«Журналистика бывает только двух типов: качественная и некачественная», — цитирует своих преподавателей Саида Сулайманова, директор ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан». В современном мире все завязано на информации, и те, кто грамотно ее производит, упаковывает и доносит до читателей — на вес золота. Именно поэтому миссия Центра — повышение качества журналистики в Республике Узбекистан через выявление проблемных зон, просвещение, создание качественного контента, соответствующего самым высоким стандартам правдивости, объективности, вовлечения и виральности. В беседе с Саидой Сулаймановой мы затронули острые вопросы: существует ли в мире свободная и независимая пресса, как определить качество журналистского контента, откуда берется обилие непроверенной информации в СМИ и каких принципов придерживаются в работе современные журналисты.

Для чего вы решили создать ННО, помогающую развитию журналистики в Узбекистане?

У истоков ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан» стояла инициативная группа граждан из трех человек. Они и зарегистрировали Центр в Министерстве юстиции РУз 2 ноября 2018 года. Наш Центр — небольшая и достаточно молодая общественная организация, которая представляет медиасегмент гражданского общества Узбекистана, тоже только-только набирающего темпы развития.

Почти 25 лет в медиасфере у нас была одна организация гражданского общества.

Монополизация, отсутствие здоровой конкуренции — это всегда стагнация и тормозящий фактор в развитии любой сферы, особенно в области медиа и коммуникации.

Появление второй общественной организации республиканского уровня, которая занимается современными медиатехнологиями, созданием качественного контента и развитием масс-медиа, стало очень важным и своевременным.

Центр нельзя сравнить с такими мощными организациями, как Общественный фонд поддержки национальных масс-медиа. У них большие ресурсы и солидный опыт, фонд собрал под своей эгидой множество структур, которые создали серьезную корпорацию с большими возможностями и влиянием. Мы же — маленькая организация гражданского общества, которая только возникла и работает всего 2.5 года. Что особенно важно, организация эта самоинициированная, это отличает ее от многих других. То, что наше ННО сделало за два года, заслуживает уважения: о нас знают, о нас говорят, у нас большой пул медиа-тренеров, коучей, менторов, журналистов, особенно в регионах, чиновников, сотрудников государственных органов, блогеров, работников системы пресс-служб, представителей ННО из других сфер. Думаю, мало кто из маленьких молодых организаций за столь короткий срок на абсолютно новом, развивающемся рынке смог достичь таких заметных результатов.

Какие основные направления деятельности у Центра?

ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан» работает в нескольких направлениях:

  1. Обучение и переобучение журналистов, блогеров и сотрудников пресс-служб — одна из наших ключевых задач.
  2. Создание журналистского медиа-контента, работа над региональными и международными медиа-проектами, создание мультимедийных материалов. Мы сотрудничаем с национальными и международными организациями, чтобы продвигать новые стандарты и критерии качественного контента.
  3. Экспертиза, мониторинг и оценка индикаторов развития медиасферы.

Что такое качество современной журналистики и как его можно измерить?

Еще одно из направлений нашей деятельности — содействие росту качества национальной журналистики до уровня продвинутых международных стандартов.

Качество журналистики — достаточно сложный, но в то же время простой параметр.

Современный контент должен соответствовать как минимум четырем важным критериям, которые и определяют его качество. Он должен быть:

  • важным и нужным;
  • близким читателям;
  • полезным, иметь практическую ценность;
  • интересным: одновременно и информативным, и развлекательным.

На мой взгляд, если наши медиа, блогосфера и лидеры мнений при создании контента будут ориентироваться на эти 4 ключевых индикатора качества контента, от этого выиграет вся сфера.

Какие практические шаги предпринимает ННО для развития журналистики в Узбекистане?

Один из стартовавших в июне проектов — Data School MJDC для 20 журналистов и блогеров Узбекистана. Data School MJDC реализуется при поддержке IDEM (Институт демократии, масс-медиа и культурных связей Германии) в рамках проекта «Media — Professionalization of independent reporting based on data journalistic formats». 21-24 июня 2021 в Самарканде проведен первый модуль Data School MJDC по курсу «Как научиться создавать материал на основе данных: от идеи до воплощения». Будем готовить специалистов, заинтересованных в работе с открытыми данными, тех, кто хочет заниматься или уже занимается визуализацией. Это направление журналистики — одно из самых неразвитых в Узбекистане даже по сравнению с соседями по региону. У них давно созданы Data School, которые зарекомендовали себя и отлично работают на международном рынке. Их менторов и коучей приглашают на международные площадки и ивенты проводить тренинги, семинары.

Мы пытаемся охватить региональных профессиональных журналистов, блогеров и начинающих лидеров мнений, которые хотели бы работать с коммуникациями и масс-медиа. Это важно, потому что столица давно и хорошо охвачена ивентами, программами и грантами, а регионы проседают, мало кто хочет ими заниматься. Я рада, что мы с самого начала взяли фокус на регионы и работу с региональным медиасообществом.


Насколько сегодня журналистика в Узбекистане независима и есть ли вообще независимая журналистика?

Нигде в мире независимой журналистики как таковой нет. Она обязательно зависит от многих факторов — воли издателей, от целей и задач рекламодателей, конъюнктуры рынка, от государства, от денег больших и малых спонсоров. События последних стремительных лет показали, что любая журналистика так или иначе несвободна как раз потому, что абсолютной независимости и абсолютной свободы не бывает в принципе.

Что для вас понятие «свобода слова»? Где грань свободы слова и вседозволенности?

Свобода слова — заветная мечта всех людей, особенно журналистов, у которых она — рабочий инструмент. Но надо трезво смотреть на жизнь и понимать, что абсолютной свободы не существует.

Свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.

Как только мы злоупотребляем своей свободой, мы ограничиваем права и свободы других, в том числе, право на свободу слова. Настоящая свобода слова может быть только там, где у медиасообщества есть достаточная правовая грамотность и гражданская позиция, соблюдаются нормы профессиональной этики. Готовность к ответственной работе, производству материалов, взвешенному отношению к каждому своему слову и эфиру. Прав и свобод не существует без ответственности перед обществом, гражданами и всеми теми, чьим интересам журналист служит.

Узбекистан опустился в рейтинге свободы прессы и занимает место в конце списка. Почему так происходит?

В рейтинге свободы прессы Узбекистан давно опустился, и серьезных скачков вверх не наблюдается. Мы в этом рейтинге занимаем ровно то место, которое и должны, исходя из того, что представляет собой наша медиасфера. Пока она не превратится в сферу, свободную от конъюнктур и влияний изнутри и извне, пока медиа не станут действительно независимыми бизнес-структурами, и сюда не придет свободный капитал, проблематично говорить о том, что наша сфера будет развиваться. Журналистика может развиваться, а медиа — становиться независимыми, отражать спектр мнений и многообразие существующих в обществе позиций только тогда, когда они будут материально, финансово и технически независимы от своих создателей. Пока говорить об этом не приходится.

Какое будущее вы видите для журналистики Узбекистана?

С формальной точки зрения создать СМИ очень просто, решение юридических вопросов занимает всего несколько часов. Но превратить это медиа в успешный канал, охватывающий большую аудиторию и генерирующий важный и полезный людям контент, который будет хорошо заходить, пользоваться спросом и хорошо продаваться, — это другая сторона вопроса и большая проблема. На нашем рынке не хватает нишевых медиа, небольших отраслевых СМИ, которые представляют интересы и мнение национальных и профессиональных сообществ, сообществ по интересам и так далее. Мне кажется, что будущее именно за ними, что и мир, и рынок масс-медиа будут развиваться в направлении увеличения количества нишевых медиа.

Насколько сложно работать журналистом в нашей стране?

Во всем мире профессия журналиста всегда была и будет опасной. Особенно для тех, кто занимается поисками истины, расследованиями или сферами, где присутствуют интересы больших политических или бизнес-элит. В Узбекистане еще много проблем с доступом к информации, несмотря на предпринятые государством меры (например, закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»).

Тяжело раскрывать сложные и проблемные темы, трудно достать информацию и получить ее в сроки, указанные в законе.

У нас по-прежнему болезненно относятся к критике, поэтому выходит мало объективных критических материалов. Все это теряется в обилии непроверенной информации в интернет-СМИ и соцсетях, что объясняется нехваткой профессионализма у журналистов в регионах.

Что самое привлекательное в вашей профессии? И что больше всего раздражает?

Люди — самое привлекательное в профессии. Профессионалов отличает небезразличие и живой интерес к людям, жизни, к своей сфере и обществу. Пожалуй, этот неподдельный интерес к тому, что происходит в социуме, и есть самое важное качество, без которого не стоит даже приходить в профессию и начинать себя в ней искать и реализовывать.

Эта профессия — служение людям.

Она для тех, кто готов работать не только на свой карман, свои потребности и интересы, но и на то, чтобы удовлетворять спрос общества на объективную, тщательно проверенную информацию. Она для тех, кто готов создавать у аудитории грамотное, не деформированное представление о том, что происходит в его организации, на его улице, в его махалле — в целом в его стране и мире. На мой взгляд, для того, чтобы наша журналистика развивалась в русле передовых современных тенденций и трендов, мы должны параллельно развивать все остальные сферы нашей жизни. Потому что журналистика, хотим мы того или нет, — это отражение общего состояния развития страны, социума и государства.

От чего бы вы хотели предостеречь человека, только вступающего на путь журналистики? Есть ли у вас свой топ «запретных» вещей в работе в сфере СМИ?

Я никогда не думала о топе запретных вещей. Есть несколько принципов, которых я придерживаюсь сама и которые стараюсь привить коллегам, студентам, партнерам, работающим с нами на одной площадке:

  1. Не лгать. 
  2. Не пытаться изменить медиа под себя. Каждое СМИ должно быть сконструировано и подстроено не под интересы одного человека, а под интересы той группы людей, чьи интересы оно представляет.
  3. Не приходить в журналистику, не браться за перо и клавиатуру, если ты не уверен, что это твое призвание. Считаю, что в журналистику, как в медицину или космонавтику, люди должны приходить исключительно по призванию. Если у них есть потребность доносить людям информацию и делать это максимально честно.

Какие планы у ННО, планы по дальнейшему эффективному развитию журналистики в стране?

У нашего Центра много планов. В этом году мы реализуем 8 проектов, в том числе три долгосрочных, рассчитанных на три года. Это, например, очень амбициозный проект по внедрению медиа- и информационной грамотности в систему образования Узбекистана. Мы взялись за него, не до конца понимая, как будем его делать. Начали с обучения стейкхолдеров проекта, — тех госорганов, которые принимают решения о внедрении медиаграмотности в образовательную систему. На этот вызов сегодняшнего дня мы должны ответить, мы и так значительно отстаем от многих стран в развитии медиаграмотности и медиаобразования в целом. Если сегодня не будем этим заниматься мы, этим займутся совсем другие силы. Не обращать внимания на медиаграмотность молодежи — это игнорировать ту среду обитания, в которой она живет: медиа, социальные сети и другие коммуникации.

В будущее мы смотрим с большим оптимизмом и надеемся, что сможем реализовать все эти планы. У нас пока небольшая организация, молодая команда и не так много ресурсов, но главное — есть хорошие партнеры и «безумие» (в хорошем смысле), чтобы делать то, что нас вдохновляет. А с таким багажом всего можно добиться!

Статья подготовлена: Александра Стимбан
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии