В начале пандемии предприниматель Владимир Добрынин запустил digital-экосистему Humans — пока это первое суперприложение на рынке Узбекистана, которое объединяет финтех-сервис, маркетплейс и оператора связи. Недавно компания представила финансовые показатели за первое полугодие 2022-го. Судя по динамике, сервис становится популярным. Но Владимир не планирует на этом останавливаться — Humans рассчитывает сократить цифровое неравенство и ускорить темпы цифровизации в Узбекистане. Основатель Humans рассказал The Mag, как будет воплощать амбициозные планы.


Интересно наблюдать, как менялась ваша бизнес-траектория за последние 5-10 лет — управление компанией YOTA, запуск телеком-проектов по всему миру, HR-платформа в США, а теперь финтех-суперапп в Узбекистане. Есть ли у ваших проектов общая миссия?

Меня всегда интересовали проекты на стыке новых технологий и маркетинга, а еще — меняющиеся паттерны потребления информации и контента. Как создать сервис, который качественно изменит жизнь? Как сформировать новые привычки? Каждый проект — это попытка решить эти проблемы разными способами.

Так, в США мы запустили Humans.net — это не просто HR-платформа, а глобальный банк знаний, навыков и возможностей. Приложение Humans.uz в Узбекистане — это финтех-сервис, который упрощает жизнь любого человека, но, в отличие от необанков, не ограничивается финансовыми услугами.

Главная цель моих проектов — это качественное изменение жизни людей за счет создания принципиально нового продукта или сервиса.

Разработка должна быть настолько удобной и интуитивно понятной, чтобы пользователю не приходилось прилагать дополнительные усилия.

С точки зрения бизнеса, ценность этих проектов заключается в уникальных данных о поведении и предпочтениях людей. Я считаю, что стоимость современной компании должна в первую очередь зависеть от глубины и качества собранной информации о пользователях. Чем выше качество данных, тем выше оценка бизнеса на рынке.

За последние пару лет все больше компаний нацелилось на узбекистанский рынок — о планах запуститься в стране говорят как гиганты вроде Renault, так и локальные успешные стартапы, например, украинская Rozetka. Инвесторы тоже заинтересовались локальными игроками. С чем, по-вашему, связан этот тренд? Humans тоже реагирует на рыночные тенденции?

Экономика Узбекистана сейчас переживает подъем: ВВП стабильно растет, а с ним — и инвестиционная привлекательность. Влияет и законодательство — вести бизнес в стране относительно просто.

Конечно, это не единственная экономика, которая находится на подъеме. Но Узбекистан развивается быстрее других регионов. В отличие от большинства стран Евразии, его ждет кратный экономический рост.

Еще одно преимущество — население. В Узбекистане много молодых и образованных жителей, которые пока не имеют богатого опыта использования цифровых услуг, но быстро адаптируются ко всему новому. Я думаю, что массовое подключение к цифровым сервисам и быстрый рост их количества — это уже вопрос времени.

Интересно, что вы запустили Humans как финтех-суперапп именно в Узбекистане — для вас это был ключевой рынок на старте, а не еще одна точка в рамках экспансии. На что вы опирались, когда выбрали такую стратегию? И куда планируете двигаться дальше?

Мы начали делать первые шаги в Узбекистане ровно три года назад — без офиса, без большой команды, без детальных исследований рынка. Но на тот момент мы уже понимали, какие услуги нужны пользователям практически в любой стране: удобные платежные инструменты, гибкий конструктор мобильной связи, система получения кешбэка, адаптированная под местную специфику. Узбекистан стал отправной точкой, в которой мы запустили глобальную модель.

Я уверен, что бизнес-модель Humans может работать на любом рынке.

Мы уже планируем запускать бизнес в Германии — технологическая начинка останется прежней, изменятся только маркетинговая упаковка и позиционирование.

В интервью казахстанскому Forbes в 2021 году вы говорили, что Humans растет на 10-15% от месяца к месяцу. Для такого специфического бизнеса, как суперапп с финтех- и телеком-сервисами это хороший результат или еще есть куда стремиться? Насколько ваша стратегия запуска себя оправдала?

Лучше всего результат отражают цифры за первое полугодие 2022-го. Особенно если учесть, что мы живем в период глобального кризиса, который так или иначе затронул бизнес по всему миру. Выручка компании в Узбекистане выросла на 57% в сравнении с 2021-м — за 6 месяцев она составила $14.7 млн. А общее количество активных пользователей сервисов Humans превысило 2 млн человек.

С начала года было активировано 253 тыс. банковских карт Humans VISA, и тут мы снова улучшили свой прошлогодний показатель — на 62%. Количество транзакций по сравнению с 2021-м выросло на 364%. За последние полгода пользователи перевели свыше 254 млрд сумов, а в маркетплейсе потратили 134 млрд.

Традиционные бизнес-модели, такие как устаревший необанкинг или нишевые виртуальные операторы связи, уже не могут и никогда не смогут обеспечить аналогичных темпов роста. Вы верно заметили, что мы строим суперапп. Это сложный бизнес, но он дает колоссальные возможности для роста.

За последние 4 года инвестиции в IT-сектор Узбекистана выросли в 4 раза. Насколько по-вашему развита цифровая экономика в стране? Планируете ли вы как-то повлиять на динамику в отрасли?

Мы уже влияем, причем по двум направлениям сразу. С одной стороны, открываем жителям Узбекистана доступ к digital-услугам, сокращаем цифровое неравенство между столицей и регионами. А с другой — строим рабочую бизнес-модель на базе новых технологий. Для предпринимателей и инвесторов это сигнал, что в стране можно и нужно развивать новые отрасли экономики — более устойчивые и современные. Humans воплощает эти принципы на практике.


Насколько вам удалось влиться в местное комьюнити? Что интересного вы узнали о культуре, бизнесе, жизни в Узбекистане в целом?

Узбекистан разный: через каждые 200-300 км вы оказываетесь в новой среде со своими обычаями, традициями, кухней. Но туристических поездок недостаточно. Вас везде встретят гостеприимно, но чтобы по-настоящему понять людей, нужно перестать быть гостем — и стать своим. Только тогда Узбекистан раскроется перед вами полностью.

Офисы Humans разбросаны по всему миру: Сингапур, Нью-Йорк, Варшава, Ташкент. Как чувствует себя руководитель такого космполитичного бизнеса? И как вы выстраиваете график, чтобы соблюдать баланс между работой и личной жизнью?

Парадоксально, но пандемия подарила нам свободу. Мы и раньше приветствовали удаленный формат работы, просто теперь его проще внедрить. Люди сами выбирают, где им жить и работать — это открывает новые возможности, но в то же время налагает большую ответственность. И все же с таким подходом и в такой среде проще найти баланс.

У нас также есть мысли о переходе на четырехдневный рабочий график с дополнительным выходным в середине недели. Для начала мы решили отказаться от митапов по средам — этот день у нас свободен от звонков и встреч. Продуктивность от этого только повышается, а вот усталости и неудовлетворенности становится меньше.

Интересная деталь из вашей биографии — вы выступали креативным продюсером анимационного сериала Booba и даже продали его Netflix. Как так вышло? И помог ли вам этот опыт в дальнейшем?

Проект, как это часто бывает, начался с одного разговора за кофе и стратегии на салфетке. Мы набросали идеи, и я взялся за брендинг, разработку характера главного героя и креативную линию сериала. Эта работа была знакома мне по рекламной индустрии.

С одной стороны, креативный продюсер выполняет довольно прозаичные задачи, например, я часами отсматривал сценарии, аниматики, фоны, музыку. С другой — именно продюсер держит в уме генеральную идею и концепцию, которой нужно следовать. Владелец бизнеса занят примерно тем же — он уделяет внимание необходимым деталям, но всегда помнит о главной цели.

В случае с Booba мы хотели сделать популярный продукт. В итоге сериал собрал более 3 млрд просмотров на YouTube и заинтересовал Netflix.

Вы уже запускали бизнес более чем в 10 странах. Понятно, что везде своя бизнес-специфика. Но что касается менеджерских soft skills — приходится ли вам «переключать регистры», когда вы коммуницируете с сотрудниками из разных регионов?

Я верю в универсальные ценности, на которые не влияют культурные различия. Например, понятия свободы и полезности везде одинаковы.

Мы в Humans придерживаемся принципа «Люди для людей», поэтому одним из ключевых навыков в компании считается умение слушать — и не важно, в каком юните и стране ты работаешь.

Еще очень важно, чтобы руководитель всегда излучал веру и четко транслировал ценности — тогда команда будет понимать, что хорошо, а что плохо, и куда движется проект в целом.

А куда вы планируете двигаться дальше? И есть ли планы осваивать новые индустрии?

Сейчас нас интересует экспансия в другие страны. В Узбекистане мы рассчитываем на серьезный рост экосистемы, а также планируем объединить ее с HR-tech-проектом Humans.net. Хочется создать универсальную платформу, которая поможет человеку эффективнее управлять не только своими деньгами, но также временем и возможностями.

Иногда у предпринимателя интересы разделяются: бизнес — это бизнес, а есть проекты, которые создаются для души. Вот как у Илона Маска — есть электрокары и космос, но еще он инвестирует в ИИ и нейронауки, потому что верит в их будущее. Какие технологии и разработки вызывают у вас энтузиазм?

Честно говоря, сейчас нет времени на побочные проекты — нужно сфокусироваться на основных бизнес-задачах, а их немало. Но есть несколько продуктов, над которыми работает команда Humans — это энтерпрайз-витрина для управления процессами в организации и мессенджер с интересной концепцией. Смотрю за их развитием с большим любопытством.

А вообще когда-нибудь в будущем я хотел бы запустить проект, связанный с искусственной кровью — с анализом и синтезом крови, с коррекцией ее состава, профилактикой и лечением заболеваний. Это направление обладает большим потенциалом, оно про данные о людях, оно для людей.

Статья подготовлена:
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии