании, но трудности, связанные с доступом к интернету в стране, все еще мешают организации полноценного процесса обучения. Большинство ВУЗов начнет учебный год с онлайн-уроков, но в итоге студенты все-таки вернутся в оффлайн-классы.

Влияние пандемии: плюсы и минусы

Можно сказать, что пандемия в какой-то степени оказала положительное влияние на сферу высшего образования: многие ВУЗы перешли от классической образовательной модели к дистанционной, и это стало настоящим экспериментом как для студентов, так и для преподавателей.

Наш университет тоже перешел на онлайн-обучение. Когда стало понятно, что пандемия закончится нескоро, промежуточные и выпускные экзамены мы также провели в онлайн-форме. Специалисты ВУЗа в кратчайшие сроки разработали платформу дистанционного обучения — IUT DES, IUT Distance Education System. Эта система работает дистанционно: преподаватели могут загружать подготовленные видеолекции и презентации, а студенты — просматривать данный контент в любое удобное время в зоне TAS-IX.

Не могу не отметить, что в это непростое для всех время два мобильных оператора, Ucell и Uzmobile, пошли нам навстречу и предоставили безлимитный нетарифицируемый доступ к сайту образовательной онлайн-платформы.

Если говорить о негативных сторонах пандемии, то в связи с кризисом мы приостановили прием оплаты за обучение. Как следствие, доходы университета значительно снизились. К тому же, как мне кажется, университет потерял свой шарм: здание опустело, не стало привычного нам задорного шума в коридорах, в холле не «бегают» роботы, а об оживленных ивентах напоминают только старые постеры. От этого, конечно, немного грустно.

Первые онлайн-экзамены: как это будет?

С первого приема в Университет Инха в Ташкенте абитуриенты подавали документы через онлайн-платформу. Поэтому здесь нам не пришлось ничего изобретать. Однако в этом году в связи с пандемией COVID-19 по согласованию с Университетом Инха в Южной Корее мы решили перевести в онлайн и вступительные экзамены. Безусловно, это будет уникальный опыт для нас.

Согласно новым правилам, разработанным совместно с корейской стороной, абитуриенты будут сдавать первые вступительные экзамены на факультеты «Компьютерный и программный инжиниринг» и «Логистика» 23 июня в онлайн-режиме через приложение ZOOM.

Для прохождения экзамена в этом году понадобится интернет, компьютер и смартфон. Абитуриенты должны будут зайти с телефона в ZOOM в определенное время, а экзаменационное задание скачать на компьютер. Затем его необходимо выполнить в письменном виде в течение 30 минут. В этом году мы сократили количество вопросов до 6. Когда время выйдет, необходимо через ZOOM показать лист наблюдателю, потом сфотографировать этот лист на смартфон и отправить проверяющей комиссии. При проверке будут сверяться экземпляры, показанные через ZOOM и отправленные на почту. После письменного экзамена абитуриенты должны будут пройти короткое онлайн-интервью на английском языке.

Наблюдать за прохождением экзамена через ZOOM будут представители Университета Инха в Южной Корее. Никто из ташкентского ВУЗа к наблюдениям не допускается. По предварительным данным, на экзамене будут работать 32 представителя корейского университета — примерно по 15 абитуриентов на каждого наблюдателя. Всего в этом году на первый экзамен зарегистрировано 482 абитуриента.

Проведение онлайн-экзаменов — это уникальный для нас опыт, и мы постарались предусмотреть некоторые нюансы.

Например, проблемы с интернет-соединением или какие-то технические неполадки: в случае, если у абитуриента не получится вовремя подключиться к ZOOM, мы готовы дать ему еще один шанс и возможность пересдать экзамен.

Согласно правилам, во время выполнения экзаменационных заданий в комнате не должно быть никого, кроме самого абитуриента. Также не разрешается смотреть по сторонам, вверх и вниз — это будет расцениваться как нарушение правил и закончится дисквалификацией.

Дистанционное образование: необходимость или потребность?

Дистанционное образование — очень важная составляющая современного мира.

Ведь мы никогда не знаем, с какими препятствиями можем столкнуться завтра. К тому же широкое внедрение такой образовательной модели в нашей стране дало бы возможность учиться и людям с особыми потребностями, которые зачастую не могут получить образование из-за сложностей с передвижением.

Наши иностранные профессора, которые уже имели опыт преподавания онлайн, считают, что в ближайшем будущем существующая модель обучения будет серьезно отличаться от той, которую сулит миру Четвертая промышленная революция. Классическое образование постепенно трансформируется от привычных лекций к контекстно-ориентированному обучению. Но для этого перехода, помимо хорошего интернета, крайне важна заинтересованность всех сторон, участвующих в образовательном процессе.

Как показал опрос, проведенный пресс-службой университета в Telegram-канале, большинство студентов все-таки пока отрицательно воспринимает переход на дистанционное образование. 35% из 800 опрошенных считают такое обучение неэффективным. Еще 16% добавили, что ВУЗы нашей страны не готовы к такому нововведению. Только 8% ответили, что относятся к образованию на расстоянии нейтрально, не ощущая принципиальной разницы между обучением дома или в аудитории. 25% опрошенной аудитории высказались в пользу дистанционного обучения, отметив, что пора вводить что-то новое в нынешней системе образования. Еще 16% поддержали нововведение, назвав это интересным экспериментом. Но лично я думаю, что это дело времени. Поначалу всегда трудно адаптироваться к чему-то новому. К тому же, если это новое неожиданно врывается в нашу жизнь.

В этой связи, думаю, стоит начать внедрять в ВУЗах смешанный тип обучения, когда очные лекции чередуются с вебинарами. Высокий уровень преподавания и удобная система контроля успеваемости не позволят снизить качество образовательного процесса. При этом смешанное обучение позволит постепенно вырабатывать в студентах способность к самостоятельному образованию.

Мы рассматриваем возможность перехода к смешанному типу обучения на первом этапе. Также не исключаем возможности внедрения и полностью дистанционного образования, учитывая при этом успеваемость студентов и статус преподавателей. Кроме того, мы рассматриваем и предоставление права выбора: классическое образование либо дистанционное. Ведь за эти три месяца мы получили уникальный опыт, и его нужно использовать для развития.

Статья подготовлена: Марк Селезнев
Фото:
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии