Сфера розничной торговли — одна из немногих, которая не только не прекратила свою деятельность во время пандемии и даже строгого карантина, но и в определенном смысле сумела расширить свое присутствие в нашей жизни. Однако это не значит, что она легко адаптировалась к реалиям пандемии. О том, с какими сложностями в этот период сталкиваются представители сферы торговли и как они их решают, нам рассказал Роман Сайфулин, управляющий сети супермаркетов Makro.

Первые дни карантина: кризис и перестройка

На момент начала карантина — как и в весь его период — практически все наши магазины работали. Многие наши сотрудники — студенты, и в первые дни карантина, когда сообщили, что учебные заведения приостанавливают работу, они были вынуждены уехать домой. Мы потеряли около 15% штата, пришлось оперативно набирать новых сотрудников — всего 487 человек. А когда закрылся Ташкент, для живущих в Ташкентской области работников мы срочно арендовали хостелы, оптимизировав распределение по локациям — так, чтобы можно было без какого-либо дискомфорта пешком добираться до магазинов. Мы внедрили ночные дежурства, чтобы даже при возможной задержке смены открывать магазины вовремя. Непросто пришлось и нашему распределительному центру, — к слову, он перешел на круглосуточный режим работы. Сложность же была в том, что мы получили необходимый объем разрешительных стикеров для машин, а вот многие поставщики — нет, из-за чего они часто не могли довезти товары даже до нашего склада. И мы приняли решение, что сами будем приезжать за товаром и развозить его по точкам, что, конечно, сильно увеличило объем работы.

Нынешнее усиление нельзя сравнить с тем, что было в марте

В марте, в первые две недели карантина, очень сильно изменилась потребительская корзина. Люди стали покупать больше потребительских товаров —  картофеля, лука, риса, — а также средств гигиены. Если говорить об объемах, то абсолютный лидер — картофель: в сутки продавался 20-дневный докарантинный показатель.

За период карантина у нас дважды был чудовищный наплыв посетителей. Первый раз, когда объявили, что с понедельника 16 марта вводится карантин, люди скупали крупы, готовые завтраки, картофель, консервы и санитайзеры. А второй наплыв случился после объявления запрета на автотранспорт — люди старались закупаться именно тяжелыми продуктами: картофелем, консервами, минеральной водой.

Нынешнее усиление нельзя сравнить с тем, что было в марте. Нет ни того наплыва посетителей, ни всплеска продаж товаров из определенных категорий, ни спекуляций с ценами на некоторые продукты. Да, было небольшое увеличение числа покупателей (в том числе и онлайн), но в целом все проходит в штатном режиме. Что изменилось, так это требования к гигиене — они стали еще жестче.

Запуск онлайн-доставки

Хотя в стратегических планах компании этого и не было, нам пришлось срочно запустить онлайн-доставку. Услуга неожиданно быстро стала популярной — в пиковые периоды количество заказов доходило до 800 в день, а это очень высокий показатель. Да, были и негативные отзывы: кого-то не устраивал ассортимент, кого-то — время доставки, но претензий к качеству и свежести самих продуктов не было. Главное, что мы прочувствовали этот рынок, и теперь в наших планах на осень — провести ряд больших изменений и вывести онлайн-площадку Makro на новый уровень.

Налоговые льготы, благотворительность и вознаграждение за риск

С начала карантина мы не получали каких-либо специальных налоговых льгот или отсрочек, такой вопрос даже и не стоял. Но мы участвовали в благотворительных акциях, которые, как было сказано позднее, будут приняты в качестве уплаты части налога на прибыль, что тоже льгота. Еще один приятный момент: несмотря на все сложности, у нас получилось сохранить объем всех зарплат. Более того, за риски и переработки мы выплачивали и выплачиваем надбавки и премии.

«Мир никогда не будет прежним»

Пандемия и карантин заставили нас по-новому взглянуть на многие вещи: мы узнали, что такое онлайн-рынок, и поняли, что можем сами в нем работать; перестроили работу нашего распределительного центра и ввели ряд новых товаров, которые, видимо, еще долго будут оставаться на наших полках. Мы еще раз убедились, что главное богатство компании — люди, их образование и подготовка. Сегодня уже можно сказать, что наша сфера адаптировалась к новым реалиям, и продажи остаются в норме. Хотя и не без «но»: в магазины стало ходить меньше людей, изменилась и структура походов: наши самые большие точки потеряли колоссальное количество трафика, а маленькие, находящиеся возле жилых районов, наоборот, нарастили продажи. Видя эти тенденции, скорее всего, мы будем увеличивать количество именно таких маленьких точек вблизи жилых районов.

Статья подготовлена: Филипп Гаджили
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии