23 ноября в театре Марка Вайля «Ильхом» состоялось открытие персональной выставки голландского художника Рональда Кляйера. В мероприятии приняли участие куратор Наталья Мусина, Caravan Group Art Gallery и непосредственно театр. В преддверии выставки в галерее NBU прошла встреча с художником, где подобное происходит регулярно, а куратором традиционно выступает ведущий специалист ГИИУ Джахонгир Темирходжаев. В нашей статье Рональд рассказал о выставке 1 001 портрета «Дружба народов», а также историю о том, как он оказался в Узбекистане и остался здесь жить.


Вслед за Марко Поло

Если во времена Марко Поло путешествия с запада на восток были явлением уникальным, то сегодня, в виду динамично развивающейся экономической и политической жизни в восточных странах, поток людей, который стремится с востока на запад, перекрещивается с теми, кто едет в обратном направлении. Как бы предвидя современные тенденции, 27 лет тому назад в Ташкент приехал Рональд Кляйер — приехал и остался здесь на десятилетия. Возможно, это можно объяснить словами самого Марко Поло, который писал о своем путешествии по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира» — например, о том, что жители древнего Самарканда характеризуются гостеприимством и добрым отношением. Также автор книги упоминает о том, что на этой земле проживают не только мусульмане, но и христиане, что местные жители веротерпимы в отношении друг друга. Приехавший из Европы художник убедился в этом лично. Первый приезд в Узбекистан был связан с приглашением его сокурсника, уроженца нашей страны.

«В Узбекистане много солнца, тепла, особенная колористика, присущая Востоку. Здесь у меня быстро появились друзья как среди коллег, так и среди людей различных профессий. Здесь невозможен синдром “одиночества в толпе”, о чем часто пишут на Западе», — отмечает живописец.

От абстракционизма к реализму

Во время учебы в Гааге в Королевской академии художеств на факультете рисунка и живописи Рональд Кляйер увлекся современными направлениями в изобразительном искусстве. Отдавая должное гениальным творениям Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, он, как и многие молодые современные художники, искал новые пути и возможности, чтобы выразить свое мироощущение нашей эпохи. Но приехав в Центральную Азию, господин Кляйер почувствовал необходимость обратиться к реалистическому искусству.

И кто сказал, что современное искусство должно быть только абстрактным? Придя в живописи от абстракционизма к реализму, художник не оказался первым на этом пути. Такой гранд визуального искусства, как Казимир Малевич, поступил в свое время точно так же. Кстати, и Малевич через своего ученика Усто Мумина (А. В. Николаева) в какой-то степени был связан с нашей страной.

Природа Узбекистана, дары нашей земли оказали свое влияние и подтолкнули Кляйера к работе преимущественно в жанре натюрморта и пейзажа. В этот период творческой деятельности художник практически не изображает людей, но плоды их трудов неизменно дают ощущение человеческого присутствия на полотнах живописца. Специалисты и любители искусства не раз отмечали характерный только ему стиль в изображении окружающей действительности, своеобразность палитры избираемых красок, тонкость и бережность восприятия природы. Мастера отличает сочетание манеры, присущей голландской школе живописи, и солнечная тематика Востока.

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»

Продвижение работ на рынке искусства — важная часть жизни художника. И в эту сферу изобразительного искусства пришли новые технологии, такие как интернет. В наши дни существует большое количество профессиональных сайтов творческих людей, их объединений в художественные группы в различных социальных сетях. Сам Рональд Кляйер скептически замечает, что его

творчество не становится ни хуже, ни лучше от присутствия в интернете.

Он считает, что продвижением художественных работ на этом рынке должен заниматься менеджер, и хорошо, если этот человек будет верить в творчество автора, а еще лучше, если таким человеком окажется кто-то из близких ему людей. В этой области пальма первенства принадлежит музе и супруге живописца Галине Кляйер — именно она способствует тому, чтобы искусство ее супруга стало всеобщим достоянием, и успешно справляется с этой задачей.

Полотна Рональда Кляйера находятся в Государственном музее искусств Узбекистана, в галерее NBU в Ташкенте, в музее Востока в Москве, в музее национального искусства Алматы, а также в частных коллекциях в США, Великобритании, Германии, Нидерландах и других странах. История искусства знает немало примеров, когда музы, жены художников, не только вдохновляют последних на творчество, но и активно помогают в реализации их работ. Ведь как говорил великий Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». К слову, жена всемирно известного Сальвадора Дали, Гала, сыграла неоценимую роль в достижении его признания в мире искусства. Интересно, что на вопрос «Является ли искусство для художника профессией или призванием» художник прямо отвечает, что это профессия, так как ее постигают в стенах учебного заведения.

 

От изображения духа природы к изображению человеческой души

Рональд Кляйер — это личность, которая постоянно развивается, постоянно ищет что-то новое, пытается выразить себя в новых формах, в новых жанрах. Сейчас, почти не работая до этого в жанре портрета, художник сделал его главной темой. Изначально на этот выбор повлияло его преклонение перед искусством великого голландца Рембрандта. Надо отметить, что окружающие художника люди, а их подавляющее большинство — уроженцы нашей земли самого различного этнического и социального происхождения, в немалой степени сподвигли его на поиски. И поэтому ему захотелось запечатлеть их в серии 1 001 портрета «Дружба народов». Часть из них уже находится в выставочном зале театра «Ильхом».

Мечта художника — представить публике в едином пространстве результат исполинского труда.

Статья подготовлена: Каринэ Багдасарова
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии