Первое ощущение, которое посещает тебя на выставке «Путешествие во времени и по Шелковому пути» — глубина. Это не типичные яркие кадры из красивой жизни, которыми пестрят знакомые нам таблоиды. Работы Ренате увлекают тебя в мир, существующий рядом, но который ты перестал замечать.

И главная мысль работ прослеживается очень четко, особенно когда стоишь перед серией фото о тающих льдах Сибири: эта мысль — все временно. С первого взгляда, увидев хрупкую блондинку в строгом сером костюме, едва ли подумаешь, что именно она — автор всех этих кадров, таких нетипичных, но совершенно ошеломляющих. Ренате Граф — фотограф, которому не все равно, — дала интервью эксклюзивно для The Mag.


Для справки:

Ренате Граф родилась в Австрии. Литература и поэзия сподвигли ее посвятить себя фотографии. В основном Ренате работает с кинофотографией и черно-белыми принтами, а начала она с создания путевых тетрадей, составленных из изображений, — к ним она ассоциировала тексты вдохновляющих ее авторов, написанные от руки. Этот процесс становился все более рукотворным, и Ренате начала создавать связанные между собой книги большего формата. В 2019 году в Португалии состоялась первая персональная выставка Ренате Граф под названием «The Photographer’s Chronicles: Мысли становятся изображениями 1992 | 2019». Выставка, состоящая примерно из 180 работ, представила два десятилетия путешествий — прямиком из Южной Индии в студию Ансельма Кифера.

Почему вы выбрали именно такой вид искусства и чем он вам близок?

Я родилась в Европе и достаточно рано начала изучать поэзию. Изучая восточных авторов, я познакомилась с творчеством Омара Хайяма. Его философия мне очень близка, и история его становления стала мне интересна. В частности, я с большим удовольствием погружалась в его воспоминания об обучении в Самарканде и Бухаре. Эти города — поистине историческое достояние вашей страны!

Сам факт, что вы несете в своей истории детали о Великом шелковом пути, привлекает меня еще и как антрополога, кем я и являюсь по образованию. Фотографировать я начала очень давно; мне просто нравился процесс, когда смотришь на мир сквозь объектив. Чуть позже я начала анализировать снимки и поняла, что они весьма концептуальны. Увидела, что в них начинают проявляться реальность, проблемы и неровности мира или, наоборот, его особенности. Будучи путешественником с юности, моя мама очень часто отправляла нас в разные страны мира, и я стала искать в новых местах отличительные черты.

Каждая культура и страна — это калейдоскоп уникальных портретов и картин.

В какой стране вы чувствуете большее вдохновение?

Могу с уверенностью сказать, что я всегда рада находиться там, где я есть в данный момент. Я бы назвала себя странником в душе. Я не слишком люблю ностальгировать, и поэтому мне довольно легко перемещаться в любую точку мира. Долгое время я жила в Нью-Йорке, Париже, часто бывала в Индии и думаю, именно там я ощущаю больший эмоциональный отклик. Вся культура, от поедания банановых листьев на завтрак до религиозных обрядов в буддийских храмах, мне понятна и близка моему мироощущению. А еще мне нравится просыпаться с утра и не знать, куда меня забросит судьба на этот раз. Сейчас я очень счастлива быть именно здесь.

В Узбекистане, как нигде в мире, ощущается единение человека и природы.

Это невероятно, что здесь и сейчас, в 21 веке, люди все еще активно взаимодействуют с землей и животными, занимаются земледелием, сами выращивают скотину. В нынешних условиях это огромная помощь для сохранения экологии и большой шаг к осознанному потреблению.

Почему вам так важно говорить в своих фотографиях об экологических проблемах мира?

Все очень просто: я хочу жить в мире и быть его благодарным жителем. За последние 20 лет изменения, происходящие вокруг, особенно в сфере массового производства товаров народного потребления, мяса и воды, приводят меня в ужас. Мы просто уничтожаем место, где мы живем. Уничтожаем леса, города, моря, и это не может не беспокоить неравнодушных людей.

Я не могу назвать себя ярым активистом. Я не веду пропаганду эко-жизни, но делаю то, что могу сделать именно я. А что я могу? Как родитель, я стараюсь воспитать своих детей с пониманием, что мы здесь только гости, и нельзя потреблять больше, чем ты можешь унести с собой в конце жизни. Моя дочь уже несколько лет живет абсолютно экологичной жизнью: она веган и не покупает пластик и натуральную кожу.

Как художник, в своих работах я показываю людям, что происходит с миром.

И если хотя бы один человек переосмыслит свои ценности после прочтения моих работ, значит, я двигаюсь в верном направлении.

Как происходит процесс фотографирования? Как выбираете локации?

Все начинается с желания прокатиться. Я очень люблю ездить на далекие расстояния на машине. Я почти медитирую, глядя на сменяющиеся за окном пейзажи. Моя камера всегда при мне, и особенного ритуала или подготовки к фотосету нет. Все свои фотографии я делаю при натуральном освещении, то есть все, что мне нужно, — это солнце и место, где я могу представить идею будущего фото. Если сейчас вы меня подведете к какому-то зданию и попросите сделать фото, ничего не выйдет.

Я никогда не знаю, что попадет в мой объектив сегодня.

Чаще всего идея — это чистый лист. В одной из моих книг представлено фото: на одном религиозном празднике в Италии я запечатлела момент запуска фейерверков. Только представьте: конфетти летят в разные стороны, но по направлению к солнцу, которое подсвечивает их и делает похожими на мотыльков! Я запечатлела момент истории. И, скорее, я автор историй, которые могут произойти в любой момент. Поэтому в моем случае к съемке подготовиться нельзя. Я просто проживаю жизнь, улавливая иногда ее прекрасные моменты.

 

Что вы думаете о молодом поколении художников и что могли бы им сказать?

Первое, что я хочу сказать, — какие же мы разные, и как это прекрасно! Я поняла, что не хочу растить детей такими, какими были мы. Мы можем взаимодействовать между собой и дополнять друг друга, но я не хочу быть мерилом правильности для своих детей. Недавно я выступала перед молодыми художниками, и мне задали этот же вопрос: «Что вы пожелаете молодому поколению?». Я бы хотела только одного: чтобы те, кто сейчас начинает свой путь, не гнались за идеальностью картинки.

Мне кажется, главная идея идеала — не быть им.

Просто позволить себе говорить так, как хотели бы сказать именно вы. Меньше обращать внимания на оценку со стороны и освободить себя от оценивания самим собой.

Что вас ждет дальше и о чем вы мечтаете?

Я вернусь в Мексику к детям и, честно говоря, мне бы хотелось посвятить немного времени более размеренной деревенской жизни. Мне хочется заняться огородом, вырастить какие-то овощи и просто пожить в спокойной среде. Я очень много путешествовала и делала записи о тех местах, где бывала. Сейчас самое время собрать все эти мысли в большую книгу воспоминаний о мире, городах, местах и людях.

Мне бы очень хотелось немного замедлиться и дать себе время на некоторые изменения. Пандемия хорошо показала нам, что пришла наша очередь заботиться о себе и людях вокруг. Мне очень хочется верить, что однажды я снова проеду по знакомым местам и увижу, что мы больше не расколоты на социальные группы и слои, а, напротив, наконец-то объединились. Что главной ценностью перестанут быть только материальные вещи — это сделает меня еще более счастливым человеком.

Статья подготовлена: Диана Останкова
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива героини
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии