12 июня в галерее ZERO LINE состоялся показ фильма «Плач танбура», а также встреча с режиссером картины Анисой Сабири.

Краткая биография:

Аниса Сабири родилась 29 августа 1991 года в г.Душанбе. С отличием окончила Московский Университет МВД России в звании старшего лейтенанта. Несколько лет проработала в Таджикистане в секторе НПО. В 2016 году поступила в Московскую Школу Нового Кино, обучалась у Фреда Келемена и Ираклия Квирикадзе. Премьера дебютного студенческого фильма «Искупление» (8 мин) состоялась летом 2017 года на 28-ом Открытом Всероссийском кинофестивале «Кинотавр».

Фильм «Плач танбура» рассказывает о взрослении 12-летнего подростка в годы гражданской войны в Таджикистане в 90-х. Фильм был представлен на 18 международных фестивалях и получил награды на Varesh Film Festival в Иране (Best Fiction Film) и Imagine This Women’s International Film Festival в США (Best Young Women Storyteller).

Редакция The Mag побеседовала с режиссером картины об искусстве, человечности, вечных ценностях и творческих планах.


Аниса Сабири

режиссер

Когда и как к вам пришло осознание, что вы хотели бы стать режиссером?

Рано. Неосознанно, конечно. Просто я не знала, что это называется кинематографией. Режиссер — рефлектор, зеркало, впитывающее в себя эмоции, образы. И в то же время, это маг, который меняет пространство, создавая условную реальность. А мне с детства хотелось узнать разные реальности, познать мир глубже.

Мне не нравилось, как устроен этот мир, поэтому я была убеждена, что должна его изменить.

Отучившись на юриста, я поняла, что это утопия. А вот в условиях кино утопия возможна.

Как пришла идея о съемке фильма «Плач танбура»?

Для съемок фильма было несколько причин. Во-первых, я понимала, как важно рассказать миру о гражданской войне в Таджикистане. И война, самая страшная и глубокая, — это куда больше, чем бомбы и военные действия.

Война эта, в первую очередь, в нас самих, в человеческих отношениях, в одиночестве каждого.

Она происходит каждый день. В наших семьях, недосказанности, желании быть сильными. В какой-то мере, причина войны — в наших ценностях. У нас ведь очень одинокое общество, в котором отнюдь не принято говорить с детьми и друг с другом об элементарных вещах, и тем более о том, как сильно мы друг друга любим. Вот и получается, что мы все рождаемся взрослыми, а потом не замечаем, какими мы становимся уязвимыми детьми, когда вырастаем.

Чем вы руководствовались при кастинге актеров для работы?

Искренностью их роли в картине. Никто из героев не играл «чужого». Они просто были собой.

Как вы считаете, музыка — это важная часть кинокартины? Отражает ли она ее суть?

Безусловно. Даже при том, что она незаметна, что она лишь вплетена в органику жизни героев и всего-то в нескольких местах. Неслучайно музыкальные произведения фильма принадлежат перу выдающегося композитора симфонической музыки Толибхону Шахиди, чья музыкальная палитра орнаментальна и драматична, но, в то же время, довольно гибка, экзистенциональна. Работать с его музыкой непросто, так как начинаешь понимать — изображение и драматургия фильма не тянут на масштаб и силу его музыкальных картин. Но это прекрасно, так как симфоническая музыка учит режиссера работе с психологией образов, с метафизикой.

Кто еще сыграл важную роль при создании картины?

В судьбе этой картины важные роли были у всех. Начиная с первого продюсера моей студенческой работы Виталия Хинензона, а также коллеги Исмаила Зибаи, заканчивая моей мамой, готовившей еду на 30 человек во время съемок. Каждый член съемочной группы внес огромный вклад в то, что потом стало фильмом, а также, конечно, все наши партнеры. Я должна отметить и моих продюсеров Джозефа и Смиту Прото, которые помогли собрать бюджет для фильма и поверили в меня в то время, когда ничего еще не было. Это удивительные люди, на таких и держится мир!

Почему отец мальчика получил профессию «журналист»? Это важно? Что вы хотели этим сказать?

Фильм основан на истории, которая действительно случилась в 90-х. Папа настоящего Хафиза был известным таджикским журналистом и действительно погиб на границе. В драматургии картины эта деталь роли не играет, но она правдива, и это важно. Ведь о таджикских журналистах, погибших в войне, вообще мало что говорилось.

Почему «Плач танбура»? Как остановились на окончательном варианте названия?

В традиционной иранско-таджикской музыке есть такой музыкальный инструмент — танбур. С древних времен и до сих пор в культуре таджиков он играет роль ритуального инструмента для исполнения погребальной обрядовой музыки. Так как я очень люблю этот инструмент, решила, что звук танбура, который у нас в народе еще называется «нола» (плач), символизирует плач о неотпетых душах, ушедших во время войны.

Вы планируете снимать кино об Узбекистане? Находите ли для себя здесь вдохновение и интересные локации?

Узбекистан — сосредоточение богатого наследия, связанного со многими древними культурами Востока. Это интересная для меня энергия, с которой хотелось бы поработать. Учитывая, что по материнской линии предки у меня из Бухары, меня всегда интуитивно сюда тянуло. Особенно интересна тема среднеазиатского джадидизма, который достиг своего расцвета именно в Бухаре. У меня есть синопсис фильма о той эпохе, но он требует много исследований и работы. Думаю, что в ближайшем десятилетии я за него возьмусь.

Аниса, у вас очень символичные картины. Что вы хотели бы сказать своим творчеством в первую очередь?

Сказать хочется о том, что в целом все наши человеческие истории очень друг на друга похожи. Они одинаковые, вне зависимости от эпох, политики, религий, национальностей, климата, гендера, континента. Все границы, которые мы создаем, — в нас самих. Все границы, которые мы создали или пытаемся создать, — от того, что мы, люди, очень одинокие существа.

Мы непременно хотим опровергнуть это одиночество. А в конце концов, опровергаем природу…

Что вы посоветовали бы молодым режиссерам?

То же, что и себе — учиться и пытаться быть честным человеком.

Ваши дальнейшие творческие планы?

Монтировать следующий фильм — документальную полнометражную картину об исчезающих музыкальных ритуалах таджиков. И учиться в магистратуре на сценариста кино.

Статья подготовлена: Камила Файзиева
Фото:
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии